Старинные бронзовые и медные колокольчики Геннадий Андреевич Кубряков собирал как произведения русского декоративного искусства, хотя наверняка знал их назначение.
Обычай ездить в конных повозках со звоном – один из самых древних во многих странах мира. В России конная тройка использовалась для курьерских сообщений с первых десятилетий XVIII века. С распространением курьерской почтовой езды возникла потребность в звуковых сигналах, которые могли быть слышны на значительном удалении, чтобы другие экипажи уступали дорогу курьерской тройке, а на почтовой станции успевали подготовить смену уставшим лошадям. Вот и придумал некий безвестный изобретатель в качестве сигнального средства использовать специальный колокольчик, который привязывали к дуге над головой средней лошади.
Колокольчики стали назвать «поддужными», или «почтовыми». И были они, миниатюрной копией большого церковного колокола, совпадая с ним по форме, конструкции и материалам. Мастера старались, чтобы звон такого колокольчика был одновременно сильным и нежным. К концу XVIII века колокольчики в России изготавливали сотнями тысяч в год, отливали их из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Иногда на бронзу наносили тонкий слой серебра, посеребренные колокольчики называли «белыми», а непосеребренные – «желтыми».
Основным достоинством поддужных колокольчиков считался хороший звон, который зависел от формы, профиля и размеров, материалов сплава. Каждый мастер-литейщик обладал своими секретами, позволявшими изготавливать колокольчики со своим собственным неповторимым тоном и тембром.
Родиной поддужного колокольчика стал город Валдай Новгородской губернии в 70-е годы XVIII века. Он выгодно располагался посередине тракта Петербург-Москва, главной почтовой магистрали России. К концу XIX века центр промысла переместился в село Пурех Нижегородской губернии, недалеко от места, где устраивали Нижегородскую ярмарку, имевшую всероссийское значение. Колокольчики радовали не только слух, но и взор: многие мастера любили украшать свои изделия литыми надписями и изображениями. Часто на колокольчике обозначали место изготовления, имя заказчика, нередко отливали крылатые фразы, пословицы и поговорки: «Дар Валдая», «Кого люблю того дарю». Излюбленными изобразительными мотивами мастеров были орлы, преобладали одноглавые, двуглавые встречались реже, так как право на изображение государственного герба давалось в виде привилегий. Охотно изображали Святого Георгия Победоносца, реже – гербы городов, щиты, павлинов и летящих птиц. Любили наносить рельефные изображения наград, полученных на всероссийских выставках.
В начале XIX века власти ввели в городах запрет на звук колокольчика, поэтому при въезде в город ямщикам приходилось подвязывать «языки» к дуге, чтобы те не производить шума.
С бурным развитием железных дорог с середины XIX века конная почта оттесняется с основного тракта на второстепенные дороги. Первая Мировая война, две революции и гражданская война окончательно уничтожили конные перевозки.
Эпоха поддужных колокольчиков охватила всего лишь полтора столетия, но оставила незабываемый след в народной памяти. Будучи предметом старого дорожного быта и замечательным произведением декоративного искусства, литые колокольчики неслучайно становятся объектом коллекционирования.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии