По состоянию на начало 20 века комплекс монастыря состоял из 27 строений, из них менее половины располагались непосредственно на территории усадьбы, окруженной каменной оградой. В Троицком Климецком монастыре насчитывалось 5 храмов.
1. Церковь Троицы Живоначальной, деревянная летняя. Построена в 1712 году. Не исключено, что церковь была построена из леса, завезенного на остров с Шокшинского берега. Внешний вид церкви запечатлен на фотографии начала 20 века: она девятиглавая, состоит из двух поставленных друг на друга четвериков с алтарным прирубом, двумя боковыми бочками и завершением в виде крещатой бочки. В 1877 году под нее был подведен каменный фундамент, позднее церковь обшили тесом. Троицкая церковь оставалась главным храмом монастыря до 1906 года, когда она была уничтожена пожаром.
2. Церковь Захарии и Елисаветы, каменная летняя. Построена в 1757 году как первое каменное здание в монастыре, позднее перестраивалась в 1840 году. Церковь уцелела в пожаре 1906 года, но после революции была закрыта, а после Великой Отечественной войны приспособлена под проживание персонала, расположившегося в монастыре пионерского лагеря. Сегодня является единственной сохранившейся постройкой бывшего монастыря.
3. Церковь Николая Чудотворца (точнее, церковь Сретения Господня с приделом святителя Николая), деревянная, зимняя. Построена в 1719 году взамен одноименной теплой церкви, сгоревшей в пожаре 1719 года. По конструкции — простой четверик с двумя прирубами, завершенный четырехскатной крышей с одной главкой. Церковь уничтожена пожаром 1906 года и до наших дней не сохранилась.
4. Церковь Ионы Климецкого, деревянная летняя. Построена в 1899 году на некотором отдалении от остальных построек, у кромки леса, благодаря чему деревянное здание не пострадало при пожаре 1906 года. По конструкции, вероятно, напоминала церковь Сретения, но имела оформление в стиле модерн (сравнимое с церковь пророка Елисея на Сидозере). После революции церковь была закрыта, во время существования в бывшем монастыре пионерского лагеря приспособлена под столовую, в связи с чем ее облик был сильно искажен. Впоследствии, после упразднения лагеря, церковь была утрачена. Сегодня от нее сохранился только фундамент и фрагменты нижних венцов.
5. Часовня у причала начала 20 века, деревянная. Вероятнее всего, после упразднения монастыря была разобрана на дрова. Часовня являлась по совместительству маяком и была освящена в честь Николая Чудотворца.
Располагался на южном берегу Большого Климецкого острова (на «Ужном Наволоке»). В настоящее время руинизирован.
Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVIв. Монастырь располагался на торговом пути из Повенца и Повенецкого залива к Заонежским проливам и к Малому Онего. Здесь застигнутые бурей суда могли укрыться на островах в Кижских шхерах. Первое упоминание в исторических документах относится к 1547г. в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем окрестных земель. Территория монастыря занимала около 53 тыс. квадратных метров и делилась условно на две части: восточную с церквами, кельями, кладбищем, и западную. За оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХв.) – поселение Клименицы.
По преданию, православный монастырь основал в конце XVIв. новгородский купец Иоанн Климентов. Во время путешествия из Новгорода на Онего на груженых солью судах его застала страшная буря. Благодаря усердным молитвам, обращенным к Николаю Чудотворцу, и обещаниям посвятить себя служению Богу, купец спасся. Его выбросило на каменную отмель вблизи острова, где впоследствии он воздвигнул крест. Здесь Иоанн услышал голос, призывающий соорудить обитель и храм Св. Троицы, и на том месте, где на можжевеловом кусту он увидел икону пресвятой Троицы, Иоанн соорудил часовню. Возвратившись в Новгород и завершив необходимые мирские дела, он вернулся на остров, где уже под именем Ионы занялся устройством обители.
Как и большинство монастырей Карелии, Климецкий долгое время имел деревянную застройку. По писцовой книге 1563–1566гг., Климецкому монастырю принадлежали земли на пять верст вокруг с угодьями в Нятиной губе и мельницей в Усть–Яндоме. Кроме того, по закладным и купчим грамотам он владел пашенными участками в двух деревнях Кижского погоста и соляным амбаром в Повенце. По словам Е.В. Барсова, «пользуясь разными случаями, климецкие монахи приобретали у правительства формальные права на разные земли и угодья; но соседи их, сенногубские земские люди, не признавали за ними этих прав: они считали себя собственниками этих угодий и упорно отстаивали перед правительством свои исстаринные владения».
