Когда Николай I пересчитывал пуговицы на одежде героев картин и заставлял художников их переделывать
В XIX в. российские императоры регулярно заказывали художникам батальные полотна, увековечивающие славу русского оружия. При этом потомки Павла I унаследовали от него страсть к военному делу и любили, говоря словами героя Грибоедова, «в мундирах выпушки, погончики, петлички». Известны примеры, когда художники удостаивались жесткой критики императоров из-за неверно изображенной униформы или ошибки в сюжете.
Александр Орловский уничтожил свою картину, посвященную переходу Суворова через Альпы, из-за ничтожной ошибки, замеченной Николаем и вызвавшей его гнев: на мундирах русских гренадер оказалось на одну пуговицу больше, чем было узаконено на то время.
Такого рода вещи сильно гневили государя, исключительного знатока формы. В 1842 г., осмотрев работу Петера фон Хесса «Сражение при Вязьме», он велел передать художнику замечания: «…сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону, и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6. На шинели унтер-офицера галуну не должно быть…».
Иногда исправления осуществляли профессора батального класса Академии художеств. Так поступал и Александр II. Осмотрев картину Хесса «Сражение при Клястицах», он повелел, чтобы «у солдат лейб-гвардии Павловского полка… профессор Виллевальде переписал форму мундиров».
Александру Коцебу также приходилось исправлять обнаруженные неточности. Описания, которыми Коцебу
дополнял эскизы, содержат пометы Николая I. Как отмечает историк Дмитрий Любин, замечания монарха касались точности воспроизведения формы и действий войск, в художественную проблематику он вмешался лишь однажды, подчеркнув, что картины следует писать «сообразно с действительностью и военным делом».