Первая деревянная церковь в Кочетке была построена московскими служилыми людьми во имя Архангела Михаила между 1680 и 1700 годами, По Чугуевским переписям 1710-1712 гг. уже показывается в Кочетке священник (без причетников). Располагался этот храм в так называемом Старом Кочетке. Других сведений об этом храме к большому сожалению отыскать не удалось. В память об этом храме еще в 1850-е годы на его месте существовала деревянная часовня, позже перенесенная па приходское кладбище. А сами жители еще в середине XIX ст. отмечали 8 ноября храмовый праздник Архангела Михаила.
В версте от с. Кочетка существовала с конца XVII ст. Владимирская пустынь. Монастырь, в коем было не более 10 человек монахов, с давнего, незапамятного никем времени находился на горе, выше того места, позже установили каплицу (часовню). Следы существования монастыря были видны еще в конце XIX ст.: опустошенный сад, развалены погребов, фундамент зданий, щебень.
По указу царя Петра I от 8 февраля 1710 г. Владгширской пустыни была отведена земля: «От Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевнга, всея великия и малыя и белыя России, Самодержца, в Чугуев генералу-майору Федору Владимировичу Шидловскому. Били челом нам, Великому Государю, Чугуевского уезда Богородицкой пустыни черной старец Боголеп с братнею: в Чугуевском де уезде в верховском стану, подле реки Северского Донца, близ устья речки Тетлеги, в лесу построена та их Богородицкая пустынка, а к той пустыне пахотной земли и никаких угодий им ни одной четверти недано. И будучи им в той пустынки кормиться нечем. А ныне приискали они в тех вышеописанных урочищах, близко той пустынки, в лесу на речке Тетлеге местечко, где можно для прокормления построить меленку и на пашню земли заречкою Северским Донцом, наНагайской стороне той реки, дикого поля, за дагею гугуевцев Григория Переродова с товарищи, в урогищах от большой луки от лесу подле малой бор на осиновой куст и до большой Торской дороги и дорогою до речки Гнилицы порозжая земля и всякие угодъи лежат порозжи и никто не владеет. Ином, Великому Государю, пожаловать бы их в тех вышеописанных урогищах по обе стороны реки Донца и на устье регки Тетлеги велеть им к той пустынке отвесть лесу со всяким угодьи и на пашню земли и на регке Тетлеге для строения в том. вышеописанном месте меленки. И как к тебе ся наша, Великого Государя, грамота придет и ты б, против вышеописанного гелобнтъя Бо-городицкой пустынки герного старца Боголепа, в Чугуевском уезде вышеописанные урогища на регку Тетлегу и за регку Северский Донец послал, кого пригоже. И велел тому посланному своему с сторонними и соколиными людьми сыскать накрепко в тех вышеописанных урогигиах на регке Тетлеге для постройки меленки место, а за рекою Северским Донцом на Ногайской стороне подле даг чугуевцев Григория Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор и на осиновый куст до Торской середней дороги и до регки Гнилицы порозжая земля есть ли? И лежит ли порозжая? И не владеет ли кто по каким крепостям или датам и спору и челобитя от кого нет ли и впредь не будет ли? И буде в сыску сторонние всяких гинов многие люди скажут, гто в тех вышеописанных урогнщах для постройки меленки на регке Тетлеге порозжее место, и порозжая земля и всякие угодъи есть и лежат в пусте и не владеет никто и спору и че-лобитя о сыску, ни по каким крепостям и нет и впредь не будет: и ты б к той пустнынке в тех вышеописанных урочищах для постройки меленки и на пашню земли и всяких угодей и лесу отвел и в отказные книгг1 межами и гранями велел написать имянно; а сколько пашенной земли и сенных покосов и всяких угодей отказано будет, то написать в отказные книги имянно, да о том к нам, Великому Государю, писать и сыск и отказные книги за откащиковою и сыскных людей рукою прислать в Разряд, а за спором в тех вышеописанных урочищах пашенной земли и всяких угодей и под меленку место не отказывая потому ж писать и спорное гелобитъе, кто гем оспорит, с крепостей списки прислать в Разряде ж. Писан на Москве лета 1710, февраля в 8 день 1710 г.
Февраля 9 по указу Великого Государя генерал-майору Федору Владимировичу Шидловскому (1677-1719) Богородицкой пустынки с черного старца Боголепа с братиею, сколько им по сей грамоте порозжей земли четвертной пашни отказано будет, велеть взять печатных пошлин по полтретьи деньги с четверти и прислать к Москве и объявить в печатный приказ думному дворянину и печатнику Никите Моисеевичу Зотову с товарищи».
В 1730 г. Чугуевский городничий и ктитор Владимирской Богородичной пустыни Лаврентий Протопопов пишет в просьбе к преосвященному Епифапию: «В прошлых годах, по указу блаженной и вегно достойной памяти Его Императорского Величества и по благословению бывшего преосвященного Иу-стина митрополита тому лет с 30 и больше построена в Чугуевском уезде в лесу, в урочище за р. Тетлегой близ р. Донца пустынь н церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской. И та Богородицкая пустынь, церковь Божия н кельи и все, гто есть, построено по указу на своих Богородицких датах. И к тон Богородицкой пустыни отведено по указу для владения лесов и рыбных ловель в р. Донне и в озерах и в р. Тетлеге и к садовым и огородным всяким овощам, места со всякими угодьями, всего довольно, в самом удобном месте. И такого удобного и пристойного другого места близ г. Чугу-ева к монастырскому строенью нет. И в прошлом 1728 году та Богородицкая пустынь испражнена и испустошена, а братия, чернцы и работники, переведены все в новопостроенный Всесвятской монастырь, также той Богородщкой пустыни церковная утварь, книги и ризы и колокола и всякая медная, келейная и деревянная посуда, все гто было, перевезено в оный Всесвятской монастырь, и с хутора лошади и всякая скотина забрана в тот же Всесвятской монастырь и оная Богородщкая пустынь стоит пуста». Затем Протопопов просит, дабы архипастырь благословил жить в Богородицкой пустыни иеромонаху Родиону с братиею по-прежнему и пожаловал бы антиминс для церкви. Архипастырь написал: «Когда тая пустынь будет под ведением игумена для порядку и от укрывательства раскольников: то благословим быть по прежнему и указ пошлется игумену, гтоб, все, гто ни было забрано из той пустыни, по реестру отдано було; а ежели не волитъ быть под ведомом игумена, то не благословим паки быть той пустыни». За тем от 8 августа 1730 г. последовал указ на имя Всесвятского игумена Димитрия открыть Богородичный монастырь, но состоять ему под ведением его игумена; послать туда для священнослужеиия иеромонаха жизни хорошей и достаточное число братии; все имущество отдать по описи. В следующем году Богородичная пустынь приписана была к Харьковскому училищному монастырю, от которого с того времени присылались сюда настоятели. Всесвятская же Лаврентьева пустынь после того уже не существовала.
В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «В оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни». В 1756 г. разрешено было построить в Богородичной пустыни новый храм па место обветшавшего, и новый храм освящен в 1757 г.
По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 десятин земли, и этою землею, по закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусеики.
От 15 февраля 1787 г. начальник пустыни иеромонах Иаков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «Сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжаго, Когат-ка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесныя дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до по-следняго прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де наша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему Петру Михайловичу Захаржевскому и исправнику Лопатин-скому. Последствия неизвестны. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский.
Когда по указу 1787 г. пустынь сия была закрыта, то в следствие просьбы помещика Стремоухова преосвященным Агге-ем, епископом Белгородским, в 1789 г. разрешено монастырскую церковь Владимирской Иконы Божьей Матери обратить в приходскую с. Кочеток, а приходской Михайловский храм за ветхостью был упразднен. Попечением иеромонаха Викен-тия, бывшего там настоятелем, с помощью благотворителя Стремоухова, в виде молитвенного дома. Все здания монастырские перенесли и построили па месте, где ныне стоит новый каменный храм, в выгоднейшем и более видном месте, расстоянием от прежнего па 1 версту, а сами монахи переселились поближе к церкви, и до упразднения монастыря имели здесь свое жительство. По упразднении же монастыря вышеупомянутый иеромонах Викентий, и стал первым священником.
Из белого духовенства поступил туда священником Иаков Рогальский. Бывшие монастырские же кельи занимались священниками и причтом для проживания до 1857 г. По клировым ведомостям 1802 г. мы видим, что новая церковь в Кочетке построена тщанием прихожан в 1802 г., но как сообщает в своем письме священник Григорий Дюков, что это сооружение было не иное что, как обновление, т. е. расширение здания приделами и украшение оногс куполом, а до того времени церковь имела вид, более молитвенного дома, нежели церкви. Молитвенный дом этот перенесен па настоящее место с находившимися при оном кельями, занимаемыми тогда монахами, по случаю пожертвования им усадьбы и леса с сенокосными по ту сторону Северского Донца лугами, помещиком, майором Стремоуховым.
Церковь была крестообразной длиной с алтарем и трапезной в 20 аршин, а шириной с приделами 15 аршин. Окоп в ней было 19, дверей 4. В алтаре был сделан престол липового дерева, над ним небо, на котором написана живоначальная Троица. На престоле три Евангелия (1716 г., 1754 г., 1789 г.) и три напрестольных креста. В жертвеннике две иконы: Спасителя и Казанской Божьей Матери, а в балдахине написан образ Бога отца. Еще в жертвеннике стояла маленькая иконка Божией Матери, на пей венец серебряный и в круге обложена серебром, подаренная в церковь купчихой Нефо-рошкиной в 1819 г. На нем покрывало шелковое белое. Ризы были подарены: уланом Чугуевского полка Матвеем Золотаревым в 1800 г., бывшим губернатором Сабуровым в 1802 г., харьковским купцом Матвеевым и женой секретаря Анной Поповой в 1810 г., мещанином Василием Ганчепко в 1815 г. и дворянкой Надеждой Степановой в 1826 г. Пояса были подарены поручиком Левашовым в 1800 г.
Иконостас в церкви был возобновлен в 1807 г. с резьбой и позолотой. С правой стороны стоял деревянный позолоченный киот, в нем хранилась храмовая икона, под серебряной с позолотой шатой. Вокруг иконы была серебряная доска. В том же киоте был написан образ Архистратига Михаила. С левой стороны иконостаса стоял киот с иконой Святителя Николая. В этом же киоте располагалась и икона Всех Скорбящих радость под серебряной шатой. На настенных иконах были серебряные с позолотой вепцы, а пред наместпыми иконами пять больших лампад из красной меди. В трапезной церкви хранились старые иконы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна крестителя в ризах.
В 1813 г. крыша церкви была крыта железом и выкрашена в зеленый цвет, а стены в белый. Колокольня деревянная была построена в 1818 г. покрыта гонтой и шелевкой, на куполе ее был установлен железный с позолотой крест. На ней колоколов было четыре: 16 пудов, 16 пудов и 19 фунтов, 5 пудов и два пуда.
Ограда церкви была деревянная, а при церкви два церковных дома.
Попечением казны в 1820-е гг., была устроена богадельня, и «щедроподателыюсть имеет здесь алтарь для своей жертвы, когда притекая с верою повернутой пред священным изображением Богоматери, сама часть от нее богатые милости».
Икона, во имя Владимирской Божьей Матери, сделавшая край сей столь известным, и храм свой славным, не сохранила о себе достойных преданий явленная ли она, или чудотворная? Можно смело утверждать, что всеобщая вера и благоговение к пей православных христиан всех возрастов и состояний не только окрестных мест но и отдаленных, имеют свое священное основание в глубокой древности: «Над утесом, из под коего и теперь струится чудесный источник, выдавался корень срубленного дерева — здесь то один из благочестивых иноков монастыря, бывшего на вершине противолежащей горы, обрел стоящую Икону Владимирской Божией Матери и с благоговением принес оную в обитель. Будучи поставлена в церкви, она в первую же ночь оказалась на месте своего явления, будучи опять взята и поставлена в церкви, паки оказалась на том же месте. Желая иметь сие сокровище в своей обители, благочестивые иноки соборпо дали пред священным изображением ее обет — в день памяти ее 21 мая и 23 июня, торжественно поднимать ее, принося на место явления и совершать здесь во славу ее молебпое пение. Тогда Икона оставалась в церкви. Почему и по перенесении монастыря на настоящее место, священный, по преданию, обет оный исполнялся неукоснительно, пока наконец достиг того торжественного обряда, который теперь совершается в год, в силе таинства. По особенному усердию, в летнее время, почти ежедневно, богомольцы, возлагая на себя привесочки, кои принесены по обету от разных лиц, как бы в дар Богоматери, поднимают ее па корень (так в простонародье называют прежнее место явления Иконы) к источнику, где совершаются благопотребиые прошения. Во время святых постов, особенно летних, с дальних даже мест Украины, число говеющих по обету, подобно как и в монастырских обителях, весьма значительно. Но кто без сердечного умиления может взирать на бесчисленное стечение народа Божия с разных отдаленных мест — во дни престольной памяти ее — 21 мая и 23-го июня, когда она торжественно переносится к чудесному источнику?…».
В 1846 г. начальник Украинских военных поселений пригласил господ генералов, штаб и оберофицеров к добровольному денежному пожертвованию на построение в с. Кочеток каменной церкви, вместо пришедшей в совершенную ветхость. «…Христиане, движимые усердием к религии, ежегодно во множестве стекаются для поклонения образу Божией Матери, явленному близ источника ключевой воды и ныне находящемуся в заштатной деревянной церкви, при с. Кочеток в 5 верстах от г. Чугуева, ног как оная церковь приходит уже совершенную ветхость, и необходимым признается построить вместо ее, каменну…». Командир 1-го резервного кавалерийского корпуса Украинских военных поселений 17 мая 1847г. обратился к Архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, что в с. Кочеток находится в старом деревянном храме Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Владимирской. К этой иконе стекается большое число усердных богомольцев, как среди служащих корпуса, так и частные лица, которые решили собрать средства на строительство нового каменного храма. Просит об освящении места, где планируется постройка новой каменной церкви. 5 апреля 1847 г. был утвержден проект этого храма. Строительный комитет возглавил начальник корпусного штаба генерал-лейтенант Борщов, а члены его: командир 1-ой бригады 1-ой уланской дивизии генерал-майор Ознобишин, начальник 2 и 4-го округов полковник Рубец, командир 6-го округа полковник барон Эпгелыардт.7 В том же году просили Харьковскую духовную консисторию выдать особые просительные книги, для сбора пожертвований па строительство храма, так как собранных пожертвований недостаточно. Известно, что одним из самых значительных благотворителей при постройке храма был граф Д.Н. Шереметьев.
В 1848 г. сообщалось, что строительство под руководством архитектора трейдера* продвигалось весьма медленно. Кирпич для постройки храма был отпускаем из Чугуевского кирпичного завода, лес на постройку был взят частично из разобранной деревянной церкви, а частично был пожертвован бывшим командиром округа полковником Боровитиновым. Известен список каменщиков, которые работали на строительстве храма, ими были: Гаврила Сергеев, Козьма Вакулен-ко, Николай Набока, Максим Шаповалов, Аверьяи Киризгора, Иван Поедипцев, Иван Рязанский, Иван Иватловский, Евдо-Тарасеико, Иван Люботин. Иконостас, кресты с шарами изготавливались на деловом дворе Военно-рабочего батальона в Чугуеве.
Шесть крестов с шарами для храма были изготовлены из кровельного железа и позолочены 4 сентября 1853 г. Внутри церкви была постелена квадратная аршинная лешадпая плита, толщиной 1 ‘/2 вершка. Церковь была полностью готова к богослужениям 14 июня 1857 г., по еще не была освидетельствована.
Главный начальник южных поселений генерал-лейтенант барон Энгельгардт 4 декабря 1858 г. обратился к архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Филарету с предложением от Начальника харьковского поселения с заключением местного Благочинного, относительно учреждения крестного хода из с. Кочеток в г. Чугуев и обратно с перенесением Чудотворной иконы во имя Владимирской Божьей Матери.10 Икона эта во дни престольного праздника 21 мая, 23 июня и 26 августа торжественно переносится к источнику (на корень). В эти дни стекается огромное число богомольцев из окрестных селений и из отдаленных мест. Жители г. Чугу-ева предложили также переносить эту икону крестным ходом в Чугуевский Покровский собор, а также переносить ее в эти и в другие храмы г. Чугуева для удобства жителей. Это послужит также увеличить доход ведущий к украшению и благолепию храмов. Предлагалось переносить икону 12 сентября в день Воздвиженской ярмарки и оставлять до 26 апреля. Последняя дата рассчитана с тем, что 23 апреля переносится в Куряжский монастырь Чудотворная Озерянская икона Божьей Матери и богомольцы будут после этого стекаться в Чугуев для участия и в переносе Владимирской иконы в Кочеток. Благочинный протоиерей Петр Петрусепков считал, что этот крестный ход очень полезен, так как в зимнее время жителей в Кочетке весьма мало. Такой крестный ход также мог послужить широкой известности.
Филарет на заседании Харьковской духовной консистории 12 декабря 1858 г. решил уточнить, точно ли эта икона чудотворная, есть ли на это указ из Синода, а также испросил следственное дело о бывших от нее чудесах. Благочинный 13 февраля 1859 г. сообщил в Консисторию о том, что такого указа пет, а есть только запись в описании Кочетовской церкви «… при истинных чувствиях христианина, вполне видна чу-дотвориость Святой иконы — Кочетовской Владимирской Божьей Матери…». Запись та приведена в деле в полном объеме.
Благочинный священник Григорий Дюков о чудесах иконы сообщал, что священник Иаков Рогальский, не сомневаясь в ветхости Иконы, в рассуждения ее тления и тусклости лика, вознамерился переменить оную: заказал написать вновь подобную, в том же размере, и сняв с прежней ризу, наложил на новую. На другой день, пришедши в церковь, с ужасом увидел новоустроеппую икону посреди церкви поверженную ниц и дощечку расколотую надвое. С благоговейным трепетом повергся пред изображением истинной, возложил опять на нее Шату, и с подобающею честью поставил на своем ее месте. Им же приводится рассказ о временах губительной болезни холеры, опустошившей окрестности благословенной обители в 1830 г. по общему совещанию Духовенства, военного начальства и жителей, Чудотворная Икона была поднята и носима по всему городу Чугуеву, и по обнесении всех частей его с молебными пениями, к общему утешению, болезнь прекратилась. В следующий за этим год Харьковский купец Животовский, обновил па Иконе серебренную и позолоченную ризу, заказав ее в Москве, украсив эту ризу пожертвованными от разных благотворителей, драгоценными камнями и жемчугом.» «С того времени чудного ее заступления от губительной болезни, священные обеты христиан обоего пола всех состояний, особенно делались общи и часты, дознавши опытом па себе или па ближних своих благотворную помощь от Св. Иконы Богоматери Владимирской, редкий
не посещает ежегодно святой обители ее, дабы здесь или испрашивать милостей у держимого па объятиях превечпого младенца Бога или изливать искренние чувства благодарности за оказанные благодеяния».
Другие чудеса Чудотворной Иконы Владимирской Божьей Матери:
1) В 1845 г. образ носили в дер. Таганку (Ново-Николаевку) в имение помещицы Н.Ю. Квитки, где была повальная горячка. После обпесения иконы вокруг Таганки и молебствия — все выздоровели;
2) В 1847г. жена подполковника И.И. Богомолова рассказывала о том, что десять лет назад живя в Чугуев опасно заболела и врачи не могли помочь. Пришла одна старуха и сообщила ей о своем сне, будто привиделся ей старец пославший ее к Богомоловой и говоривший, что она поправится если приложится к образу Пустынской Владимирской Божьей Матери. Что и было исполнено. Икону доставил к Богомоловой священник Петр Наседкин. При внесении иконы Богомолова уже могла сидеть, потом смогла сделать поклон иконе и проводила образ из дома самостоятельно, а вскорости она вовсе выздоровела.
