Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Клодт Михаил Петрович «Покинутая» (1859). Молодая красивая женщина с едва выступающим животиком стоит у полки с туалетными принадлежностями и то ли снимает кольцо, то ли печально смотрит на палец, где это кольцо могло бы находиться. Художник не стремится к детальной точности, предпочитая будить фантазию и сострадание зрителя, который, безусловно, знает, что перстень или кольцо на безымянном пальце левой руки означают либо помолвку, либо уже семейный статус.
Рисунок исполнен Михаилом Петровичем Клодтом во время его пребывания во Франции в качестве пенсионера Императорской Академии художеств и относится к ряду произведений о тяжести женской доли, навеянных событиями из жизни его парижской натурщицы.
Лист исполнен сангиной (от лат. sanguis – «кровь»), материалом для рисования в виде толстого неоправленного карандаша или бруска красного цвета, состоящего из смеси белой глины, пигментов оксида железа и растительного клея. Цвет сангины варьируется от коричневого до терракотового. При работе штрихом она создает насыщенный темный красновато-коричневый тон, а при растушевке – тонкие полупрозрачные светлые оттенки от красновато-оранжевых до желтоватых и розовых. Сангина хорошо передает тона обнаженного человеческого тела, поэтому ее часто использовали при обучении натурному рисунку с живой модели.
Михаил Клодт – один из редких русских художников середины – второй половины XIX века, кто довольно много и успешно работал в технике сангины. Этот прекрасный рисунок – лучшее тому доказательство.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва