Геннадий Андреевич передавал музею свое собрание художественных предметов частями. Так, в 1991-1992 годах он дарит музею разнообразную и многочисленную коллекцию самоваров и поддужных колокольчиков.
Всероссийский музей декоративного искусства со дня своего создания в 1981 году, занимался формированием коллекции русских самоваров как одной из интереснейших самобытных областей отечественной культуры. Самовар давно стал своеобразным символом русского быта, предметом широкого коллекционирования и музейного собирательства. Несколько десятков самоваров – дар Кубрякова – дополнили музейное собрание и сделали его выдающимся. Подаренная коллекция отличается тщательностью подбора, многообразием форм декоративного оформления и любовью к предмету своего собирательства. В ней представлены как характерные традиционные самовары, так и редкие заказные подарочные экземпляры известных русских фабрик, созданные с 1840-х по 1920-е годы.
В этот период лидером производства самоваров становится Тула. Навыки работы с металлом передавались здесь из поколения в поколение. В XIX веке в Тульской губернии и самой Туле были зарегистрированы сотни небольших и крупных мастерских и фабрик, занимавшихся выделкой самоваров. Основные виды работ по изготовлению корпуса самовара выполняли крупные самоварные предприятия Баташовых, Воронцовых, Шамарина и другие. Но секрет обаяния самовара в его неповторимости, «человечности», в том, что в своей основе он оставался кустарным изделием, своего рода, народным промыслом. Целые деревни специализировались на изготовлении ручек, ножек, кранов с ключами, которые привозили на фабрику, где их собирали в самовар. Особого мастерства требовало производство кранов. Носик крана мог быть в виде «конька» или «копытца», «ветки», в форме скульптурных «рыбок» и «баранчиков». На протяжении XIX века внешний вид самоваров постоянно менялся, соответствуя требованиям общественного вкуса и моды. Различались они по функциональному назначению: самовары-чайники (для продажи сбитня – горячего напитка с медом и пряностями), самовары-кухни в виде глубокой чаши с крышкой и трубой-жаровней в центре. Внутри тулово делилось перегородками на два-три отсека, где готовили обед и кипятили воду для чая одновременно. Благодаря своей универсальности и удобству такие самовары охотно использовались до начала XX века в среде небогатого населения.
С начала XIX века самовар прочно входит в повседневную жизнь дворянского класса и, соответственно, приобретает изящные и утонченные формы декоративной вазы, напоминающие строгие античные амфоры, идеально вписывающиеся в общий интерьер и сервировку парадного стола.
В 1830-е – 1850-е годы модными становятся самовары в виде ваз, гладких или эффектно разделанных «ложками» (выпуклыми вертикальными долями). Позже разнообразие вкусов покупателей, борьба за расширение рынка сбыта приводят к созданию многообразия самоварных фасонов. Появляется большое количество самоваров, которых не было раньше. Их обиходные названия указывают на форму изделия. Наиболее распространенными становятся «рюмка», «цилиндр», «банка», «груша», «шар» и другие. На рубеже XIX-XX веков появляется самовар-«паук» (шар на высоких тонких переплетенных ножках). Основную массу продукции составляли латунные самовары простых форм с гладкими корпусами, в меньшем количестве производились изделия сложных форм с пышным декором, которые изготавливались на заказ по каталогу-прейскуранту. Цена зависела от материала, размера, фасона.
В отличие от Тулы, которая специализировалась на производстве медных латунных самоваров по всей России, в столицах – Петербурге, Москве и Варшаве (входила в состав Российской Империи) – выпускались самовары из накладного серебра, мельхиора. Они создавались для состоятельных и богатых людей в качестве предмета роскоши и были с более сложной декоративной отделкой.
Выпуск изделий из посеребренного металла и мельхиора был в основном развит в Варшаве, особой популярностью пользовалась фабрика Иосифа Фраже. Художественная отделка корпусов самоваров – механическая гравировка по металлу – придавала им нарядный вид.
До Второй Мировой войны самовар по-прежнему выполнял свои прямые функции домашнего водонагревательного прибора. В 1920-х – начале 1940-х годов самовар вручался в качестве награды партийным работникам, участникам партконференций и съездов, ударникам труда первых пятилеток. Классический пример такого самовара, уникальный подарок Геннадия Андреевича Кубрякова нашему музею – самовар 1920-х годов, форма которого в фабричных каталогах конца XIX века значилась как «желудь». Овалообразный корпус этого подарочного самовара украшен выколоченным изображением первого деревянного мавзолея Ленина на Красной площади.
Коллекцию самоваров, переданную музею, удачно дополнила коллекция колокольчиков 1860-х – 1880-х годов и редкие экземпляры антикварных каретных часов конца XIX века, о которых мы расскажем вам в следующий раз.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии