Модернизированный русско-византийский стиль. Архитектор К.А. Тон. Ко времени проектирования Петро-Павловского храма Константином Тоном были уже созданы храм св. Екатерины в Петербурге, получен заказ на сооружение храма Христа Спасителя в Москве. К 1847 году стены храма были возведены, а в 1849 году, 3 февраля, храм был освящен.
Расположена в центре города, в глубине квартала, посреди парка. Построена на средства купца и местного фабриканта П. Исаева в 1835-48 гг. из кирпича и окрашена по кладке, детали побелены. Первоначальные завершения храма и колокольни разобраны, внутри произведены перестройки. Один из ранних образцов русско-византийского стиля в Брянской обл., отличающийся внушительными размерами и монументальностью форм при декоративной насыщенности фасадного убранства. В пространственно-планировочной композиции выделяется высотой основной крещатый объем с массивным полукружием апсиды и широкими боковыми рукавами. Над пересечением объемов возвышался купол с главой. Общее построение дополнено пониженными угловыми частями между рукавами креста: жертвенником и дьяконни-ком по сторонам алтарной апсиды и боковыми приделами в объеме трапезной. Вертикальной доминантой здания является примыкающий с запада четырехгранная колокольня с завершающим ярусом звона и массивным входным притвором. Обильный и несколько тяжеловесный наружный декор стилизован под древнерусское зодчество: сдвоенные полуколонны входа с кубоватыми капителями и базами, угловые лопатки и фризы с квадратными ширинками, поребрик и аркатура, городчатые и зубчатые украшения карнизов, наличники окон с полуколонками по бокам и килевидными завершениями или более сложными очельями (вершина пологого фронтона над полукруглой аркой проема перебита квадратным подвышением с профилировкой по трем сторонам. Необычно обрамление круглых окон с килевидным заострением под звоном колокольни и вверху апсиды. В интерьере выделено обширное, поперечно ориентированное центральное помещение, узкими проемами связанное с апсидой алтаря и трапезной. Рукава креста, апсида и трапезная перекрыты коробовыми сводами, приделы по бокам трапезной — сомкнутыми. Нижний ярус колокольни обособлен от трапезной и помещений по его сторонам, сообщаясь с ними лишь неширокими проемами.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1997
Кирпичная трёхпрестольная церковь была построена в 1835-1848 гг. в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона на средства купца и фабриканта П. Исаева, дворянина и поэта Ивана Петровича Бороздны, пожертвования прихожан и казённые средства. Основана как единоверческая, но освящена 3 февраля 1849 г. как храм господствующего православия. Приделы Никольский и Феодосия Черниговского. К высокому четверику основной части с параболическим куполом и луковичной главой на глухом барабане примыкают пониженные объёмы массивной полукруглой апсиды с пристройками для жертвенника и дьяконника, квадратных в плане боковых входных помещений и фланкированной придельными пристройками трапезной с четырёхъярусной колокольней и выступающим притвором.
Закрыта в 1936 г., повреждена, завершения разобраны, использовалась авиаклубом. Вновь действовала с 1942 по 1962 г.г., затем использовалась спортклубом. Передана православной общине в 1991 г., службы возобновлены в 1993 г., 12 сентября 1999 г. освящён Феодосиевский придел, 18 октября 2002 г. — главный престол. Восстановлена в отличающихся от первоначального проекта формах с добавлением четырёх малых ложных глав.
http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/22/tserkov-petra-i-pavla-v-klintsah-proekt-vozvrashhenie/
Храм во имя Апостолов Петра и Павла расположен в центральной части города Клинцы, посреди парка. Построен на средства купца и местного фабриканта П. Исаева в 1847 г., освящена – 3 февраля 1849 г. Проектированием здания занимался К. А. Тон. Это один из ранних образцов русско-византийского стиля в Брянской области.
В 1898-1899 г.г. церковь расширена пристройкой новых стен с трех сторон и в ней устроено два новых престола, передвинут глубже, вдаль на новое место главный престол. Главный престол во имя Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла освящен 8 июля 1898 г., левый престол освящен в честь Святителя Николая Мирликийского 20 июля 1898 г., правый – в честь Святителя Феодосия Черниговского 16 августа 1900 г.
Храм был закрыт в 1936 г. При Советской власти из церкви были изъяты серебряные оклады с икон. Было разрушено возвышение шестигранного барабана колокольни, сломан шпиль, разрушен барабан центрального купола, сбиты широкие резные фронтоны – кокошники. В 1943 г., во время Великой Отечественной войны, храм был возвращен верующим, позволили это сделать оккупанты, дабы заполучить благосклонность народа, регулярно совершались богослужения, оказывалась социальная помощь обездоленным. Чертежи храма отсутствовали, поэтому при восстановлении очертания купольного завершения колокольни и центрального барабана изменились.
Вторичное закрытие храма произошло в 1964 г. Были уничтожены фрески, варварски искажена внутренняя часть храма, полностью утрачены алтарные перегородки всех трех приделов, поделено храмовое пространство. Тогда же была ликвидирована аллея, связывающая храм с центральной улицей города. Здание закрепили за спортивным обществом «Спартак». 19 декабря 1988 г. городским Советом народных депутатов было вынесено решение о восстановлении храма. Возрождение началось в 1991 году. Внешний облик церкви приближен к первоначальному проекту. Заново был перестроен иконостас, полностью восстановлено внутреннее убранство. Освящение основного престола было совершено в июне 1994 г. Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком.
В 1995 г. при храме была открыта Воскресная церковно-приходская школа, а в 2003 г. было получено благословение Епископа Брянского и Севского Феофилакта на создание библиотеки.
Храму приписана часовня в честь Воскресения Господня, расположенная на Православном кладбище. Завершено строительство храма Благоверного князя Александра Невского.
http://www.hram.klintsy.ru/hrami/hram.php?id_seria=2
Церковь Петра и Павла — один из ранних образцов русско-византийского стиля на Брянщине, отличающийся внушительными размерами и монументальностью форм. До постройки Петропавловского храма в Клинцах, населённых преимущественно старообрядцами, не было православного храма, принадлежащего к государственной («синодальной») церкви. По этой причине будущий храм мыслился как оплот православной церкви в среде старообрядцев.
Строительство православных храмов на землях, считающихся по культуре старообрядческими, для государя Николая I и графа Петра Клейнмихеля, курировавшего важные строительные проекты, были частью внутренней политики. О важности строительства свидетельствует и то, что к проектированию храма была привлечена мастерская столичного архитектора Константина Андреевича Тона. Место для постройки церкви было выбрано на частной территории по улице, позднее получившей название Петропавловской. Главные деятели по сооружению единоверческой церкви стали почётный гражданин Пётр Семёнович Исаев, мещанин Ерофей Яковлевич Разумеев, дворянин и поэт И. П. Бороздна, а также другие прихожане. Для завершения постройки церкви было выдано пособие 2500 рублей от Святейшего Синода. Однако решающую роль в создании храма сыграл купец и местный фабрикант Пётр Исаев. Он остался сиротой в 9 лет, но сумел добиться многого. Нажив огромное состояние за границей, предприниматель построил в Клинцах самую большую суконную фабрику. Отличавшиеся высоким качеством сукна были отмечены золотой медалью на первой Всемирной выставке в Лондоне.
Церковь Петра и Павла, задуманная как единоверческая, строилась в 1835-1849 годах по проекту архитектора К. А. Тона; освящёние состоялось 3 февраля 1849 года, но уже как православного храма. Обильный и несколько тяжеловесный декор стилизован под древнерусское зодчество. В 1855 году старанием церковного старосты Пожуева и местного причта церковь расширена крестообразно, украшена благолепными иконостасами и обнесена каменною оградою, приобретены колокола общим весом 148 пудов. В 1883 году в память кончины императора Александра II при входе, справа от ворот, построили часовню в честь его небесного покровителя, благоверного князя Александра Невского.
