Коллекция Геннадия Андреевича Кубрякова: изделия из металла

Известно, что художественные предметы искусства, будущие экспонаты коллекций, попадая в музейное собрание, «натурализуются», получают гражданство, самыми разными путями. Появление одних становится событием, о котором не забывают, появление других сохраняется только в воспоминаниях, переходя в область музейных историй.

Рассказывают, что в один из дней на излете 1980-х годов в отдел учета музея постучался самый обычный гражданин с авоськой в дырочку, сквозь которую проглядывал газетный сверток. Представившись Геннадием Андреевичем Кубряковым, он сообщил, что хочет сделать подарок музею, собирающему национальное искусство и стал аккуратно разворачивать газету. Из нее на свет появилась великолепной работы полихромная ваза в русском стиле, вызвавшая восторг зрителей. Так было положено начало формированию из персонифицированных коллекций – дарений, которые не просто входят в нужный раздел музейных фондов, но сохраняют при этом неповторимую индивидуальность авторского коллекционирования. А Геннадий Андреевич Кубряков, передав свою ценнейшую коллекцию изделий из металла, становится одним из тех, кто помогает сохранить национальное достояние России. Неслучайно, главной задачей его коллекционирования стал поиск художественных предметов с российскими традициями, русскими корнями.

Опытный коллекционер, вице-президент советского фонда культуры Валерий Александрович Дудаков вспоминает время 1960 – 80-х годов: «Все мы, кто раньше занимался собирательством, были людьми увлеченными. Это были, Коллекционеры. И продавать, даже втридорога, дорогую вещь, они бы не стали. Отношение было как к любимой жене, собаке. То есть, к тому, что ты не продашь ни за какие деньги. Эти люди систематически изучали предметы, входившие в коллекции. Мы иногда ждали вожделенную вещь по 20-30 лет».

Ваза, подаренная, Геннадием Андреевичем, сегодня стала украшением музейной экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну», объектом изучения. О ней написаны статьи, сделаны доклады на конференциях. Появились новые сведения о знаменитой ювелирной фирме второй половины XIX – начала XX века – фирме Павла Овчинникова.

В 1853 году бывший крепостной князей Волконских Павел Акимович Овчинников открыл в Москве в Первом Гончарном переулке на Таганке небольшую золото-серебряную мастерскую, которой предстояло стать одним из ведущих ювелирных предприятий не только в России, но и в мире. Умело организованное производство, личные качества Павла Овчинникова, пристальное внимание к проработке каждой детали позволили ему в короткое время добиться больших успехов. Его история – пример поистине блестящей карьеры. Уже в 35 лет молодой человек владел состоянием в 3,5 миллиона рублей. Но до конца жизни Павел Овчинников одевался строго, не тратил денег на роскошь и праздную жизнь. Бывший крепостной сумел понять, что настоящий капитал любого предприятия – это люди. Все его работники получали в 3-5 раз больше, чем у конкурентов. Лучшим мастерам платили по 500-700 рублей (офицер царской армии получал 80 рублей). Каждый работник проходил бесплатно несколько раз в году курсы повышения квалификации, с мастерами тесно работали приглашенные скульпторы, художники (И.Монигетти, Е.Лансере, В.Гартман) и даже итальянские дизайнеры. Лучших мастеров отправляли на стажировку в Италию и Германию. Все это привело к тому, что уже через пять лет фабрика Овчинникова стала крупнейшим производителем ювелирных изделий в России. Регулярно участвовала во всероссийских и всемирных выставках, вызывая восхищение своими изделиями. Даже знаменитый Карл Фаберже почувствовал конкуренцию. Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимости работ вошла в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России.

Более полувека фирма выпускала вещи, выполненные с применением практически всех способов обработки металла: ларцы, шкатулки, вазы, оклады для икон и другое. Но наибольшую известность фирме принесли работы с эмалью. В 1880 году на фабрике Овчинникова восстановили утраченную во времена татаро-монгольского ига знаменитую перегородчатую эмаль. Именно вещи с эмалью стали визитной карточкой фирмы. Эти изделия можно отличить по замечательному совершенству техники, они неоспоримо занимают первое место в ряду своих собратьев. За свои работы Павел Овчинников был награжден семью российскими орденами, а также орденами австрийского, французского, бельгийского правительств, званием почетного потомственного гражданина Москвы. Фирма Овчинникова стремилась создавать самобытные изделия в традиционном русском стиле и в то же время, отвечающие современным запросам общества. Ювелиры, работавшие в этой стилистике, черпали вдохновение в русском узорочье второй половины XVII века, неслучайна праздничность, многоцветность декора, сложная форма вазы, подаренная Геннадием Андреевичем.

Внешне ваза выглядит монументально, хотя ее размеры невелики. Пластическое решение в виде высокого бутона фантастического цветка, четыре фигурные ножки, массивные во всю высоту тулова ручки, усиливают общее впечатление былинного величия. А поверхность вазы украшена многоцветным эмалевым узором в сканном обрамлении и крупными драгоценными и полудрагоценными камнями. Расписные миниатюры с витязями (воин-стрелец) в центре тулова и цепочка выпуклых медальонов с изображениями плывущего лебедя и полярного белого медведя соотносится с близкими зодиакальными созвездиями в Северном полушарии. В декоре вазы сошлись воедино идеи и художественные принципы русского стиля второй половины XIX века и нашли свое оригинальное воплощение – ваза фирмы Павла Овчинникова по праву считается уникальным произведением ювелирного искусства.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?