Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.
Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет.
Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, известный у нас по проектам Большого театра, Большого дворца в Гатчине, Дворца Петра Третьего и ряда сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.
Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.
В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре. Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон. Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.
На сегодняшний день в недавно отреставрированном Князь-Владимирском соборе находится более 3 тыс. изображений святых. Среди главных святынь — икона князя Владимира с частицей мощей, икона-мощевик с 49 частицами мощей святых угодников Божиих, чудотворная икона Успения Божией Матери.