В самом центре Кохмы, на самой высокой отметке села, располагался раньше белокаменный церковный ансамбль, обнесенный оградой. В него входили два златоглавых храма и шатровая колокольня с часами. В ограде же находились деревянная церковно-приходская школа и две часовни. Основу ансамбля составляла каменная церковь в честь Рождества Христова. Она была перестроена из деревянной в 1757-1765 гг. 4 августа 1765 г. была освящена (о чем имелась надпись на западной наружной стороне храма). Христорождественская церковь существовала в Кохме исстари (предположительно с 11-12 вв.). По ней и само село пытались переименовать в Рождествено (село упоминается в документах 17-18 вв.), но это название не прижилось. В 1846 г. храм был внутри расписан, а во фронтах, поддерживаемых колоннами, были сделаны четыре живописных изображения — с восточной стороны — Рождества Христова, с западной — Воскресения Христова, с южной — Живоначальной Троицы и с северной — Благовещения, о чем была сделана надпись при входе в церковь на наружной стене.
Одновременно с Христорождественским храмом (в 1765 г.) была построена каменная шатровая колокольня с чешуйчатой из белой жести главой и железным, восьмиконечным цельным, вызолоченным крестом. На колокольне поставлены часы, а под колокольнею сделан свод, где устроены главные ворота в ограду церкви. По ту и другую сторону колокольни устроены каменные, крытые тесом, лавки, для аренды оных в пользу церкви. С прочих сторон храмы: Христорождественский и Михаило-Архангельский обнесены каменною оградой с железной решеткой между столбами.
16 октября 1804 г. рядом с Христорождественской церковью был устроен и освящен зимний каменный храм во имя Архистратига Михаила, имевший один придел во имя Святителя Николая. В церковно-приходской летописи храм описан так: “Наружный вид храма продолговатый, с 5 главами на настоящем и с одной — на придельном-трапизном храме. Кресты сделаны цельные, восьмиконечные с 4 цепями на каждом из них. Стены храма без штукатурки по кирпичу отбелены известью, на западной же стене храма снаружи живописное изображение Архангела Михаила и прочих небесных бесплотных сил”.
В 1894 г. в ограде храмов было построено деревянное здание для церковно-приходской школы ее попечителем — В.А. Ясюнинским.
http://russian-church.ru/
В 1950-х гг. стали постепенно ликвидировать культовые сооружения. Первой уничтожена была старейшая Христорождественская церковь, занесенная в свод памятников архитектуры Ивановской области в 1952 г. В те годы было принято решение установить в центре памятник — обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Особенно больно было расставаться землякам с колокольней. Повод для ее разрушения стали пары керосина, хранящегося под колокольней, да еще и необходимость в щебенке для строительства домов. Местные жители губить красавицу наотрез отказались, нанимали пришлых людей. Прежде пришлось им пробивать кирпич и вставлять деревянные подпорки, которые потом ночью подожгли. Только тогда рухнула старая колокольня. Сохранилось только основание колокольни вместе с примыкающими зданиями бывших каменных торговых палаток, до сих пор выполняющих свое предназначение. В этот же период времени был уничтожен храмовый комплекс на Монастырской горке. Великолепие церковных ансамблей, составляющих архитектурное ядро города, рассыпалось, оставив серую унылость пыльных и грязных улиц. Из всех культовых сооружений к настоящему времени сохранилась только остатки часовни — столбика на улице Шеевых.
http://studbooks.net/1067615/kulturologiya/istoriya_arhitektury