Священник Иоанн Попов сообщал также, что икона Владимирской Божьей Матери была носима поселениями в 1847 и 1848 гг. во время эпидемии холеры, а также в 1855 г. по городу Чугуеву.
Харьковская духовная консистория 8 августа 1859 г. утвердила решение об открытии крестного хода, а 15 декабря того же года последовал указ императора Александра II об учреждении этого крестного хода. В начале 1860 г. был утвержден церемониал.
В 1868 г. и в январе 1869 г. попечительство Кочетовской церкви ходатайствовало перед МВД об изменении порядка учрежденного в 1860 г. крестного хода с иконой Владимирской Божьей Матери из церкви с. Кочеток в г. Чугуев и об ограничении пребывания названной иконы в г. Чугуеве одним месяцем с 26 сентября по 26 октября. 13 Змиевской уездный исправник рапортом харьковскому губернатору донес, что крестный ход совершается в удобное время, т.к. в эти дни дорога сухая. Долговременное пребывание иконы в Чугуевском соборе побудило прихожан устроить теплый придел, для удобства богослужения в зимнее время. В Чугуеве и в самом соборе часто бывают члены императорской семьи и сам государь. Икона пребывает в Кочетке в летнее время, когда к ней стекается большое число богомольцев и больных, что приводит к значительному повышению доходов. После доклада в МВД харьковский губернатор 25 июня 1869 г. получил распоряжение о том, чтобы харьковское епархиальное начальство само решало изменять, или нет время крестного хода. Епархиальное начальство получив такое письмо поняв, что согласия между жителями г. Чугуева и с. Кочеток не будет достигнуто изменило время проведения крестного хода в соответствии со своим мнением из Кочетка в Чугуев 15 октября, а обратно в 4 день Пасхи.
В это время церковь в Кочетке потеряла очень большое количество прихожан, поскольку с 1862 г. были ликвидированы Украинские военные поселения, масса офицеров и членов их семей отбыли с воинскими частями к новому месту службы. Эта же ситуация повлияла и на Кочетокский курорт, куда стали приезжать менее значимые чиновники.
С 1862 г. в церкви по штату были положены только священник и дьячок. Священник проживал в церковном доме. Церковный деревянный дом был крыт железом, а при нем деревянные рубленные сарай и амбар, а между ними сарай в одной связи, покрытый камышом, а в земле отделанный деревом, ледник и погреб. Все эти здания были построены в конце 1850-ых годов. Дьячок проживал в собственном доме. В 1882 г. прихожане построили для священника и других членов причта отдельные каменные дома.
Содержание от казны у священника по окладу старшего священника 142 руб. 85 Уа коп. и дьячка — 36 руб. Сверх того они получали только при требоисправлениях от прихожан и посторонних богомольцев, приходящих на поклонение древней Иконе Владимирской Божьей Матери.14 В конце XIX ст. дополнительный источник доходов причту (требы к Святой Иконе) составляли до 1200 руб. из которых священник получает 3/4, а псаломщик — ‘Л с рубля.
Еще в 1857 г. к храму были отведены земельные наделы: 1200 саженей усадебной земли и 35 десятин 668 саженей сенокосов, последние сдавались в аренду местным жителям, а средства делились между причтом. Доходы в разные годы от земли составляли от 300 до 480 руб. серебром.
В начале 1860-х годов были построены две деревянные часовни: одна по образу храма, устроена над источником, где по преданию явилась Икона Владимирской Божией Матери, а другая в виде дома устроена па кладбище.
В 1884 г. при храме было открыто церковноприходское Попечительство, обновленное в 1909 г. Собственных средств оно не имело, на содержание церковного хора оно изыскивало 260 рублей.
22 октября 1884 г. была открыта церковноприходская школа для мальчиков и девочек. Она располагалась в наемной квартире из трех комнат и содержалась за средства священника протоиерея Алексея Илларионова и прихода. Он же был в ней учителем и законоучителем, а церковному пению учил псаломщик Михаил Семейкии. Ежегодно в школе обучалось до 70 человек (в 1884 г. 44 мальчика и 26 девочек).
Вторая церковноприходская школа была открыта в 1906 г., попечителем при ней состоял сенатор Николай Константинович Кульчицкий (бывший попечитель Петроградского учебного округа). С 16 февраля 1915 г. заведующим и законоучителем в ней был священник Евгений Николаевский. Преподавали также два учителя: Пётр Василенко с 23 ноября 1909 г. и Евгений Кузнецов с 24 ноября 1911 г., получая в год жалования по 360 рублей. Вторая церковноприходская школа располагалась в собственном доме, па ее содержание церковь отпускала до 30 руб., от попечителя 25 руб., и от прихода 70 руб. В ней обучалось до 100 детей ежегодно. При храме также действовала библиотека, в которой было 506 томов духовной и исторической литературы.
В 1886 г. приход испросил соизволения для увеличения причта, поскольку по штату полагалось при храме быть священнику и псаломщику, с разрешения Харьковской духовной консистории было разрешено в церкви иметь и диакона.
14 октября 1890 г. прихожанин Яков Савельев обратился к настоятелю Кочетовской церкви с просьбой улучшить дорогу к месту обретения Чудотворной иконы, па что он и Николай Звескин, Иван Лубепцов, и один неизвестный пожертвовали 36 рублей. 18 февраля 1892 г. настоятель церкви с. Кочеток протоиерей Алексей Илларионов обратился с просьбой к Благочинному 1-го округа Змиевского уезда Петру Тимофееву об устройстве деревянной лестницы ведущей к источнику, где была обретена Чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, так как в престольные праздники иногда бывает сырая погода и при переносе иконы к месту обретения это вызывает неудобства у верующих. Так как лес где находился ранее монастырь находится в ведении казны он обратился в управление государственных имуществ с просьбой улучшить спуск со скалы к источнику для богомольцев, но получил ответ, что лес находится в аренде, а адрес арендатора не сообщили. Но позволили утрамбовать камнем дорогу к молитвенному дому и кресту, считая, что от этого вреда арендатору не будет.16 Благочинный сообщил о том в Духовную Консисторию, откуда последовал указ об уточнении границ проведения лестницы и замощения дороги, а также отчуждения земли где находится часовня и крест. Однако Харьковское губернское правление отказало в этом, поскольку никто у церкви не оспаривает прав па место где ранее располагался монастырь и обретена Чудотворная икона. А уже 27 мая 1892 г. протоиерей А. Илларионов пишет рапорт о том, что арендатор леса земской начальник Александр Святухии решил построить между крестом и часовней собственный дом, предложив отодвинуть крестный ход в лес, обещая взамен посадить цветы, возобновить часовню и даже содействовать возрождению монастыря. Никакие увещевания священника на него не действовали и он сразу же начал завозить камень и щебень для строительства дома.
При Владимирско-Богородичной церкви с. Кочеток с 1903 г. была основана ремесленная школа глухонемых, па освящении которой 19 мая 1903 г. присутствовал Высокопреосвященный архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсепий, осенив каждого учащегося крестом, а здание Образом Озеряпской Божьей Матери. Руководил школой священник Кочетокской церкви Евгений Проскурпиков. УЧИЛИСЬ в ней только мальчики. В 1907 г. в этой школе учится 23 воспитанника, из них 15 были стипендиатами разных земских учреждений. По группам: в I — 5 воспитанников, во П-й — 10, в Ш-й — 6. Сто-лярно-токарному делу училось 15 человек, а корзинному. Руками воспитанников па 1908 г. было изготовлено 93 цепных предмета, особенно выделялся библиотечный дубовый шкаф и сосновый шкаф для медицинских инструментов. В конце 1907 г. было введено преподавание черчения и рисования по специальной методике для глухонемых. Кроме этих занятий воспитанники занимались сельским хозяйством на своем огороде и в саду, на пасеке, где они сделали показательный улей под стеклом и с любопытством наблюдали жизнь пчел.
В 1910 г. вокруг церкви была построена железная на каменном фундаменте ограда, стоимость которой составила 1700 руб.
В 1914 г. прихожане заново перестроили часовню па месте явления Чудотворного Образа Божьей Матери, па церковные средства стоимостью 1700 рублей, а также отремонтировали квартиру диакона на церковные средства в 800 рублей.
Кружечных доходов в 1910-е годы собиралось до 1000 рублей. У храма имелся свой причтовый капитал в размере 4882 руб. 31 коп., проценты с которого 170 рублей шли также на церковные нужды.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА В КОЧЕТКЕ
В 1960-70-е годы Владимирско-Богородичпая церковь использовалась как склад, вот как описывает храм Лидия Прогнимак: «В 1969 г. после окончания общеобразовательной и художественной школ, накануне вступительных экзаменов в институт, мы с будущим мужем решили съездить на этюды в Кочеток к церкви. Со двора церкви па краю крутого берега Донца, открываются прекрасные, степные дали. А прекрасный храм был уже был уже много лет закрыт и тихо разрушался. И вдруг, смотрим, по ступеням поднялась женщина и собирается открыть западные врата. Мы поспешили к ней с просьбой войти с ней. Женщина впустила пас, предупредив, что смотреть нечего То, что мы увидели, даже не напоминало храм. Степы были сыростью, что приобрели цвет гари. Внутреннее пространство, лишенное алтарной перегородки, было заставлено большими ящиками, как ангар. В деревянных загородках- кучи чего-то сыпучего, похожего па химические удобрения. Никаких следов росписи. Ни малейших! Только мрачные, будто обгоревшие своды. Кое-где чернота сгущается в пятна, напоминающие силуэты людей. Может это все-таки роспись пробивается сквозь слой плесени? Тут пришла другая сотрудница склада и сделала выговор своей коллеге, что допустила посторонних к объекту хранения материальных ценностей. Нам предложили немедленно покинуть помещение».
Знаменательно, что в последующие годы именно Лидия и Виктор Прогпимак принимали участие в реставрационных работ во Владимиро-Богородичной церкви. Они расписывали «небо», четырех Апостолов-евангелистов, орнаментальный пояс. Виктор с обострившимся радикулитом каждый День поднимался па леса.
С 1970 г. начальником ПУВХ «Донец», размещенного и Кочетке был Михаил Васильевич Николаепко, который ежедневно глядя на поруганную святыню в Кочетке, решил восстановить храм силами своего предприятия. Не добившись государственного финансирования, он просил разрешение на передачу на баланс ПУВХ «Донец» здания храма. Разрешение выдала под свою ответственность заместитель председателя Харьковского облисполкома Е.П. Уварова решением № 559 от 30 ноября 1984 года. Но еще до этого в 1974 г. Украинским специализированным научно-реставрационным управлением (начальник В.И. Дубовицкий) были проведены проектноизыскательпые работы на реставрацию памятника архитектуры XIX ст. Владимирско-Богородичной церкви в пос. Кочеток.
Инженер ПУВХ «Донец» С.Л. Комаров был официально назначен ответственным за реставрационные работы. Он, познакомившись с родственниками профессора Н.Я. Грота, похороненного в ограде церкви получил от них фотографии 1908 г. и рисунки дореволюционного вида церкви иконы Владимирской Божьей Матери. Совместно с В.Т. Кошелышковым, В.М. Грицаем за 2,5 месяца изготовили макет храма. Они тщательно обследовали и обмерили церковь, составили ее детальные чертежи, воссоздали недостающие детали. С этим макетом Сергей Лукьяпович ездил в местные, областные и республиканские организации по охране памятников, добиваясь решения о выделении средств и разрешения для начала ремонтно-восстановительных работ.
Начавшиеся в 1985 г. восстановительные работы неоднократно останавливались по вине других организаций. Районные электросети оттягивали перенос шести опор воздушной линии электропередач, районное дорожно-строительное управление не приступало к расширению дороги и устройству автостоянки для туристов, лесной техникум долго не приступал к озеленению склонов у храма. На эти заминки С.Л. Комаров вынужден был указывать в критических статьях и заметках опубликованных в районной газете «Красная звезда».
Во время восстановительных работ в ноябре 1985 г. в подвале Владимирско-Богородичиого храма в правом углу западной части его устраняли неровности пола. Неровности эти сбивали ломом. Неожиданно лом провалился, в полу зияло отверстие. Расширив отверстие обнаружили под бетонной плитой склеп, представлявший собой кирпичное сооружение с арочными сводами размером около 1,8 м. В склепе находился гроб с удивительно хорошо сохранившимся нетленным телом священника (видны были даже реснички на глазах). Гроб был из легкого белого металла с точеными ручками у изголовья и ног, фигурными ножками, ажурным украшением по периметру и примерно по пояс, крышка гроба была частично стеклянная. По сохранившейся табличке было установлено, что гроб был изготовлен в Варшаве в 1910 г. Но воспоминаниям Ю.А. Кальчепко в гробу лежал словно живой, спящий человек, с очень топкими чертами лица, точеным носом, благостным, добрым выражением лица, лысоватый, г легкими как пушок русыми волосами, с такой же бородкой. Прекрасно сохранилось и облачение священника кремово-золотистого цвета, па ногах были хромовые сапожки. Рядом с ним лежало медное кадило, наперсный крест, в руках было Евангелие. Было дано объявление в газету, в надежде, что кто-то из родственников откликнется. Но вместо родственников пришел один из старожилов Кочетка и рассказал о том, что это тело настоятеля и протоиерея этой церкви Алексея (Илларионова). Похороны были зимой 1910 г. отпевали его в Покровском соборе г. Чугуева, а потом доставили на сапях в Кочеток. Проводить в последний путь ревностного служителя Господнего пришло множество народа и духовенства.
Найденное тело отца Алексея находились почти год в закрытом помещении храма и только в сентябре 1986 г. оно было перезахоронено па кладбище, несмотря на обращения к местным властям захоронить о. Алексея возле церкви. Этому способствовало и то, что шла реставрация храма, священника при Владимирской церкви еще не было, советские власти не поставили в известность ни Харьковскую епархию, ни правящего архиерея, хотя это очень редкое явление, означающее высокую духовную жизнь протоиерея о. Алексея, раз Господь сохранил его тело нетленным.
Работы по восстановлению храма постоянно наталкивались па ряд сложностей: это и доставка необходимых материалов, перевод средств на ремонт храма через банк, для чего в ПУВХ «Донец» церкви присвоили название объект № 101. Долго искали четырехмиллиметровую медь для полусфер под кресты, которая считалась тогда фондовым материалом и была получена с завода «Электротяжмаш» благодаря директору завода Г.И. Гри-гораша. Не менее трудным был поиск мастера для изготовления полусфер, пришлось нанимать его па временную работу в ПУВХ и они были изготовлены по особой технологии, методом выдавливания.
Кресты для храма делались по эскизам директора музея воды С.Л. Комарова силами работников ПУВХ и Чугуевского завода топливной аппаратуры. Металл для крестов доставили из Донецкого металлургического комбината, а сияющие звезды изготовили на заводе «Электротяжмаш». За установку крестов на храме М.В. Николаепко получил строгий выговор. Вызывали его и в обком, где так же пришлось выдержать нелицеприятный разговор, доказывая, что памятник архитектуры должен быть восстановлен в первоначальном облике.
24 апреля 1986 г. М.В. Николаенко был приглашен в Киев на съезд Общества охраны памятников. Выступая, он передал в президиум фотографии с изображением храма до и после реставрации, посетовал что кресты не золоченные, а анодированные, что нет специалистов для восстановления росписей. Наш земляк П.Т. Тронько, который был в это время заместителем председателя Совета Министров УССР, сразу же отреагировал па эти сетования, и через неделю из Киева прибыла машина везти кресты на золочение. В это время леса па храме уже были убраны, поэтому снимали кресты харьковские альпинисты во главе с Барышевым.
В мае 1987г. прибыли и художники-реставраторы из Киевского межобластного хозрасчетного специализированного научно-реставрационного участка, которые принялись за восстановление настенной живописи. Из-за длительного отсутствия кровли и намокания была почти полностью утрачена живопись па своде и стенах. В течение восьми месяцев художники кропотливо трудились над воссозданием композиции. Глядя па фотографии можно оцепить этот титанический труд. В отчете о выполненных работах так описывается храм. Центральный объем в форме граненной ротонды па высоком цоколе. Шатровая крыша завершена пятью главами. С восточной стороны к ротонде примыкает полукруглая алтарная апсида, а с западной стороны одноярусным переходом соединена с квадратной в плане трёхъярусной колокольней с шатровым завершением.
Первоначально живописью был покрыт весь свод выше карниза. Непосредственно под карнизом проходил орнаментальный пояс шириной 60 см. Далее свод был окрашен в синий цвет, с растяжкой цвета от темного к светлому. На этом фоне были написаны облака и херувимы. В зените свода находился Дух Святой с нисходящими от него лучами.
В четырех сегментах свода (юго-западный, юго-восточный, северо-западный и северо-восточный) были изображены евангелисты в рамах, своды и частично боковые плоскости оконных откосов покрывала орнаментальная роспись с изображением креста в зените.
Ниже карниза над дверными и окопными проемами размещены шесть композиций в рамах (две размером 170 х 390 см и четыре 170 х 230 см). Дверные и окопные проемы были окаймлены живописными рамами. Своды и откосы также украшали орнаментальные росписи. Верхняя часть триумфальной арки была покрыта кессонами с декоративными розетками и орнаментальной росписью.
На своде алтарной части по-видимому находилось изображение Бога Саваофа (сохранились остатки треугольного нимба). В помещении под колокольней, примыкающим к западной части с левой стороны находится фигура апостола Петра, а справа — апостола Павла. Вверху в люмене — Иисус Христос. Над южным входом в церковь размещена композиция «Нагорная Проповедь», юго-западная стена: «Христос перед казнью» и юго-восточная стена: «Крестный ход», северо-восточная степа «Воскрешение Лазаря», северная степа «Насыщение пятью хлебами», северо-западная стена «Чудесное спасение па водах» завершены в декабре 1987 г.
Первое богослужение после 52 летнего перерыва было 19 декабря 1989 г. Первую Божественную литургии служил Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский. Служили ему настоятель храма о. Петр (Ткачук), о. Илья (Щербапь), о. Георгий (Луженцов), о. Николай (Терповецкий) и др. Люди приносили иконы, рушники, украшали храм. Первую зиму служили без отопления. Постепенно стараниями прихожан и с помощью директора ПУВХ «Донец» М.В. Николаенко, который вникал во все нужды, храм преобразился.
7 января 1991 г. в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа церковь Владимирской иконы Божьей Матери безвозмездно передана на баланс Харьковского епархиального управления.
В 1991 г. установлен иконостас изготовленный мастерами г. Харькова. А с началом 1992 г. пришло время восстановить колокола, их отливали тогда только в Воронеже на литейно-механическом заводе, возродив утраченную технологию литья колоколов. И хотя заказов там было на несколько лет вперед, директор завода уступил для храма три колокола из заказа для Канады. Три колокола весом в 248, 140 и 45 кг. были перевезены в обход таможни в Двуречанском районе, где помог один из председателей колхоза, чьи силосные ямы находились за пределами границы Украины, па российской территории. Колокола присыпали силосом и так доставили в Украину.
Немало сотрудников ПУВХ «Донец» потрудились на благо восстановления Владимирско-Богородичпого храма. По решению профкома каждый сотрудник отработал по 40 часов па субботниках и воскресниках, перечисляли часть зарплаты па спецсчет для приобретения необходимых для нужд храма материалов.
Сегодня храм в Кочетке является украшением и гордостью не только жителей этого поселка, по и всей Харьковской области. Сюда приезжают туристы и паломники со всей Украины и зарубежья. Храм стал центром возрождения православия в Чугуевском районе и следующим шагом должно стать возрождение часовни над чудотворным источником, а может быть и Владимирской пустыни.
Источник: www.izyum-eparhiya.org