Когда балет «Щелкунчик» был никому не нужен

Когда балет «Щелкунчик» был никому не нужен

На волне успеха «Спящей красавицы» директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожской тут же заказал Чайковскому очередной балет. Все обещало успех: опять музыка Чайковского, опять работа хореографа Пе­типа, опять костюмы Всеволожского. И при этом что-то сразу пошло не так.

Как отмечает историк русского балета Юлия Яковлева, Петипа бодро взялся за работу: написал план, разметил композицию. Но потом начал тянуть, а вскоре и вовсе отказался от постановки. Он болел, у него умер­ла дочь, ему, наконец, было почти 75 лет.

Композитору Чайковскому понравился сюжет рождественской сказки Гофма­на. Однако в итоге получилось нечто странное: музыка «Щелкунчика» то и дело срывается в бездну, в трагедию, а па-де-де феи Драже и принца Оршада скорее напоминает трагическую Шестую симфонию композитора, нежели балет для детского праздника.

Немилый двум великим соавторам балет сбросили на скромного, лишенного амбиций и сильно пьющего второго балетмейстера Мариинского театра Льва Иванова и в 1892 году показали его постановку. Публика приняла ивановский балет кисло.

Гораздо больший успех ждал постановку Василия Вайнонена 1934 года. Через год в СССР как раз заново разрешили устанавливать на зимние праздники елку (теперь не на Рождество, а на Новый год) — и «Щелкунчик» уже не терял попу­лярности. Свои варианты уютной сказки про бой мышей и ку­кол и цар­ство сластей с тех пор ставят самые разные хореографы по всему миру — к Рожде­ству серии «Щелкунчиков» идут буквально везде, наполняя театральные кассы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?