Клодт Михаил Петрович (1835-1914)
«Черная скамья», 1872
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Петрович Клодт часто бывал в Финляндии, где проживала его кузина, баронесса Елизавета Константиновна Клодт фон Юргенсбург.
Северная природа, жизнь и традиции этой страны оказали глубокое воздействие на художника. В 1872 году, исходя из своих наблюдений, он создал картину «Черная скамья».
На этом холсте Клодт с большой точностью воссоздал сцену церковного суда, происходившую в Финляндии XIX века. Серый холодный интерьер церкви стал фоном для изображения местных жителей, собравшихся наблюдать за наказанием двух преступников. Преступники сидят на «черной скамье» и встают на колени по указанию священника.
Эта картина полна напряжения, которое передается через диссонанс парадной хрустальной люстры, висящей в центре композиции, среди аскетичных серых стен церкви и молчаливых собравшихся.
Детальное описание этой мрачной сцены, связанной с национальными обычаями, создает ощущение реализма и правдоподобия.