Клинцы. Клинцовский Успенский женский монастырь.

В 1837 году единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь.
Клинцы тогда были одним из наиболее крупных старообрядческих посадов Стародубья. Как сказал протоиерей о. Тимофей Верховский, посад Клинцы «имел преимущество перед другими посадами как в умственном отношении, так и по торговым оборотам». Успенский женский монастырь разместился за мужскими: Преображенско-Никольским и Предтечевым Красноборским монастырем в урочище Полоса в 4 верстах от Клинцов. Уничтожению последний в 1848 году (как не принявший единоверия) не подвергся и просуществовал до 1933 года. А вот Успенскому женскому монастырю (в тогдашнем виде) не удалось избежать закрытия.
Позже, в истории старообрядчества, он вспоминается в связи с хиротонией клинчанина епископа Флавиана (Феодора Разуваева) в сан старообрядческого епископа, произошедшей 29 июня 1912 года. По своем рукоположении он посетил строящийся Успенский девичий монастырь. Есть основания полагать, что он благословил тогда сестер трехчастной иконой-деисусом, центральная часть которой была возвращена монастырю одной прихожанкой в 2006 году.
Исследователь клинцовского единоверия и старообрядчества М.В. Кочергина разыскала в Российском государственном историческом архиве свидетельства об имущественном порядке существования обительских земель. При покупки земли и зданий поручителями сделки выступали зажиточные жители посада – купцы. Здания обители принадлежали по купчим грамотам и духовным наследствам там живущим и передавались по завещанию последующему поколению инокинь-насельниц. Так, инокиня Минодора (Мария Авраамовна Лаптева), настоятельница Княжей обители, завещала свои кельи сестрам-инокиням. Среди которых была ее родная сестра, инокиня Анастасия, и ее племянницы-инокини: Серафима и Олимпиада. Там же в фондах РГИА имеются заключения чиновников Министерства внутренних дел, что все клинцовские обители подчинялись Успенской девичьей обители.
В Успенской девичьей обители, местонахождение которой называется территория посада Клинцы возле храма Вознесения, была 21 изба. Поселенцев значится 29 клинцовских мещанок во главе с настоятельницей Ольгой Семеновной Васильевой.
В 1908 году, после отмены всяческих гонений на старообрядцев, Успенский девичий монастырь был возрожден. Старообрядческий журнал «Церковь» пишет: «В 1908 году 35 старообрядок посада Клинцы с благословения епископа Михаила возбудили ходатайство перед советом общины Преображенского храма с просьбой войти в Клинцовскую городскую думу о даче участка городской земли для женского монастыря. В XIX веке женских обителей в посаде было четыре с 250 насельницами. По независимым от старообрядцев причинам все они прекратили свое существование. Для начала дела имеются необходимые средства. Женщины-старообрядки надуются на помощь со стороны старообрядческих общин и благотворителей».
К 1912 году монастырь уже действовал. Проживали здесь как монашествующие, так и миряне (последние «монастырские» домики исчезли уже после Великой Отечественной войны). Обитель быстро стала центром религиозной и бытовой жизни. Здесь обучали шитью и вышивке. На монастырском кладбище производятся захоронения. Имеется свидетельство тогдашнего городского главы Н.В. Филатова о том, что 8 октября здесь умерла Ирина Яковлевна Иерусалимцева 72 лет.
В ГАБО хранится дело Женской обители во имя Успения Пресвятой Богородицы близ озера Вежье. Листов в нем не много – всего 5. Открывается дело инвентарной описью обители от 1923 года. Большевики заставили произвести инвентаризацию ценностей: колоколов записано 110 пудов, богослужебных книг 115. Икон различных: 254 писанных на дереве, 65 в металлических ризах. Опись свидетельствуют: председатель церковного совета Антип Петрович Смирнов, члены совета: Иван Федорович Соколов и Пелагея Ерофеевна Долгова. Там же имеется договор о… его нельзя назвать иначе как договором о разграблении.
Годом окончательного закрытия Успенского монастыря называют 1928-ой. В 1932-1934 гг. для раскулаченных крестьян здесь был создан лагерь. Сколотили забор из толстой доски, поверх забора натянули проволоку, поставили вышку. Через несколько лет, когда простых крестьян сослали на поселение, бывший лагерь был передан горздравотделу для пригородного хозяйства. В 1978 году на территории организовано подсобное хозяйство Треста столовых и ресторанов.
Источник http://www.hram.klintsy.ru/news/view.php?id=107

Женский епархиальный монастырь учреждён 27.12.2005 г. на основе общины, действовавшей при Никольской церкви с 7.09.2005 г. Находится на месте древнего посада. Территория с храмом и келейным корпусом обнесена металлической оградой.
http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/22/nikolskij-klintsovskij-zhenskij-monastyr-proekt-vozvrashhenie/
Свято-Никольский храм был построен как надвратная часовня при входе на Вознесенский погост. В 1780 г. старообрядцами-поселенцами посада Клинцы на самой высокой точке берегового склона реки Туросна (сейчас она сильно обмелела и называется Московкой) было завершено строительство одного из двух деревянных храмов – Храма в честь Вознесения Господня. От храма в сторону нынешнего центра города устремлялась одноименная Вознесенская улица (ныне Краснознаменная).
До 1780 г. на этом месте стояла Вознесенская часовня – одна из первых построек прибывших со Стародубья первопоселенцев. Первый же храм (в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) в Клинцах был построен в 1760 г., но сгорел в пожаре 1776 г.
В 1801-1804 г.г. вблизи Вознесенского храма была возведена многоярусная колокольня. Приблизительно в эти же годы был заложен храм во имя Архистратига Божьего Михаила. Позже в 1819-1826 г.г. храм был перестроен с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и Великомученика Георгия Победоносца. В 1850 г. была возведена деревянная часовня в честь Святителя Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, куда из храма был перенесен чтимый прихожанами образ Святителя с «высеребренной ризой и золоченым венцом».
В 1837 г. единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь.
В Успенской девичьей обители, местонахождение которой называется территория посада Клинцы возле храма Вознесения, была 21 изба. Поселенцев значится 29 клинцовских мещанок во главе с настоятельницей Ольгой Семеновной Васильевой. В 1908 г., после отмены всяческих гонений на старообрядцев, Успенский девичий монастырь был возрожден. К 1912 г. монастырь уже действовал. Проживали здесь как монашествующие, так и миряне (последние «монастырские» домики исчезли уже после Великой Отечественной войны). Обитель быстро стала центром религиозной и бытовой жизни. Здесь обучали шитью и вышивке. На монастырском кладбище производятся захоронения.
В 1922 г. храм Вознесения Господня, как и прочие храмы г. Клинцы, был лишен икон и богослужебной утвари. В 1930 г. храм был закрыт, с него были сбиты купола, а он превращен в склад.
В архиве храма имеется копия решения Исполкома Клинцовского горсовета от 29 сентября 1972 г. № 873 «О передаче в аренду здания бывшей часовни, расположенной на земельном участке по переулку Богунского полка, № 4 церковному совету и общине верующих Троицкой церкви». В решении пишется: «Рассмотрев просьбу церковного совета и общины верующих Троицкой церкви…, учитывая, что здание Троицкой церкви уничтожено пожаром… Исполком решает: 1) Передать в аренду здание бывшей часовни, 2) Просить руководство УПП ВОС передать свободное помещение». Очень скоро в храме был установлен новый иконостас и были расписаны стены художником В. Фещенко.
Епископ Феофилакт, ревнитель монашества и многоопытный организатор, решил, что храм должен существовать как самостоятельный женский монастырь. 7 сентября 2005 г. в Епархиальное управление была вызвана монахиня Зосима, восемь лет до того проходившая послушание в Николо-Одриной пустыни. Назначение настоятельницей новообразованной обители было для матушки Зосимы неожиданностью. Благочинный Клинцовского округа о. Василий Воликов был приглашен для помощи, и вечером этого дня м. Зосима со своим скромным монашеским скарбом прибыла в Клинцы.
https://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Клинцовский_женский_монастырь
B 1780 г., нa выcoкoм бepeгoвoм cклoнe нынeшнeй peки Mocкoвкa (paнee Typocнa), пoceлeнцaми пocaдa Kлинцы былo зaкoнчeнo cтpoитeльcтвo дepeвяннoгo xpaмa Boзнeceния Гocпoдня. Ha этoм жe мecтe paньшe cтoялa Boзнeceнcкaя чacoвня, гoд пocтpoйки кoтopoй тoчнo нeизвecтeн, в 1760 гoдy ocвящeннaя кaк xpaм Пpeпoдoбнoгo Cepгия Paдoнeжcкoгo и пpи пoжape 1776 г. cгopeвшaя. Извecтнo, чтo чacoвня coopyжeнa cтapooбpядцaми, c paзpeшeния Пeтpa пepвoгo пoceлившимиcя нa этoй зeмлe в 1708 г.
Pядoм c xpaмoм Boзнeceния в 1804 г. вoзвeдeнa мнoгoяpycнaя кoлoкoльня и зaлoжeн xpaм Apxиcтpaтигa Mиxaилa, пocлeдниe cтpoитeльныe paбoты нa кoтopoм oкoнчeны в 1826 г. Koлoкoльню клинчaнe нaзывaли caмым выcoким cтpoeниeм из дepeвa в Poccии. Bмecтe c кpecтoм выcoтa ee cocтaвлялa 25 caжeнeй, или 54 м. 150 cтyпeнeк нyжнo былo пpeoдoлeть звoнapю, чтoбы дoбpaтьcя дo звoнapни. B 1813 г. нa кoлoкoльнe были ycтaнoвлeны чacы. Haчaлo кaждoгo нoвoгo чaca oтмeчaл бoй бoльшoгo кoлoкoлa, чeтвepтeй чaca — пepeзвoн мaлыx кoлoкoлoв.
K 1904 г., кpoмe xpaмoв, нa тeppитopии пocaдa были oткpыты двe пpиxoдcкиe шкoлы: в 1895 г. — для мaльчикoв, в 1904 г. — для дeвoчeк. B 1912 г. былa пocтpoeнa кaмeннaя Никольская нaдвpaтнaя часовня. C 1908 г., нa ocнoвe пocaдa Kлинцы, был вoзpoждeн Уcпeнcкий жeнcкий (paнee нaxoдившийcя в oкpecтнocтяx Kлинцoв и зaкpытый в 1848 г.) мoнacтыpь, пpocyщecтвoвaвший дo 1928 г. B 1930 г. oбa xpaмa были зaкpыты, eщe yцeлeвшee пocлe пpeжниx изъятий имyщecтвo peквизиpoвaнo. Koлoкoльня paзoбpaнa нa cтpoймaтepиaлы, чacы c нee пyщeны в пepeплaвкy.
В 1930–х гг. на посадской территории был лагерь для раскулаченных крестьян, потом пригородное хозяйство городского здравотдела и подсобное хозяйство Треста общественного питания. В 1972 г. остатки территории посада с Никольской часовней были переданы на правах аренды общине Троицкой церкви, утратившей свой храм при пожаре, часовня переустроена и освящена, как Церковь Николая Чудотворца. В 1995 г. здание передано в ведение РПЦ.
В 2005 г. определением Священного Синода образован Cвятo-Hикoльcкий Kлинцoвcкий жeнcкий мoнacтыpь.
http://russianroutes.ru/m/svyato-nikolskiy-klintsovskiy-zhenskiy-monastyr-v-gorode-klintsy-bryanskoy-oblasti/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?