С дальних окраин или с Волги видна стройная вертикаль, располагающаяся недалеко от Спасо-Преображенского собора и храма царевича Димитрия «на крови», венчающая ансамбль Угличского кремля. Это колокольня Спасо-Преображенского храма. Она гордо возвышается над кронами близ стоящих деревьев. Вероятно, что с древнейших времен при Спасо-Преображенском соборе уже существовала колокольня, но впервые сведения о ней связаны с трагедией, которая произошла в Угличе в конце XVI века. Тогда весной 1591 года вдовый поп Федот Огурец возвестил местным жителям набатным звоном об убийстве малолетнего царевича Димитрия, последнего из династии Рюриковичей. Была учинена жестокая расправа над возможными убийцами, многие горожане были сосланы, а вместе с ними и колокол, который послужил «виновником» страшных событий. Его возвращение из сибирской ссылки произошло спустя 3 сотни лет.
Известно, что в XVII веке над входом в собор была устроена деревянная шатровая колокольня. Когда был возведен новый храм, появилась необходимость и в новой колокольне. Однако она была построена позднее, в 1730 году, скорее всего по причине петровского распоряжения, данного в 1714 году, согласно которому всякое каменное строительство по всей стране было запрещено, помимо Санкт-Петербурга.
Колокольня относится к типу, распространенному в XVIII столетии, она ярусная, восьмигранная. Мощный нижний столб завершен открытыми арками яруса звона. Над массивным основанием неожиданным образом поднимается пара стройных изящных восьмерика и построенная позднее глава чашевидной формы. Нарушение пропорций объясняется просто, здание колокольни нужно было влить в существующий кремлевский комплекс, соотнести с собором. В этом случае соразмерный стройный объем явно потерялся бы, а огромные венчающие восьмерики, соответствующие основанию, образовали бы массивное здание, которое доминировало бы над собором. Отыскав выход из непростой ситуации, зодчие предложили как бы компромиссный вариант, смотрящийся интересно и оригинально.
Особенности колокольни в корне отличают ее от правильного утонченного собора. Для нее характерна грубая архаичная пластика, которая выражается в произвольных линиях, отсутствии геометризма, незамысловатом наборе элементов. Но данный контраст не заметен. Спасо-Преображенский храм и колокольня представляют собой единый превосходный архитектурный ансамбль, находку провинциальных зодчих.
Издавна еще на старой колокольне были установлены часы, которые звоном колоколов отбивали время. На новом здании они функционировали до конца XIX века. Потом их не стало. В 1980-х годах на местном часовом заводе мастера изготовили башенные часы. Их вновь установили на колокольню. В то же время был реконструирован и уничтоженный в 1920-х годах набор колоколов. Колокола были собраны по деревням и храмам, где чудом сохранились эти гонимые музыкальные инструменты.
В настоящее время, как и во все предыдущие столетия, над Угличем разносится мелодичный звон колоколов.