Колокольня строилась с 1893 по 1901 год по проекту архитектора А.Н. Никитина. 72-метровая, пятиярусная колокольня фланкирована с юга и севера трехэтажными корпусами. Ярусы колокольни имеют квадратные планы за исключением 5-го, восьмерикового яруса. Завершением служил 8-лотковый купол с небольшой главкой на граненом барабане. В основе фасадной композиции колокольни лежит ордерная система, придавая сооружению сугубо классицистический характер. Проездная арка в 1-м ярусе ведет на площадь перед Троицким собором, расположенным в 55 метрах восточнее колокольного корпуса. В решении фасадного убранства нижних ярусов колокольни просматривается прямая связь с главным храмом обители. Так же как в соборе, нижний объем колокольни разделен по горизонтали антаблементом, стены расчленены полуколоннами и завершаются треугольными фронтонами с круглыми окнами в тимпанах. Замковые камни арок на верхних ярусах украшают лепные барельефы с изображениями образа Божией Матери «Умиление», Святого Георгия Победоносца и Херувима. На 3-м и 4-м ярусах размещались колокола, самый большой из которых, весом 500 пудов был пожертвован братьями Рукавишниковыми. В проемах арок 5-го яруса неизвестной благотворительницей были устроены часы, которые каждую четверть часа вызванивали «Пресвятая Богородица, спаси нас!».
В советское время колокольня лишилась завершения, на месте купола с главкой разместилась тарелка ретранслятора. В 1993 году завершение было выполнено вновь силами монастыря без согласованной проектной документации и с отклонениями от исторического облика.
Научные исследования и работа над проектом проходили в июле-августе 2012 года. Для графической реконструкции утраченного завершения были использованы архивные фотографии начала ХХ века с изображением колокольни в панораме монастыря. На всех панорамных снимках четкость изображения не очень высока, что связано с расстоянием, с которого производилась съемка. Тем не менее, с одной из них фотографии М.П. Дмитриева 1904 года из Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, методом цифрового увеличения с подлинного стеклянного негатива получено вполне сносное изображение завершения колокольни. По этому снимку было выполнено графическое построение купола и главы. Благодаря удаленной точки съемки колокольня изображена практически без перспективных искажений, что позволило довольно точно определить геометрические параметры утраченных частей памятника.