Колка. Приход храма Рождества Христова (Бывший Домеснесский).
Приход открыт в 1885 году по указу Св. Синода от 05.09.1885 г. и до 08.11.1892 года помещался в бараке спасательной станции. Церковь построена в 1892 году на средства правительства. Здание каменное, в связи с такою же колокольнею. Церковь тёплая, крыта листовым железом. Новая церковь освящена 8 ноября 1892 года. Престол один — во имя Рождества Христова. Внутри помещение потемнело и местами отвалилась краска, записано в церковной ведомости за 1910 год. Земля имеется с документами по принудительному отчуждению участка земли, всего 3 десятины. Все эта земля находится около церкви. Под кладбище отведено 1200 кв. саженей.
Церковно-приходская школа открыта в 1892 году, деревянная с двумя классами, двумя спальнями и квартирой для псаломщика. Обучаются в 1910 г. — 16 мальчиков и 2 девочки. Имеется деревянная баня и каменный погреб. Ближайшие церкви — Дондангенская в 35 верстах, Сасмакенская в 45 верстах. Священники: Николай Иосифович Ашерадский, 55 лет (на 1900 г.), сын псаломщика, окончил РДС в 1863 г. Рукоположен во священника к Кольценской церкви со 2 мая 1866 года. 20.11.1873 г. перемещён к Козенгофской церкви. Перемещён к сей церкви с 5 апреля 1893 г. Служил в ней до февраля 1903 г. Пётр Иоаннович Прусс, сын крестьянина. Рукоположен во священника с 23.02.1903 года к Домеснесской церкви. Служил в ней до октября 1908 г. Иоанн Михайлович Цветиков, 37 лет (на 1910 год), сын священника, окончил РДС в 1896 г. Был учителем, перемещен и рукоположен во священника 11.11.1907 г. к Кольценской Иоанно-Предтеченской церкви. Перемещен к Домеснесской с 21.10.1908 г. Жена — Мария Ивановна — род.10.03.1878 г. Дети — Николай, 1900 г.р. Вера — 1901 г.р. Иван — 1902 г.р. Михаил — 1903 г.р. Елизавета — 1906 г.р. Татьяна — 1909 г.р. Алексей — 1910 г.р. В Домеснесской 1913 год — священник Пётр Гредзен. Прихожан: в 1900 году — 227 мужчин и 207 женщин, в 1905 году 272 и 233, 1910 году — 259 мужчин и 232 женщины.
Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 185 за 1900 г., лист 198. Дело 208 за 1905 г. Дело 228 за 1910 г., л.126. «Клировая ведомость по Домеснесской Христо-Рождественской церкви»
Старейшие известия о православном приходе в Колке можно было прочитать в документе, найденном на колокольне местной лютеранской церкви, в котором сообщалось, что в 1880 годах многие местные жители приняли православие, с этим фактом были ознакомлены и лютеране: «Время от времени в помещениях кордона на латышском языке служатся греческие богослужения. Последствия таковы, что с весны по лето 1885 года к государственной церкви примкнуло 150 душ, и, следовательно, более всего в Колке, а менее в Гипке». В этом же 1885 году и были созданы приход и приходская школа.
Помощь в построении Колкского и еще многих храмов Латвии оказал тогдашний архиепископ Арсений (Брянцев), выхлопотавший у государства пособие для Епархии на построение церквей – за 10 лет его правления их было построенно 70, из них 18 в Курземе и Земгале. Колка был единственной ливской деревней, где в 1890 году началось строительство православного храма. В ноябре 1892 года он был освящён в честь Рождества Христова. Крестообразный, построенный из камня (архитектор Рижской епархии Аполлон Эдельсон), он мог вместить до 600 молящихся. В 1936 году был установлен колокол, а в двух километрах от церкви находится православное кладбище.
После 1915 года, когда многие местные православные бежали от немецкой власти в Сибирь, для прихода настали трудные времена. Но в период между войнами приход ожил и состоял из ливов, продолжавших оберегать традиции своего языка, несмотря на официальную политику Карлиса Улманиса — когда Латвийское государство запретило письменность ливов, эстонцы и финны помогали, издавая ливские книги. С 1934 по 1936 год в Колке на ливском языке служил священник о.Иоанн Тоне, после его смерти из Дундаги стал приезжать о.Иоанн Гарклавс не знавший ливского языка (о.Иоанн в 1943 году стал епископом Елгавским, а в 1944 году вынужден был уехать в США).
После войны (с 1948-1954 г.) в Колке служил о.Сергий Покровский. В советское время приход не в состоянии был оплатить большие налоги, и в 1982 году староста прихода Ксения Адамковича вынуждена была сдать ключи от храма. Весь инвентарь и ценные иконы были отданы в музей г. Талси, здание досталось исполкому Колки, который постановил устроить там каплицу и начал реставрационные работы. Староста прихода Нина Давидсоне вспоминает, как менее ценные (по мнению тогдашних властей) иконы были вывезены на свалку – там местные православные их откапывали и спасали святыню от осквернения.
Приход был восстановлен в 1991 году. После нескольких лет строительных и реставрационных работ 26 декабря 1999 года храм заново был освящен. Из Талсинского музея вернулись ценные иконы, одна из них особенная – икона Богородицы Скоропослушница, писанная и освященная в православном русском монастыре на горе Афон в 1894 году в дар некоему поселку Курляндской губернии для духовного укрепления верующих. После икона попала в Колкский храм. В последние годы служить в Колку из Риги приезжает о.Нил Друваскалнс, который Указом Высокопреосвященнейшего Владыки Александра с 1 апреля 1992 года был назначен исполняющим обязанности настоятеля Христорождественской церкви в с. Колка Талсинского района. Вместе с протоиереем Нилом, который является также благочинным Лиепайского округа и настоятелем Рижского латышского православного храма в честь Вознесения Господня, в помощь приезжают певчие из Риги.
По материалам официального сайта Латвийской Православной Церкви
Сведения о принятии ливами православия содержались в документе, найденном во время реставрационных работ (девяностые годы прошлого столетия) на колокольне Колкской лютеранской церкви, который находился здесь с момента строительства храма — 1885 года. В документе сообщалось, что переход ливов в православие, или в так называемую царскую веру, «не связан с вероисповеданием, но это служит средством, как получить земельное преимущество или наслаждение». Православный приход в 1885 году приобретает землю от барона Остен-Сакена. На ней в 1890 году строится церковь, дом священника и здание школы.
Все строения сохранились до наших дней. Церковь имеет свой приход, богослужения проводятся раз в месяц. Имеются сведения, что Колка – единственный прибрежный поселок ливов, где в девяностых годах XIX века построили православную церковь. Церковный колокол занял свое место в 1936 году. В советское время церковь использовали как часовню, в наши дни она играет свою первоначальную роль.
http://www.celotajs.lv/ru/e/kristus_dzimsanas_kolkas_pareizt