Колоцкий женский монастырь, до ХХ в. бывший мужским, был основан можайским князем Андреем Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского) в память обретения земледельцем Лукой чудотворного образа Богородицы в 1413 году. В XVI в. один из богатейших в Можайских краях. В Смутное время и в 1812 сильно разорен, перед революцией немноголюден. Надвратная колокольня, корпуса келий и ограда выстроены во 2-й пол. XVIII в. Закрыт в 1920-х, занят интернатом. Постройки пострадали в 1941, частично разобраны. Во 2-й пол. ХХ в. был занят школой и сельским роддомом. Открыт в 1993 как подворье Спасо-Бородинского монастыря, самостоятелен с 1997.
Собор Успения Пресвятой Богородицы каменный, шатровый, в XV-XX вв. место хранения главной святыни монастыря — чудотворной иконы Божией Матери Колочской (утрачена в середине ХХ в.), и трапезная Богоявленская церковь, существовавшие в монастыре в XVI в., после разорения в Смуту были разобраны. Ныне существующий собор с ярусным завершением в стиле барокко выстроен на основе небольшого храма XVII в. В трапезной имелись Ильинский и Никольский приделы. Закрыт собор в 1934 году, в 1941 году сильно разрушен. Частично отреставрирован в 1960-х.
Церковь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы в Колоцком монастыре. Это домовый храм, устроенный в братском келейном корпусе постройки 1785 года. Внешне выделен главкой.
Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен.
После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году.В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 1920-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм.
В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна.
С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей.В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.
До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.
В 1950-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов.
В конце 1960-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
С начала 1980-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне.
В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь.
27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте.
Официальный сайт Успенского Колоцкого женского монастыря и pravoslavie.ru
Скромный в наши дни Колоцкий монастырь имеет почти шестивековую историю, однако его религиозное служение имеет более короткий стаж. Колоцкий монастырь был основан в 1413 году удельным можайским князем Андреем Дмитриевичем. Основание монастыря связано с явлением около реки Колочь чудотворной иконы Божией Матери. Эта икона была одной из первых явленных икон на московской земле. История её обретения нашла отражение в 22 общероссийских летописях ХV-ХVII вв, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося I половиной ХVI века «Повести о Луке Колочском».
Местный житель, крестьянин Лука, случайно увидел на дереве возле реки Колочь икону Божией Матери, которая позже прославилась исцелением больных. Случилось это в далёком 1413 году. Летописи и людская молва рассказывают, что когда Лука принёс найденную им икону в свой дом, от неё тут же получил исцеление лежавший в избе больной его родственник. Затем Лука отправился с иконой в Можайск, где его с почётом встретил князь Андрей Можайский, и снова произошли многие знамения и чудеса от иконы. Принёс Лука икону и в Москву, где его встретил глава Русской православной церкви святой митрополит Фотий. Походы с иконой по городам дали возможность Луке обогатиться. Он возвратился в родные места, построил себе каменный дом, нанял слуг. Своё богатство он тратил только на себя; завёл охоту, увлёкся пирами с плясками и винопитием и в конце концов пристрастился к пьянству. За всем этим беспутным поведением пришли болезни, и только тогда Лука понял, что это наказание за его неразумную жизнь. Вместо помощи людям он думал только о себе и своих удовольствиях. Лука осознал всё это, пожалел о содеянном, позвал на помощь себе князя Андрея Можайского, попросил его продать всё его имущество и на вырученные деньги устроить мужской монастырь; первым пострижником этой новой обители стал сам Лука. Князь Андрей Можайский пожертвовал монастырю земельные угодья с крестьянами, на протяжении всей его жизни, заботился о благоустройстве и развитии обители, которая год от года крепла. Но никогда Колоцкий монастырь не был большим и богатым, однако он верно служил Богу и людям, по мере своего благосостояния вёл строительно-ремонтные работы, осуществлял благотворительные и иные социальные функции.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в ХV веке. Особо почтительное отношение к Колоцкому монастырю сохранялось в ХVI веке, его игумены ставили свою подпись под важнейшими государственными документами. Стоит сказать, что царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери. Во время Польско-Литовского нашествия в 1609 году монастырь был практически полностью разорён и долгое время не мог отойти от этого погрома, но монашеская жизнь в нём продолжалась. Благодаря святому образу, обитель быстро восстановилась. К началу ХVII века монастырю принадлежало 73 крестьянских двора и подворье в Москве. Но в конце ХVII века в монастыре наметился упадок, в 1724-25 гг. он был приписан к московскому Новоспасскому монастырю; в нём жили только 15 монахов. В 1726 году монастырь вновь стал самостоятельным. Вспоминая славное прошлое Колоцкого монастыря, императрица Екатерина II в 1784 году выделила ощутимые средства на его ремонт; были отстроены новые настоятельские кельи, ограда с башнями, обновлены братские кельи и трапезная. Но монастырь так и не смог вернуть себе былую славу, в этом одна из причин того, что его передали в Смоленскую епархию из Московской епархии. Монастырь содержал школу, имел приют для странников и богомольцев.
В 1896 году в Колоцкой обители жили всего восемь насельников. Успенский монастырь в царский период редко посещали знаменитости. В 1804 году в монастырь приехал митрополит Московский Платон (Левшин). В 1818 году монастырь посетил император Александр I, ему преподнесли копию чудотворной Колочской иконы. В 1837 году в монастырь приехал тогда наследник русского престола царевич Александр Николаевич (будущий Александр II), который сделал щедрое пожертвование. Особо торжественно в монастыре проводились ежегодные крестные ходы к святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Недалеко от этого святого источника стояла часовня. Крестный ход всегда проводили на следующий день после празднования иконы Казанской Божией Матери — 9/22 июля.
История Колоцкого монастыря связана с событиями двух отечественных воин — 1812 и 1941-1945 гг. В 1812 году перед Бородинским сражением в обители несколько суток находилась штаб-квартира главнокомандующего русской армии генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова (1745-1813). Сюда подошли главные силы русской армии. Тогда именно здесь генерал от инфантерии, князь П. И. Багратион (1765-1812) и подполковник Д. В. Давыдов (1784-1833) обсуждали создание партизанских отрядов. Затем русские войска ушли к селу Бородино, где позиция была более удачной для предстоящего боя. Под стенами обители происходили упорные бои русских и наполеоновских войск. У стен монастыря погибло немало русских солдат и офицеров, когда отступавшие к Бородинскому полю русские войска вели здесь бои. Так, 24 августа (5 сентября) войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Креца и Сиверса вступили в ожесточённую схватку с авангардом французской армии у стен древней обители. Здесь тогда погиб и храбрый генерал-майор Всевеликого войска Донского Иван Козьмич Краснов; он был похоронен на территории монастыря. Французы всё-таки заняли монастырь. В нём 26 августа 1812 года разместился штаб французской армии и госпиталь. Тут останавливался Наполеон; он с монастырской колокольни обозревал поле предстоящего сражения, и, по преданию, на стене колокольни сделал собственноручную надпись из двух строк. Французы осквернили обитель, разграбили её имущество, после чего древние постройки просто-напросто подожгли. Казаки легендарного атамана М. И. Платова после кровопролитных боёв вошли в монастырь, французы были вынуждены отступить. После военных событий и варварских действий французов в 1812 году Колоцкий монастырь сильно пострадал, его смогли полностью восстановить только в 1839 году; из казны Синода было отпущено 10 тысяч рублей. В годы игуменства Иоасафа на эти деньги был отреставрирован собор, возобновлён иконостас, расписаны стены главного храма.
Вскоре после 1917 года монастырь закрыли. В 1918 году местные власти в обители организовали коммуну бедноты. Ещё 17 лет действовал как приходской храм Успенский собор монастыря. Последних восемь монахов (младшему из них было 63 года) и игумена Никона местные безбожники расстреляли во дворе монастыря только по подозрению в контрреволюционной деятельности. В 1934 году Успенский собор закрыли, его здание передали размещавшейся на территории монастыря с 1932 года школе-интернату для глухонемых детей. В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. бывший монастырский комплекс использовался для размещения банно-прачечного отделения и госпиталя. В послевоенный период здания упразднённого монастыря использовались для самых разных светских целей. Здесь находились школа, родильный дом, сельсовет. Исторические здания перестраивали под утилитарные нужды, часть зданий разобрали на кирпич.
В 1966 году разрушили придорожную и надкладезную часовню над почитаемым источником на месте явления Колочской иконы Божией Матери. В 1970-е годы был утерян оригинал Колочской иконы Божией Матери. В конце 60-х гг. ансамбль бывшего Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства, после чего была проведена частичная и посильная реставрация бывшего монастырского ансамбля под руководством выдающегося архитектора-реставратора Николая Ивановича Иванова и в 1989 году советским архитектором Юрием Петровичем Мосуновым. Приведённые в относительный порядок здания были в 1980-е годы переданы на баланс Бородинского военно-исторического музея. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д. В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне.
В 1993 году в зданиях Колоцкой Успенской обители было открыто подворье расположенного неподалёку женского Спасо-Бородинского монастыря. А в 1997 году Колоцкий монастырь был возрождён как женская обитель. Сейчас в обители живут около 10 сестёр. После возрождения монастыря его сёстры восстановили (возвели) деревянную надкладезную часовню над почитаемым святым источником на месте явления Колочской иконы Божией Матери в 500 метрах от обители. В день празднования этой иконы 9/22 июля совершается из монастыря крестный ход на этот святой источник, что является возрождением древней традиции Колоцкой Успенской обители. Хотя в наши дни неизвестно, где находится чудотворная Колочская икона Божией Матери, сохранились только два чтимых списка с неё. 27 июня 1998 года из Москвы в Колоцкую обитель был принесён список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, будучи старшим научным сотрудником НИИ Киноискусства в городе Москве, завещал своей дочери Елене Владимировне после своей смерти отдать икону в Успенский Колочский монастырь. В 2003 году чудотворный список был перенесён из домового храма во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Успенский собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном киоте. Другой список 1689 года находится в Петропавловском приделе Успенского собора в Московском Кремле.
Последний раз монастырь реставрировался в 2012 году при подготовке празднования 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. 29 июня 2012 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 3 рубля с изображением Успенского Колоцкого монастыря в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 5000 экземпляров.
Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. — М.: Вече, 2005
За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске — храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря — датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений — временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича, либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители.
По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете… пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».
В 1778 г. К. м. осматривал Смоленский наместник кн. Н. В. Репнин, после чего распорядился выделить строительный лес для ремонта обветшавших построек. В сент. того же года отмечалось, что «в церковной кровле с восточной стороны бывшая от дождей течь начала вредить каменной над алтарем святого Пророка Илии свод, и для того оная крышка с той стороны перечинена и во оной сделано вновь слуховое окно», переделаны обветшавшие «окончины». Церковь (за исключением глав), как и трапезная, во 2-й пол. XVIII в. оставалась с деревянной кровлей. К 30-м гг. XIX в. каменный Успенский собор с приделами, пристройками и крытой галереей был благоустроен и утеплен после ремонта в 1816 г. В нем находился иконостас столярной работы с вызолоченной резьбой. За правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами и резными фигурами и украшениями хранилась Колочская икона Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе с коронами и драгоценными камнями на венцах Богородицы и Спасителя. Пред иконой каждую субботу совершалось акафистное пение. В 1839 г. с иконы была снята для очистки и поновления серебряная риза, в 1841 г.- золотая сетка, вероятно для того, чтобы заменить новой.
В писцовой книге 1626/27 г. упоминаются также 2 др. храма. Это ц. в честь Богоявления, «каменна на потклете теплая с трапезою да с келарскою и та церковь развалилась. А в ней образов и всяково строения нет». Под трапезной храма размещались хозяйственные помещения. Очевидно, после Смутного времени ветхий храм был разобран либо перестроен под хозяйственные нужды братии.
В кон. XVI в. в обители под каменной колокольней находилась ц. во имя Алексия, митр. Киевского и всея Руси. В храме были «двери царские, и столбцы и сень на празелени, Деисус стоячий, а в нем одиннадцать образов на празелени, да местных образов, против правого крылоса; образ местной Пречистой Богородицы «Воплощение» на празелени, образ Пречистой Богородицы «Одигитрия» на празелени, образ местной Николы Чюдотворца на празелени. А иные мелкие образы и Евангелие запрестольное, и сосуды церковные, и книги и всякое церковное строение вкладчиково да мирское». Поскольку сведения о храме отсутствуют в описи мон-ря 1764 г., к этому времени он был упразднен. По ведомости 1739 г., в К. м. значатся 2 церкви без названия с 2 приделами. Очевидно, речь идет о монастырском соборе и Алексиевской ц., единственной из действовавших в XVII в. Т. о., храм упразднен в 40-50-х гг. XVIII в., возможно, после перехода мон-ря из синодального подчинения в Переславскую епархию.
Каменная колокольня, как и др. церковные здания, выстроена не позднее XVI в. В писцовой книге 1626/27 г. указано: «Да на монастыре колокольница каменная вверх. А на колокольнице один колокол. А под колокольницей церковь Алексея Чудотворца». В описи 1764 г. упоминается возобновленная при св. воротах каменная колокольня «о трех апартаментах» с 10 колоколами и «боевыми» часами. В XVIII — нач. XX в. колокольня была 4-ярусной. В ограде К. м. также находилась часовня «с затворами деревянными с 2 иконами».
К нач. 1-й трети XVII в. жилые и хозяйственные постройки были деревянными, каменными были лишь хлебня и поварня, находившиеся в подклете под трапезной Богоявленской ц. В 1739 г. в ведомости монастыря отмечены деревянные постройки: 4 настоятельские кельи, казначейская келья с сенями, 3 братские кельи, 7 житниц, 2 погреба, настоятельская и братская бани, кухня. За мон-рем имелся конюшенный двор (Холмогоров. 1901. Вып. 10. С. 175-176). В офицерской описи 1764 г. перечисляются многочисленные деревянные жилые и хозяйственные постройки как в самом монастыре, так и вне его стен, в т. ч. и «двор для приезжих», очевидно для богомольцев. В 1778 г. по указу Коллегии экономии было выделено 500 р. на починку «монастырских ветхостей» и в том же году были отремонтированы конюшенный двор, ледник, створчатые ворота в 2 каменных сараях, каменная стена «вышиной в четыре аршина, и в ней двое ворот с каменными ж сводами», построены 2 каменных сарая и между ними «о шести стойлах» конюшня, двое ворот, калитка и проч. В авг. того же года проведена «разборка на старой конюшне изгнившей и развалившейся избы с сенми и за очиску бывшей в ней и развалившейся в ней большой печи»; мон-рь выделил подряды на отделку новых «на место развалившихся деревяных крыльцов, одного от большой дороги близ Святых ворот, над которым и шатер зделан на четырех вырезанных столбах с подшевкою потолка». В 1784 г. часть выделенной суммы в 5750 р. была потрачена на ремонт братских келий и трапезной и постройку каменных настоятельских келий (по обеим сторонам колокольни). Не позднее 1-й пол. XVIII в. на территории К. м. был разбит фруктовый сад, в 1764 г. в саду росли 305 яблоневых и 7 грушевых деревьев.
В 1-й пол. XVIII в. вместо деревянной строилась каменная ограда с 6 каменными башнями. Согласно договору этого периода, предполагалась ограда «ста сорока осми саженей… в длину, трех [шириной], а в вышину пяти аршин с кирпичным щипцем и крышкою». В 1739 г. ограда состояла из 2 частей: каменной (48 саж.) и деревянной (240 саж.). В 1764 г. ограда была уже 340 саж.: каменная — 206, деревянная — 134 саж. В обители был заготовлен материал для продолжения каменного строительства. Близ св. ворот находились деревянные въездные «створчатые ворота с прикалиткой», близ которых пристроена сторожка с палаткой, а также проездные ворота. В 1784 г. на средства, отпущенные имп. Екатериной II, каменные строительные работы были завершены (к 2014 сохр. лишь башня и небольшой фрагмент ограды).
