«Колбасный король» Российской Империи — Николай Григорьевич Григорьев

#герои
«Колбасный король», который умер от голода. Как жил основатель крупнейшей колбасной фабрики в Российской Империи.
««Брауншвейгская», «Берлинская», «Ветчинная», «Либавская», «Булонская», «Филейная», «Охотничья», «Шахматная» и ещё более двадцати сортов самой лучшей колбасы выпускает Фабрика колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева! А ещё ветчины, грудинка, сосиски, венгерское сало, копчёный язык, фаршированные гуси, утки и поросята…» — так гласила реклама мясных изделий фабрики Николая Григорьева, которого по праву называли «колбасным королём Империи». И не случайно: его фабрика выпускала 43 процента всех колбасных изделий страны; только в одной Москве находилось шесть его магазинов. Сам же Николай Григорьевич был человеком доброй души: строил храмы, занимался благотворительностью, по-родственному помогал жителям нескольких деревень. Вот только с приходом советской власти на его заслуги никто не посмотрел: после революции всё его имущество было национализировано, и в последние годы жизни Григорьев скитался по деревням, просил милостыню да так и умер от истощения…
В наши дни Докторская или Любительская колбаса – обычная закуска, тогда как ещё лет 150 назад это был деликатес сложнейшей рецептуры (кулинары прошлого не скупились на лучшие марки коньяка, мадеры, на орехи и дорогие индийские специи) с длительным процессом приготовления и временем выдержки. «Колбаса в мясном деле — всё равно что коньяк в виноделии – вечный и дорогой дефицит», — говорили тогда.
Первые письменные упоминания о колбасе в китайских, вавилонских и греческих источниках относятся примерно к 500 году до н.э. Упоминал её и Гомер в «Одиссее», а Эпихарм написал комедию «Колбаса». Точных данных о происхождении самого названия нет, однако считается, что слово заимствовано из латинского «колба» (круглый) или из польского «киелбасар» (мясо, мясное кушанье). Некоторые историки уверяют, что слово тюркское: турецкое «kulbasty» означает «поджаренное на сковороде мясо». Есть даже версия, что «кълбаса» имеет славянский корень и родствен ей «колобок», а ещё – что слово произошло от еврейского «коль басар», то есть «всё мясо».
Обычно утверждают, будто колбасу завезли к нам немцы, однако берестяная грамота, найденная в Великом Новгороде, свидетельствует, что в ХII веке это был уже привычный здесь продукт. Грамота №842 содержит такой текст: «От дьяка и от Ильки. Вот мы (двое) послали 16 лукон (очевидно, мёда), а масла три горшка. А в среду две свиньи, два хребта (видимо, хребтовая часть туши), да три зайца и тетеревов и колбасу, да два коня, причём здоровых». Древнерусскими «предками» нынешних колбас были свиные кишки, фаршированные мелко рубленным мясом, гречкой, мукой и яйцами.

После XII века сведения о колбасе на долгие века пропадают из русскоязычных письменных источников. В знаменитом «Домострое» XVI века она упоминается, но мельком — в числе многих прочих продуктов. В годы же правления Петра Великого поселенцы из Германии стали открывать в России колбасные мастерские, но стоила тогда колбаса недёшево — попробовать её могли только люди состоятельные.

Интересно, что именно колбасное производство породило слово «ерунда». Русские подмастерья спрашивали немцев-хозяев, куда девать сухожилия и прочие отходы от туш. «Hier und da» (туда и сюда), – объясняли немцы, то есть часть на выброс, а часть в колбасу – всё съедят…

Российские ученики в колбасном деле довольно быстро превзошли немцев — и по умению составлять сложные рецепты, и по организации технологического процесса, что, учитывая приверженность немцев к порядку, просто поразительно. Русская продукция была ароматнее немецкой и храниться могла до двух лет, не портясь. Очевидно, наш народ если и подзабыл древние рецепты, то быстро их вспомнил. Даже в отдалённых деревеньках к праздникам непременно закладывали в печную трубу гроздь сочных мясных колец. Причём именно колбаса домашнего приготовления и попадала в основном на стол жителей Российской империи. Фабричное производство было развито слабо: в год выпускали лишь около 200 тысяч тонн колбас — выходило примерно по килограмму на душу населения. Многие сорта колбасы стали серьёзными региональными «брендами» в XVIII–XIX веках, но с общероссийским производством дело очень долго не ладилось. Нужен был человек с талантом организатора. И он появился.
В 1845 году в деревне Ратманово близ Углича в крестьянской семье Григорьевых родился сын Николай. Жители местности, в которой находилась эта деревня, относились к категории не барских, а экономических крестьян, поэтому обладали относительно личной свободой. В 9 лет Коля Григорьев был отдан отцом в подмастерья к угличскому колбаснику, и шести лет оказалось достаточно, чтобы крестьянский парнишка не только обучился ремеслу, но и всерьёз задумался о собственном деле, да не где-нибудь, а в Первопрестольной! Торгуя поначалу в Охотном ряду пирожками с лотка, а затем служа в лавке, он сколотил небольшой стартовый капитал и наладил скромное колбасное производство. И ведь не оканчивал никаких коммерческих училищ!

Через 5-6 лет Николай женился на землячке, Анне Петровой, дочери своего бывшего хозяина, стал отцом четырёх детей и купцом второй гильдии. Ещё через несколько лет у Григорьева появился уже свой завод в Замоскворечье, купленный с торгов у одного купца-банкрота. И повёл дело так широко, что через несколько лет его имя знала не только вся страна, но и зарубежье. Для начала Григорьев закупил в Европе дорогое и современное оборудование – локомобиль, паровые мясорубки и динамо-машины для электрического освещения цехов, а так же холодильник на 10 тысяч пудов мяса. На участке в Кадашах было построено и реконструировано 16 каменных зданий, которые и образовали «Фабрику колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева».
Она была такой большой, что пришлось придумать ещё одно новшество: по рельсам, проложенным по периметру внутреннего двора фабрики, бегали быстрые вагонетки, таким образом связывая между собой корпуса. В год Фабрика Григорьева вырабатывала до 100 тысяч пудов колбасы на любой вкус: сначала 11, а позже до 30-ти сортов — небывалый ассортимент мясных изделий для тех времён. А кроме того свиные окорока, разные ветчины и сосиски, фаршированные гуси, утки, индейки, каплуны, копчёные языки… Всё это поставлялось в шесть больших фирменных магазинов в Москве и во множество московских лавок. Так же товар расходился по всей России, добираясь порой до Лондона, Парижа, Берлина, Вены. А о качестве продукции фабрики купца Григорьева свидетельствовали многочисленные золотые медали отечественных и международных выставок, Почётный крест и государственный герб на здании – подтверждение звания поставщика Высочайшего двора.

Кстати, с этим званием была связана и одна трагическая история, к которой сам Григорьев не имел никакого отношения. В 1896 году произошла знаменитая Ходынская катастрофа — в честь коронации Николая II народу на Ходынском поле раздавали коронационные подарки. При этом произошла страшная давка, погибли около полутора тысяч человек и столько же примерно были покалечены.
Подарок этот состоял из коронационной кружки, ситцевого платка, вяземского печатного пряника, филипповской сайки, трехсот граммов карамели, изюма и орехов и двухсот граммов колбасы григорьевского производства. Что, впрочем, не удивительно — колбаса Николая Григорьева была «поставщиком двора Его Императорского Величества» и потому считалась чуть ли не лучшей.

Сыновья Григорьева – Константин и Михаил – пошли в отца. Недаром он переименовал дело в «Торговый дом Григорьева с сыновьями». В 1910 году за заслуги перед общественностью города и за оказание помощи голодающим России и они вслед за отцом получили потомственное почётное гражданство и свидетельство купцов 2-й гильдии.

В 1911 году на предприятии Григорьевых трудились более 300 человек — в основном земляки из Ратманова и окрестностей. В специально купленных домах рядом с фабрикой для семейных устраивались общежития, в жилом корпусе на самой территории были оборудованы комнаты для жилья, работали медпункт, прачечная и столовая. Ну, а хозяин с семьёй занимал красивый особняк XVIII века на Якиманке, кроме которого у Григорьевых было загородное имение с конным заводом, теплицами и большим фруктовым садом. Летом там собиралась вся большая семья – перед Первой мировой войной у купца было уже 9 внуков и 6 внучек!
Но Николай Григорьевич относился к своему богатству скорее как к Божьему дару, посланному в помощь людям. Потому и одаривал бедных невест из своего села приданым, на праздники отправлял обоз с подарками для односельчан, строил храмы да приобретал для них ценную утварь. А когда началась Первая мировая, в доме Григорьева был открыт лазарет для раненых, в Ратманове на его деньги построили больницу и фельдшерский пункт, начали строить мощёную дорогу от Ратманова до села Сергиевского, где был выстроен ещё один храм, – в память освобождения крестьян от крепостного права. На одно его украшение ушло 100 тысяч рублей. И тут вдруг – грянула революция и Гражданская война…

В 1918-м фабрику Григорьевых национализировали, и производство полностью остановилось. Во время объявленного Лениным НЭПа новые власти пригласили старшего сына Николая Григорьевича, Константина, возглавить фабрику, но как только он наладил производство, отстранили от управления и сослали в Александров. Фабрика вновь пришла в упадок и уже не возродилась.

Репрессировали и остальных детей. С горя заболела и умерла жена Николая Григорьевича. Сам он вернулся в Углич, но в большом деревенском доме, где прошло его детство, жили уже новые хозяева. В итоге бывший купец поселился в заброшенной бане на окраине близлежащего села, да так и жил, перебиваясь с хлеба на воду.
Крестьяне, помнившие щедрые благодеяния земляка, носили ему в баню еду, но в основном Григорьев был вынужден ходить по деревням и просить подаяния. Дочь его бывшего приказчика вспоминала через много лет: «Приходил к нам старичок, худой, оборванный, босой и просил покушать…»

Николай Григорьевич умер от истощения осенью 1923 года. Его нашли охотники на опушке леса недалеко от родной деревни. Крестьяне, рискуя, тайно похоронили его у стены храма Николая Чудотворца в Сергиевском, который за год до этого был превращён в склад. Стараниями архимандрита Виктора, с благословения архиепископа ярославского Михея, Николай Григорьевич был причислен к новомученикам и местнопочитаемым святым, а его лик запечатлён на иконе.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?