Силуэт надвратной колокольни Санаксарского монастыря неуловимо напоминает силуэты питерских колоколен. Схожа она и с башнями ограды Александро-Невской Лавры. Это, как правило, отмечают паломники из Санкт-Петербурга. Символично, что в Александро-Невской Лавре, тогда она ещё имела статус монастыря, подвизался некоторое время преподобный Феодор Санаксарский. Строительство санаксарской колокольни было начато при самом преподобном, а окончено уже в 1776 году, при новом настоятеле, иеромонахе Иоиле. Тогда же в ней устроили и освятили церковь в честь Преображения Господня. Над украшением её тогда трудился всё тот же иеродиакон Филарет Былинин Ф. И. Здесь также прослеживаются стили как барокко, так и классицизм. Звонница Санаксарского монастыря состояла в ХIХ веке из 12 колоколов, из коих один, отлитый в 1788 году на средства благодетелей, весил 237 пудов.
С приходом советской власти здание санаксарской колокольни, как и другие строения обители, перешло в собственность государства. Из церкви Спаса Преображения были изъяты ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. В 1920-е годы в Санаксарском монастыре действовала коммуна «Новая Жизнь». Был запрещён колокольный звон. В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. Местные власти окончательно закрывают монастырь в 1929 году. Вандалы сбивают кресты и главки с колокольни, с собора Рождества Богородицы, с Владимирской церкви и др. Так же были сброшены и колокола с Санаксарской «свечи». В проездной арке под колокольней богохульники изуродовали росписи святых. Позже здание колокольни с церковью Преображения Господня, как и все постройки бывшей обители, передали в ведение школы сельских механизаторов, в некоторых из них организовали гаражи. Для проезда техники расширили арку въездных ворот; колокольня от таких действий могла в любой момент обрушиться. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда неравнодушные люди забили тревогу, после чего на высшем уровне решено было восстановить Санаксары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.