Ключник и ключница в Древней Руси и Русском государстве

#традиции
Ключник, ключница – в Древней Руси и Русском государстве:

1. человек, ведавший продовольственными запасами дома (вотчины, поместья) и ключами от мест их хранения, кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом, а иногда и питьями;

2. должностное лицо при дворе князя, боярина, приказа или дворцового ведомства.
Таким образом, в широком смысле ключник – это слуга, ведающий продовольственными запасами имения, дома, хранитель ключей. Синонимы ключника: домоправитель, закромщик, слуга, эконом.

По «Русской правде» ключник, равно как и тиун, являясь слугой и доверенным лицом всего господина, был, по сути, рабом или полным (обельным) холопом.

Все холопы в период русского средневековья разделялись на две группы: «большие» и «меньшие». Ключник относился к большим холопам, причем к подгруппе так называемых приказных людей. Он был первым человеком в домашнем хозяйстве феодала, одновременно являясь администратором (управляющим) и судьей.

Московские актовые памятники XIV-XV веков говорят об обязанностях ключника более подробно.

Ключник ведает остальных холопов, целует за них крест, собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам. Кроме того, он вступает в сделки именем (от имени) своего господина и приобретает для него движимое имущество и рабов.
Ключники имели даже своих рабов и дьяков.

«Русская Правда» фактически разделяла приобретение статуса холопа (раба или несвободного человека) на два способа: холопство помимо воли лиц и добровольное обращение лица в холопство.
К первому способу относились следующие случаи: плен, совершение тяжкого преступления (убийство при разборе, поджог и конокрадство), несостоятельность в уплате долга по вине должника, дети рабов.

К холопству по доброй воле поступающих относилось всего три случая, и они перечислены Русской Правдой как троякое обельное холопство:

1. продажа себя в присутствии свидетеля хотя бы за полгривны;

2. женитьба на холопе или челяди;

3. поступление на службу тиуном или ключником.

В двух последних случаях особым договором (соглашением) – «рядом» возможно было установить и иные отношения в отмену обычных правил.

Примечательно, что служба ключником «без ряду» (без договора) влекла за собой полное (обельное) холопство.

«А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к себе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить», – сообщает Русская Правда.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что ключники и тиуны были самыми приближенными людьми своих господ и являлись важными органами государственного управления в сфере суда и особенно финансов, так как первоначально нельзя было отличить частного княжеского хозяйства от государственного. Почему ключники изначально имели статус рабов?

Ответ очевидный. Такую щекотливую отрасль управления как хозяйство было удобнее всего лично несвободному человеку, именно потому, что свободный не был связан с господином (князем, боярином) ничем, кроме своей доброй воли. Тогда как холоп был вечно верен своему господину, которому он лично принадлежал.

Служба холопов в домашнем хозяйстве господ явилась прототипом государственной службы, из отдельных обязанностей холопов при княжеских дворах возникли важнейшие государственные должности. Так это было не только на Руси, но и в других странах средневековой Европы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?