По описи 1860 г., в К. м. находились каменный 2-этажный настоятельский корпус в формах позднего барокко (ок. 1785), 2 каменных одноэтажных корпуса для братии, 3 амбара, кузница, скотный двор с 2 избами для рабочих и странников и проч. При мон-ре на 2 дес. земли располагался фруктовый сад (400 плодовых деревьев). Вне ограды была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, деревянный гостиный двор с 3 жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на р. Колочи. С 1897 г. около мон-ря находилась школа грамоты, в к-рой обучались 35 мальчиков. С вост. и сев. сторон к монастырской стене примыкали 2 пруда — Трещенков и Святой. К 1910 г. возле обители были выстроены каменная сторожка с сараем для дров и церковноприходская школа с 2 квартирами для учителей, заново сооружены избы для рабочих, просторный деревянный скотный двор, каменные дома для приезжих и лавочника.
https://www.pravenc.ru/text/1841794.html
В 1920-е годы Колоцкий монастырь был закрыт, с 1932 года в зданиях расположились интернат для глухонемых детей и начальная школа. Село Колоцкое (153 частных дома и монастырские строения) находилось под оккупацией чуть более трёх месяцев (октябрь 1941 — январь 1942 гг.). Взрывами снарядов во время молниеносного наступления гитлеровских войск была снесена верхняя часть колокольни (осталось всего два яруса), во время артобстрела была частично разрушена монастырская стена и Успенский храм, сожжено здание бывшей церковно-приходской школы. Монастырские келейные корпуса использовались немцами под конюшню. Старый монастырский сад был вырублен на дрова.
В середине января 1942 года под Москвой началось контрнаступление советской армии: 20 января был освобождён город Можайск, в ночь на 21 января — Бородинское поле, а 22 января — посёлок Уваровка. При отступлении фашисты собрали всех жителей села Колоцкое в южном монастырском келейном корпусе, после чего начали минировать весь монастырь и поджигать деревянные жилые дома, намереваясь полностью уничтожить село перед приходом сюда Красной армии. Но стремительное наступление советских войск помешало этим приготовлениям. Освободительные бои с немецко-фашистскими захватчиками вели воины 106-й стрелковой дивизии, 82-й мотострелковой дивизии полковника М. А. Пронина и других частей Красной армии под командованием генерала Говорова. Всё село было полностью сожжено немцами, осталось всего два дома, но монастырь частично сохранился. Некоторое время здесь располагалась сельская администрация. Полуразрушенные монастырские здания служили приютом и кровом для многих лишившихся своих домов жителей села Колоцкое. Даже к остаткам стен и башен люди пристраивали подобие крыши и использовали эти сооружения под жильё. До середины 1942 года в Колоцком монастыре в двух келейных корпусах располагались передвижные военные госпитали. С 9 февраля по 5 марта здесь находилось 35 Управление головного полевого эвакогоспиталя (УГПЭП с ЭП), а с 10 февраля из Уваровки перебазировался хирургический полевой передвижной госпиталь (470 ППГ или ХППГ). Он располагался на территории монастыря до 1 мая, далее перебазировался в село Бородино. С 10 апреля по 20 июня здесь располагался 104 полевой передвижной госпиталь (ППГ). Впоследствии в Успенском соборе находился военный банно-прачечный пункт, отчего фрески были полностью утрачены. Позже храм использовался также под склад, стойло для коров и лошадей, перенёс пожар и постепенно приходил в ветхость.
В первое время после освобождения в келейном корпусе монастыря размещалась Уваровская школа. Станция Уваровка была последней железнодорожной станцией, где разгружались грузы для фронта, и она ежедневно подвергалась обстрелам немецкой артиллерии и налётам авиации. Поэтому уваровские дети вынуждены были ходить в школу так далеко. Сейчас на территории Колоцкого монастыря возле Святого пруда находятся братские могилы воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Здесь похоронены погибшие в боях за освобождения села Колоцкое и умершие от ран в госпитале, который располагался на территории бывшего Колоцкого монастыря: всего около 600 человек. В 1965 году на братском захоронении был установлен обелиск с двумя мемориальными досками, а в 2009 году — поклонный крест.
Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». Выпуск №4-6/2020
В 1918 году Успенский Колоцкий монастырь постигла участь большинства российских обителей. В июле 1918 года, согласно сообщениям советской печати, настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли. 7 октября 1918 года последним настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Фёдор Алексеевич Березкин), который с 1921 года стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря на руках своих почитателей и благодетелей. Похоронен на кладбище деревни Колоцкое. До 1934 года Успенский собор был приходским храмом, который обслуживал население двенадцати окрестных деревень в количестве более двух тысяч человек. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. При нём находили убежище монашествующие различных упразднённых обителей, что было весьма неугодно властям. В 1932 году монастырские постройки были переданы школе-интернату для глухонемых детей, а в 1934 году, по ходатайству местных властей, и Успенский храм перешёл в руки этой организации.
Сохранился документ о закрытии Колоцкого монастырского храма. Согласно выписки из протокола п 12 заседания Президиума Уваровского РИКа от 6 мая 1933 года в постановлении сказано было следующее: Исходя из того, что переход из приходской церкви «Рождество» в монастырскую Колоцкую церковь, был осуществлён вопреки декрета о закрытии всех монастырей, стимулом для перехода в Колоцкую монастырскую церковь, явилось стремление служителей культа, использовать в своих корыстных целях, так называемую «Чудотворную» икону «Колоцкой Богоматери» вследствии чего, они сумели добиться закрытия церкви именуемой «Рождество» и перенесли совершение установленных культом обрядов в монастырскую церковь. В тоже время население 4-х колхозов окружающие монастырь не располагает культурным центром, а имеющаяся школа глухонемых нуждается в дополнительной площади, кроме того — Биологическая станция располагающая высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, сможет развернуть среди населения прилегающих колхозов большую культурную работу, Президиум Уваровского РИКа постановляет: «Поддерживая ходатайство МОНО и Пед. Институт им. Бубнова…просит Мособлисполком, о переведении общины верующих из монастырской Колоцкой церкви в пустующую церковь, ранее обслуживающую население Суконниково, с тем, чтобы освободившиеся помещения монастырской церкви передать Пед. Институ им. Бубнова, для организации Биологической станции». Община верующих была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, туда же был перенесён и чудотворный образ. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где пребывала сначала в частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Последующая судьба чудотворной Колочской иконы Божией Матери неизвестна.
В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню. В 1966 году она была разрушена, и теперь на её месте высится опора линии электропередач. Надкладезная часовня на святом источнике тоже была разрушена, сам ключ не раз пытались уничтожить, но этого сделать не удалось, потому что благочестивые люди регулярно занимались его расчисткой. Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, а потом военный банно-прачечный отряд. Храм перенёс пожар и постепенно приходил в ветхость. После войны в стенах обители размещались сельская школа, родильный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями. В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря поставлен на государственную охрану. Были начаты реставрационные работы, восстановлено завершение Успенского собора и колокольни. С начала 1980-х годов был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и по согласованию с руководством Бородинского музея в 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Трудами и тщанием настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря игумении Серафимы (Исаевой) в сестринском корпусе была оборудована домовая церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, где с тех пор стали совершаться богослужения. Была возобновлена традиция совершения ежегодно Крестного хода в день празднования Колочской иконой Богородицы (22 июля) с местночтимой иконой Колочской на святой источник. На самом источнике возведена деревянная надкладезная часовня. Одновременно в монастыре велись работы по благоустройству территории.
Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началась лишь в октябре 1997 года. 10 октября 1997 года Святую обитель посетил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Первое праздничное богослужение было совершено 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. После этого началось совершение ругулярных богослужений и миссионерско-просветительская работа среди местного населения. В начале лета 1998 года монастырь был обнесён оградой, была устроена электро-отопительная система: заложены основные хозяйственные постройки и дом священника. 27 июня 1998 года из Москвы в обитель была принесена копия чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Икона была торжественно встречена под звон колоколов насельницами святой обители, служащим священником, прихожанами и перенесена в домовую церковь во имя прподобномученицы великой княгини Елисаветы. На следующий день, в воскресенье, 28 июня, по окончании Божественной Литургии вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря и прихожанами был совершён крестный ход с чудесно явившимся Образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен с водосвятием. В 2001 году было совершено первое Богослужение в зимней части Успенского собора, в правом его приделе в честь свт. Николая Чудотворца. К 22 июля 2002 года был восстановлен левый Ильинский придел зимней части Успенского собора. Торжественное Богослужение на праздник Колочской иконы Божией Матери совершалось во вновь устроенном приделе. Возглавил Богослужение Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий. Под покровом Пречистой Богородицы, возлюбившей и прославившей место сие, продолжает свое житие древняя святая обитель…
Из книги: Успенский Колоцкий женский монастырь. Издание Успенского Коцкого женского монастыря, 2005