Кочеварский погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Кочеварская церковь Рождества Богороди построена в 1756-1758 годах. Напомним: это было время царствования Екатерины Великой. Время, когда Россия присоединила к себе земель намного больше, чем при Петре Великом. Годы, когда вся страна строилась: возникали новые города, порты, храмы. Недаром в известной песне поется про «век золотой Екатерины»…
В сущности Кочеварская церковь, построенная самими прихожанами и на их средства, представляла собой два храма. Один был теплым и деревянным, второй – каменным и холодным. Каменная церковь была построена позднее, в 1844 году. И опять-таки на средства прихожан и, как тогда говорили, «доброхотных дателей». Говоря по-нынешнему, спонсоров.
Возьмем архивные епархиальные документы за 1914 год. В них отмечается, что Кочеварская церковь Рождества Богородицы Вельского уезда «крепкая, к каменной пристроена колокольня в одной связи с церковью, тоже крепкая. Престолов: в деревянной один, во имя Святителя Николая, а в каменной – во имя Рождества Богородицы и святых апостолов Варфоломия и Варнавы. Утвари церковной достаточно».
Тогда, в начале двадцатого века, в 1914-ом году, Кочевары входили в состав Чушевице-Покровской волости Вельского уезда. В Чушевицах была своя большая Покровская церковь. Но до волостного центра от Кочевар – сорок верст. Кочеварские крестьяне предпочитали ходить и молиться в свою церковь. Кстати, ближайший храм – Воскресенская Верхотерменская церковь – была в тринадцати верстах. А Петропавловская Жаровская – в двадцати четырех верстах.
В 1914 году при Кочеварской церкви было вместе с церковным погостом две десятины усадебной земли, да еще пахотной – шестнадцать десятин, сенокосов – четырнадцать. Пахотные угодья были возле самого храма, а вот сенокосы – на трех полянах вдали. Самый дальний – в восьми верстах от храма. Заметим, что в отличие от других храмов нынешнего Верховажского района, земли Кочеварской церкви оценивались достаточно низко. Пахотная земля была песчаная и каменистая, а сенокосная – болотистая.
Священник жил в одноэтажном деревянном доме. Как отмечают документы начала двадцатого века, дом «маловместительный и нуждается в правке. Келья для псаломщика новая, но маловместительная». Священник Иннокентий Александрович Попов, служивший в Кочеварском храме в начале двадцатого века, родился в 1869 году. За образцовую службу в 1910 году был награжден набедренником. Образование он получил в Вологодской духовной семинарии. Много делала для храма и живших в округе крестьян его жена Вера Павловна. Псаломщиком в церкви был Всеволод Николаевич Пустынский, 1893 года рождения. А старостой при храме был Николай Ипполитович Стулов.
Так называемых «приписных» церквей в Кочеварах не было. Да и часовня всего одна, во имя святых мучеников Флора и Лавра. Освящена она была в 1910 году, третьего октября. Находилась от Кочеварской церкви в пяти верстах.
В 1914 году в Кочеварах работала церковная школа. Помещалась она в доме приходского попечителя. На ее содержание от Святейшего Синода отпускались деньги. Учитель получал 360 рублей в год. В 1914 году в школе обучались четверо мальчиков и девять девочек.
Попечительство при церкви существовало здесь с 1892 года. Председателем Попечительства состоял священник Иннокентий Попов, а членами трое прихожан: Василий Константинович Ноторьев, Всеволод Александрович Караваев и Григорий Кириллович Гладковский.
Соболева О. Кочевары: храм Рождества Богородицы /О. Соболева // Верховажский вестник. – 2001. – 13 сентября. – С. 7.

Кочеварская Богородицерождественская церковьСовременное местоположение: д. Кочеварский Погост, Верховажский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния.
Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы — главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь — Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=1&id=1289

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?