Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей — Свято-Введенская Оптина Пустынь. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.
Там, где сегодня — село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша — выдающийся русский просветитель домонгольской поры. Примечательны и события, предшествующие строительству в Клыково храма в честь Hepyкотворного Образа Господня.
Христианский историк Евсевий (270-338) повествовал о том, что царь Авгарь, управлявший народами, обитавшими за Ефратом, страдал тяжкой болезнью. Услышав об имени и чудесах Иисуса, он послал к нему с письмом живописца Анания» прося исцелить от болезни. Вручив послание, Ананий попытался рассмотреть лицо Иисуса и сделать наброски Но его усилия не увенчались успехом. Провидец, распознав желание Анания, призвал его к себе, потребовал воды, умылся и взял вчетверо сложенный плат, отерся им — и вдруг на этом плате отразилось подобие Его лица — начертался Образ Нерукотворный. Господь отдал плат Ананию со словами: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Вместе с образом Господь передал для Авгаря письмо. «Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы…» Авгарь с благоговением принял Нерукотворный Образ Спасителя и тотчас исцелился. И велел поставить Образ над городскими воротами. На место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы все проходящие через эти ворота поклонялись Образу. Не однажды икона спасала город Эдессу от осады вражескими войсками.
В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и его тесть Роман I Лакапин купили икону у владельцев Эдессы. Шествие иконы из Эдессы в Константинополь сопровождалось славой чудес. В память перенесения Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь Церковью установлен праздник 16 (29) августа, когда верующие прославляют Нерукотворный Образ Господа как свидетельство Его истинного воплощения и иконопочитания. Этот праздник на Руси еще называют Спасом на холсте. Этот день в народе величают Третьим, или Хлебным Спасом. По традиции — это дожинки, окончание жатвы.
Имя преподобного Кукши (или Купши), инока Киевского Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века, известно не многим. Вятичи, самое восточное из всех славянских племен, заселяли большую часть территории нынешней Калужской области. А значит, преподобномученик Кукша, «апостол вятичей» (как иногда именуется он в церковной литературе), должен почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества и древнейших предков калужан. Неизвестно и точное время жизни преподобного Кукши, и откуда пришел он в Киевский Печерский монастырь, кем был до пострижения. Есть лишь предположение, что преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. Вятичская земля, в которую направился вместе со своим учеником преподобный Кукша, занимала совершенно особое место на политической карте Руси XI-XII веков. Согласно записанному в «Повести временных лет» преданию, вятичи (равно как и радимичи) пришли на свои земли откуда-то с запада, «от ляхов», то есть иным путем, нежели остальные восточные славяне.
Жившие в верхнем и среднем течении Оки и ее притоков (на территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей) вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше сопротивлялись власти киевских и иных князей Пожалуй, ни одно другое восточнославянское племя не причиняло столько хлопот правителям Руси. Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства — то есть хронологически имела место между походами Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого. Этим временем датируются и первые упоминания в летописи большинства вятичских городов, таких, как Козельск, Дедославль, Брянск, Мценск, Карачев, Серенск, Мосальск, Воротынск, а также Москва, возникшая на самом крайнем северо-востоке Вятичской земли. Вятичи дольше, чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии. Сложность христианского просвещения вятичей усугублялась еще и тем, что их земли были в основном покрыты густыми, труднопроходимыми лесами.
Епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киевского Печерского монастыря, так писал о Кукше «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим».Хотя рассказ Симона о событиях в Вятичской земле слишком краток для того, чтобы на его основании можно было делать какие-то выводы о продолжительности и характере вятичской миссии преподобного Кукши, тем не менее он выполнил свою миссию «вятичи крести».
Однако, в конечном итоге, их проповедь закончилась трагически: и сам Кукша, и его ученик были убиты. О том, как такое могло случиться, мы можем судить по Житию святителя Леонтия Ростовского: он также проповедовал среди язычников: «Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям, — рассказывает Житие. — Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Но именно успехи его в проповеди и вызвали гнев местных жителей, прежде всего, «стариков», точнее, старейшин (не обязательно по возрасту, но по социальному статусу): «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). Скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути 18 проповедников и к тому же хорошо исследован археологами: на Серенском городище обнаружены явные следы христианской проповеди — в частности, нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI-XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «По многих муках усечен бысть с учеником своим», -рассказывает о Кукше епископ Симон. В Древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.
Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их принесла свои результаты. Пройдет всего несколько десятилетий — и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины останки Преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в Вятичской земле и, вполне вероятно, в Калужской земле.
В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.
В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.С той поры до начала 20-го века, а значит, и периода гонения на церковь, история села Клыково складывается весьма благополучно. Клыково славилось плодовыми садами и питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника из села Бурнашево Козельского уезда. Окончив Калужскую духовную семинарию, Василий Златоустовский женился на помещице, в то время владевшей селом Клыково, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 десятин старого сада и 20 десятин пашни. Восстанавливая сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1 500 сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, который выпускал ежегодно до 40 тысяч саженцев яблони и других плодовых пород. Плоды из сортоиспытательного сада Златоустовского неоднократно выставлялись на губернских, российских и международных выставках, где были отмечены многими, в том числе и золотыми медалями.
С приходом советской власти на Русскую Православную Церковь начались гонения, которые были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Арестовывали и расстреливали тысячи священнослужителей и мирян. Закрывали храмы, грабили монастыри. Не оказалась исключением и Свято — Введенская Оптина Пустынь. После Пасхи 1923 года храмы Свято — Введенской Оптиной Пустыни были запечатаны, а многие священнослужители арестованы. В 1924 году, после разорения Свято — Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. О Пантелеимоне (в миру Платоне Григорьевиче Шибанове) известно немногое: был скитским монахом, в 1916 году был рукоположен в Оптинском скиту в иеродиакона, в иеромонаха же был рукоположен уже после революции. Так вспоминали о нем жители села Клыково: «Отец Пантелеимон собирал нас всех, детей, живущих недалеко от церкви и всегда причащал Святых Христовых Тайн, но в один из дней, не помним когда, он не вышел из храма к нам навстречу». В 1935 году иеромонах Пантелеимон был арестован и в 1937 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Сухиничской тюрьме.
В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.
Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Разрушен был даже пол. Землей и сором занесло стены здания до окон. Начали рушиться перекрытия, а на останках крыши росли трава и деревья.
Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан). При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.
С передачей храма начались восстановительные работы. Храм Спаса Нерукотворного находился в полном запустении и разрухе. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. После разрушения крыши трапезной части храма в нем стали хранить азотные удобрения. Когда из храма вывозился наносной грунт, были найдены останки человеческих костей, имевшие повреждение от огнестрельного и холодного оружия.
Храм, построенный Полторацким, был полностью восстановлен в 1999 году и 28 ноября того же года архиепископом Климентом был освящен его центральный придел.
Информация взята с сайта монастыря www.klikovo.ru