В 1898-99 годах храм подвергся перестройке устройством в нём двух новых приделов — святителя Николая Мирликийского и святителя Феодосия Черниговского. При храме работала церковно-приходская школа. Сохранились любопытные свидетельства важной роли храма в общественной жизни города. В «Черниговских епархиальных известиях» за 1896 год дворянин М. С. Пушкаренко-Овсеенко описывает встречу Нового года так: «Торжественное празднование светского новолетия довольно сильно распространилось, и прежние настоятели Петропавловского храма боролись с этим. Очень молодой по летам, но грамотный и благочестивый настоятель храма о. Стефан Лапчинский в последнюю литургию перед Новым годом предложил прихожанам торжественно встретить Новолетие… «. Далее рассказывается, что «… ночью 31 декабря в половине двенадцатого по звону колокола все желающие прихожане прибыли в храм. Ровно в 12 по городским часам отец-настоятель поздравил всех и отслужил молебен с полным хором певчих. Вышли все из храма довольные, будто получили огромные подарки».
Сегодня здание храма претерпело серьёзные изменения. Внутри помещения теперь не деревянные, а мраморные полы. Стенная роспись восстановлена местным художником А. А. Цыриком. Так как первоначальных чертежей не было, очертания купольного завершения колокольни и центрального барабана при восстановлении изменились. В храм передана одна из немногих сохранившихся святынь — икона Касперовской Божией Матери. Другими реликвиями являются иконы Св. Чудотворца Николая и царицы Александры, жены римского императора. Местные жители рассказывали связанную с ними интересную историю. В 1913 году, когда праздновалось 300-летие дома Романовых, при посредничестве потомков поэта Бороздны император Николай II передал эти иконы в церковь соседнего села Смолевичи. В советское время иконы скрывала местная прихожанка. Впоследствии они были украдены любителями антиквариата, но чудом найдены и возвращены хозяйке, а затем церкви.
В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из церкви были изъяты драгоценные серебряные оклады с икон. Приходы Клинцовского благочиния в 1920 — 30-е гг. захватили обновленцы. С 1926 по 1936 гг. в храме размещалась кафедра обновленческого епископа Клинцовского и Стародубского Гавриила Свидерского. Первый раз храм был закрыт в 1936 году. С закрытой церкви были сняты колокола, купола и кресты, сломан шпиль у колокольни, сбиты широкие резные фронтоны-кокошники. Летом 1937 года в здании Петропавловской церкви начал работу авиационный клуб.
В 1941 году, после того как Клинцы оккупировали немецко-фашистские захватчики, церковь была вновь открыта. Настоятель Петропавловского храма протоиерей А. Петровский регулярно совершал моления о германской армии, и особенно в соответствующие даты: годовщину прихода нацистской партии к власти, начало войны нацистской Германии с Советским Союзом, день рождения Гитлера и т. д. В городе Клинцы, в действующих школах священниками этой церкви проводились уроки поддержки фашистской оккупации. 20 сентября священнослужители вместе с немецкой армией покинули город Клинцы. После освобождения города Красной армией осенью 1943 года храм продолжал действовать. В 1962 году, в разгар хрущёвских гонений на Церковь, власти вторично закрыли Клинцовский храм. Весной 1964 года были вновь сняты купола. Украшавшие храм фрески были безжалостно замазаны. По указанию Брянского облкомунхоза внутренняя часть церкви была перекроена; полностью утрачены алтарные перегородки всех трёх приделов, а единое храмовое пространство разделено новыми перегородками. В бывшей церкви был устроен Дом спорта. Здание закрепили за спортивным обществом «Спартак». Тогда же была ликвидирована аллея, связывающая церковь с центральной улицей города.
19 февраля 1989 года Городской совет народных депутатов вынес решение о возвращении храма Русской Православной Церкви. Храм восстанавливался по проекту брянского архитектора В. Н. Городкова, при этом первоначальный облик церкви не вернули. В храме установили новые резные иконостасы. В июне 1994 года архиепископ Мелхиседек (Лебедев) совершил освящение храма. Правый придел святителя Феодосия Черниговского был освящён 12 сентября 1999 года епископом Брянским Мелхиседеком, а главный престол — 18 октября 2002 года епископом Феофилактом (Моисеевым). Левый придел святителя Николая Мирликийского освящён в 2017 году епископом Клинцовским и Трубчевским Владимиром. Сегодня это кафедральный собор (с 29 мая 2013 г.) вновь образованной Клинцовской и Севской епархии.
Из книги: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014