В первые же десятилетия своего существования монастырские власти обращались с просьбами о пожаловании им земель, акцентируя внимание на своей бедности и лукавя: живут, дескать, «они на пустом острову, к острову их прилегли мхи и болота, дикий черный лес и необрочные воды». Иван Грозный предоставил монастырю самоуправление, отдал им “на вечныя времена чернаго лесу от монастыря на пять верст, да вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны”, частные вкладчики, богослужебные книги и прочее церковное имущество. Монастырь ежегодно платил Новгородской Софии церковную (постоянно увеличившуюся) дань. В 1547г. в челобитной царю крестьяне объясняли Грозному, что монахи хитрили, говоря о пустынности и незаселенности острова, в то время как вблизи обители располагалась деревня Конда и рыболовецкие станы. Первое каменное сооружение – церковь Захария и Елизаветы – построено в 1757г.
Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг.
Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время ливонского набега в 1614г.
Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге XVIIв. – писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. Второй период закончился в 1709г., когда от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская церкви.
Застройка монастыря началась снова в период 1709–1906гг. Разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. Изображения Троицкой церкви сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XXв. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, изучавший заонежскую архитектуру во время оккупации Второй мировой войны, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906г. обе церкви уже не упоминаются. До конца XVIIIв. на территории монастыря была построена (в 1757г.) лишь одна каменная церковь Захария и Елизаветы. Судя по стилю, она возводилась какой-то артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы архитектуры. Все это связано с весьма скудным финансовым положением монастыря.
В 20-е гг. XVIII в. монастырь приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения обитель передается сенногубскому приходу. Возрождение монастыря началось в 30–40 гг. XIXв., интенсивное строительство связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела.
В 1906г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, посетил М. Пришвин, который оставил описание монастыря. В частности о том, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части. Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860г. По описи 1898г. комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме вышеупомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. В 1899г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, строится четвертая деревянная церковь пр. Ионы на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви.
В четвертый строительный период (первые два десятилетия XXв.) часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины на территории усадьбы. От старой застройки сохранились церковь Захария и Елизаветы, колокольня, церковь Ионы, башня-келья в юго-восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик-келья, погреб-яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся, вероятно, за оградой монастыря, двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.
На аэрофотосъемке монастыря 1961г. (тогда в нем располагался пионерский лагерь) зафиксировано около 11 зданий. На самом берегу в здании колокольни размещалась игротека, в Елизаветинской церкви – комнаты преподавательского состава, в нижних этажах – камеры хранения, велосипедная и т.д. За церковью располагалось футбольное поле. Справа от него на старом фундаменте Троицкой церкви находилось здание больницы, напротив, также на старом фундаменте братского корпуса – спальный корпус, за ним – здание клуба. К северу от них располагались еще два длинных спальных корпуса и дом. Самым северным строением была деревянная столовая с арочными окнами (бывшая церковь Ионы), расширенная за счет пристроек с северной и восточной сторон. За оградой лагеря находились метеостанция, зоостанция, хлева и жилые дома. Восточнее Климецкого монастыря сохранились развалины каменной церкви в деревне Конда.
Из комплекса зданий монастыря XIX в. в измененном виде сохранилось единственное каменное строение — церковь св. Захария и Елизаветы 1757г. Сейчас застеклена и обшита досками южная часть второго этажа, где оборудовано жилое помещение. Частично расчищено внутреннее пространство пола здания: пол левого клироса (здесь по преданию захоронены мощи основателя) и пол при входе в церковь, где выкопан ледник-яма. На первом этаже на стенах алтаря и основного четверика видны варварски расчищенные фрески, которые, видимо, пытались снять. В настоящее время, находясь в незастекленном помещении, продуваемом всеми ветрами, они постепенно отсыревают, осыпаются и в конечном счете исчезают. Действие климатических условий самым неблагоприятным образом отразилось и на самом здании церкви, что особенно явно видно по южной стенке здания, обращенной к озеру. Штукатурка давно осыпалась, выветривается и крошится кирпич. Из-за отсутствия крыши может в любой момент обрушиться свод церкви.
Источник: Дмитриева Т.П., Кочкуркина C.И. Остров Большой Климецкий: историко-культурный очерк. // Кижский вестник №5.
Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVI в. Е.В.Барсов, основываясь на обнаруженном им в архиве Климецкого монастыря сказании о житии Ионы Климецкого, называет более точную дату – 1520 г. Вслед за ним данная датировка принимается и в более поздних трудах.
В литературе конца XVIII – начала XIX в. годом основания монастыря называют 1490 г. и 1532 г. В единственно известном нам позднем списке жития Ионы Климецкого, хранящимся в собрании Е.В.Барсова Отдела рукописей ГИМ, упоминается 1534 г. год кончины основателя монастыря. Каких-либо прямых или косвенных указаний на время возникновения монастыря в рукописи не содержится. Нет сведений и в более позднем актовом материале архива монастыря, хранящегося в ЛОИИ и частично в собрании Е.В. Барсова. Однако известно, что в писцовой книге 1563–1566 гг. монастырь упомянут в разделе «прибыло». Ни в книге 1496 г., ни в более позднем «приправочном письме» И. Берсень-Беклемишева (казнен в 1525 г.) монастырь не упоминается. О нем заговорили в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем в 1547 г. окрестных земель. Следовательно, его возникновение, в соответствии с письменными источниками, точнее было бы датировать первой половиной XVI в.
Территория монастыря (около 53 тыс. м²) делится как бы на две части: восточную с церквами, кельями и кладбищем (около 22 тыс. м²) и западную (около 31 тыс. м²), за оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХ в.) поселение Клименицы. Климецкий монастырь, как и большинство монастырей Карелии, долгое время имел деревянную застройку. Первое каменное сооружение — церковь Захария и Елизаветы построено лишь в 1757 г.
Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг.
Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время набега в 1614 г. В это время функционировали Троицкая и Никольская церкви, около 30 жилых построек. Усадьба монастыря была обнесена деревянной оградой, за которой располагалась гостиница.
Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге 1616–1619 гг. и Дозорной книге Дмитрия Лыкова и Якова Гневашева 1620 г. Писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, но сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. К сожалению, изображения Климецкого монастыря данного периода нам не известны. Возможно, что первоначально усадьба монастыря занимала весьма незначительную территорию вокруг Троицкой и Никольской церквей. Второй строительный период закончился в 1709 г., когда в августе от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская (Е.В .Барсов указывает на три церкви: Троицкую, Никольскую и Сретения Господня, но возможно, что их было две, поскольку в более поздних документах упоминается церковь Сретения Господня с приделом Святителя Николая).
О застройке третьего строительного периода 1709–1906 гг. известно из архивных источников XVIII — первой половины XIX в. Новые веяния в архитектуре коснулись и далекой провинции. Так, разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712 г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. По некоторым свидетельствам, лес на постройку церкви был взят с противоположного Шокшинского берега Онежского озера, поскольку островной лес, как показали современные дендрологические исследования, для этих целей не годился.
Изображения ее сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XX в. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719 г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877 г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906 г. ни та, ни другая не упоминаются. Согласно документам Генерального межевания 1785 г. монастырь и кладбище занимали около 3,3 тыс. м², поселение около 3,5 тыс. м², т.е. общая площадь монастырского комплекса была чуть менее 7 тыс. м².
До конца XVIII в. на территории монастыря была построена (1757 г.) лишь одна каменная церковь Захария и Елизаветы. Судя по стилю, она возводилась какой-то артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы архитектуры. Все это связано с весьма скудным финансовым положением монастыря. В 20-е гг. XVIII в. он приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения передается сенногубскому приходу.
Возрождение монастыря в 30–40 гг. XIX в. и интенсивное строительство на усадьбе связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844 гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853 г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840 г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857 г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела. Посетив в 1906 г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, М.Пришвин отмечает, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты, к сожалению, до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части.
Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860 г. По описи 1898 г., комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780 г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме выше упомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. Площадь монастырской усадьбы, рассчитанная по данным страховой описи, после значительных перестроек XIX в. составляла около 9,5 тыс. м², что почти в три раза больше усадьбы монастыря в конце XVIII в. В 1899 г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, сформировавшейся к 40-м гг. XIX в., строится четвертая деревянная церковь пр. Ионы, на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906 г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви.
В четвертый строительный период, первые два десятилетия XX в., часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913 г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины на территории усадьбы. От старой застройки сохранились церковь Захария и Елизаветы, колокольня, церковь Ионы, башня–келья в юго–восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик–келья, погреб–яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся, вероятно, за оградой монастыря, двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.
На аэрофотосъемке монастыря 1961 г. (тогда в нем располагался пионерский лагерь) зафиксировано около 11 зданий. По свидетельствам очевидца, три года подряд проводившего лето в пионерском лагере, на самом берегу в здании колокольни размещалась игротека, в Елизаветинской церкви комнаты преподавательского состава, в нижних этажах камеры хранения, велосипедная и т.д. За церковью располагалось футбольное поле. Справа от него на старом фундаменте Троицкой церкви находилось здание больницы, напротив, также на старом фундаменте братского корпуса- спальный корпус, за ним здание клуба. К северу от них располагались еще два длинных спальных корпуса и дом. Самым северным строением была деревянная столовая с арочными окнами (бывшая церковь Ионы), расширенная за счет пристроек с северной и восточной сторон. За оградой лагеря находились метеостанция, зоостанция, хлева и жилые дома.
Церковь Захария и Елизаветы (размером 19,6×9,6 м) находится в 27 м от уреза воды на высоте около 3 м. Она имеет незначительное отклонение к северу на 15, что явно выделяет ее на общем плане среди других фундаментов строений. В 26 м северо–западнее угла церкви Захария и Елизаветы у самого обрыва берега находятся остатки фундамента восьмиугольной надвратной колокольни (длина обнаженной части 2 м, ширина не определена из-за развала кирпичей), построенной в 1853 г. Она ориентирована по береговой линии. В 18 м к северо–западу от нее и в 10 м к юго–востоку прослеживаются отдельные камни фундамента каменной ограды.
В 5 м к северо–западу от фундамента колокольни вдоль ограды наблюдаются остатки хозяйственных сооружений в виде двух больших ям глубиной до 2 м. Первая от колокольни размером 8,8×5,2 м ориентирована по линии юго–юго–запад северо–северо–восток. Основная часть сооружения имела подчетырехугольную форму, с северной стороны к ней примыкал узкий вход. Вторая впадина (8×5,2 м) ориентирована в направлении северо–запад юго–восток. Возможно, это остатки построек начала XIX в.: деревянного ледника и погреба–ямы на кирпичном фундаменте, упоминаемых страховой описью 1913 г. Некоторое несовпадение размеров, вероятно, может быть связано с перестройками советского периода и аморфностью очертаний в настоящее время. На берегу в 76 м к юго–востоку от колокольни обнаружены остатки каменной кладки со связующим раствором. На видах монастыря второй половины XIX в. здесь находилась небольшая четырехугольная часовня.
В 45,6 м северо–восточнее церкви Захария и Елизаветы, у самой границы леса обнаружены нижние венцы бревенчатой постройки размерами 8,8×6 м. К какому периоду строительства оно относится и каково его назначение неизвестно. В 30,4 м от северо–западного угла церкви Захария и Елизаветы зафиксирован фундамент (14×8,8 м), ориентированный в направлении север–юг. Максимальная высота каменной кладки (0,93 м) отмечена на южной стенке фундамента и сходит на нет по направлению к северной, нивелируя поверхность. Ориентировка фундамента указывает на его «жилой» характер, а не на культовый. Манера кладки, в которой он выполнен, аналогична зафиксированным фундаментам братского корпуса и двум сооружениям на второй поляне. Это позволяет отнести их строительство примерно к одному времени к началу XIX в. В процессе исследования удалось выяснить, что в основе этого фундамента находится часть фундамента Троицкой церкви. Точные размеры церкви неизвестны. Насколько можно судить по остаткам кладки ее длина без алтарной части составляла около 20,8 м, ширина соответствовала длине более позднего фундамента 14 м. К востоку от него на месте алтарной части наблюдается яма (11,2×10 м). Каково было назначение сооружения, возведенного на месте Троицкой церкви, неизвестно. По свидетельствам очевидцев, в наше время на данном фундаменте располагалось здание больницы.
По мнению финляндского архитектора Л. Петтерссона, она была разобрана в 20-30-х гг. XX в. Мы не исключаем вероятности ее гибели в пожаре 1906 г., поскольку в описаниях монастыря 1910 г. о ней не упоминается. Возможно, здание несколько раз перестраивалось, поскольку зафиксирован каменный фундамент, частично наращенный по периметру более раннего. Остатки последнего можно проследить в западном направлении. Кладка выполнена из небольших камней и скреплена известковым раствором. Характер кладки напоминает обнаруженный фундамент Никольской церкви и может быть отнесен, согласно письменным известиям, к концу 70-х гг. XIX в. В 40 м северо–западнее фундамента Троицкой церкви находится фундамент братского корпуса (14×25 м). Его строительство относится к 1879–1880 гг. Это было двухэтажное здание на каменном фундаменте с известью.
В описи 1913 г. также упоминается двухэтажный братский корпус, но построенный в 1900 г. Возможно, на месте старого здания было возведено новое с соблюдением тех же параметров. К северо–западу от братского корпуса на второй поляне зафиксированы еще два аналогичных ему фундамента. Первый (13,6×12 м) находится в 55,2 м от юго–западного угла Братского корпуса, в 19 м юго–восточнее второй фундамент (10,8×13,2 м). К нему с северной стороны примыкает вымостка из мелких камней с углублением (колодцем?) посредине.
Самое северное строение монастыря — деревянная церковь Ионы, построенная в 1899 г. Она находится примерно в 126 м к северу от сохранившейся каменной церкви, у кромки леса. В настоящее время удалось зафиксировать лишь линию кладки фундамента высотой в 12 камня (до 0,4 м) и нижний венец бревен. Размеры церкви (26×6,8 м) соответствуют описаниям начала XIX в. Во времена существования пионерского лагеря к данному зданию сделаны пристройки, проведен водопровод, поставлены печи. Ее развалины сохранялись до 1992 г., но впоследствии были разобраны местными жителями.
При археологическом обследовании восточной части усадьбы особое внимание уделено поиску одной из ранних церквей монастыря — Никольской. Во второй половине XVIII в. под нее подвели каменный фундамент. Но несмотря на сохранившиеся фотографии и виды монастыря, точной привязки на местности до последнего времени не было. Еще в 1994 г. примерно в 10 м к северу от церкви Захария и Елизаветы, как уже говорилось, собраны археологические предметы. В 1996 г. ее контуры лишь примерно удалось наметить по вывороченным камням, встреченным между борозд в высокой траве. В результате работ 1997 г. эти контуры уточнены.
Сразу же под дерном на площади около 23,547 м² выявлены юго–восточный угол фундамента, участок южной стенки, его средняя линия до северной стены. Фундамент церкви с небольшими отклонениями ориентирован в направлении север–юг, запад–восток. Ширина кладки 0,80–0,85 м. Она представляла собой сложенные в один ряд камни, связанные раствором. По обеим сторонам линии фундамента укладывались камни прямым краем по внешней поверхности, образуя прямую линию, внутри кладка забутовывалась мелкими камнями, поверхность покрывалась известковым раствором. В некоторых местах кладка повреждена вспашкой: юго–восточный угол фундамента Никольской церкви в худшем, чем средняя стенка, состоянии. Границы его несколько размыты, их определяет только известковый раствор, краевые камни, ограничивающие линию фундамента, вывернуты при распашке. Основание фундамента лежит на материке (светло–желтый песок), его высота не более 0,26 м. Кладка залегает в слое пожарища, темно–коричневой супеси с примесью темно–желтого песка, угольной массы, осколками кирпичей, древесной трухи и другого строительного мусора. Встречены большое количество кованых гвоздей, как строительных, так и очень мелких мебельных, подкова, фрагменты медных сосудов, осколки стеклянной чашки с изображением ангелов и фрагмент черноглиняной керамики.
По материалам: Кижский Вестник №5, Петрозаводск. 2000. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-5/240.html
15 октября 2018 года Священный Синод постановил открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района. На заседании Священного Синода, которое проходило под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Минске, был заслушан рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении/освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. Священный Синод постановил: В связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района Республики Карелия и назначить игуменом этого монастыря игумена Александра (Марченко).
Возникновение монастыря исследователи традиционно относят к первой четверти XVI в. Клименецкий монастырь, как и большинство обителей Карелии, долгое время имел только деревянную застройку. В тот период в обители действовали Троицкая и Никольская церкви. Первое каменное сооружение – церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы – было построено в 1757 г. С начала XX века монастырь был закрыт и разрушен. К 2015 году остались только полуразрушенные стены храма праведных Захарии и Елисаветы.
С назначением на Карельскую кафедру митрополита Петрозаводского и Карельского Константина началось новое возрождение обители. В 2015 году был создан приход храма праведных Захарии и Елисаветы Клименецкого монастыря. Настоятелем возрождающейся обители был назначен игумен Александр (Марченко). Для организации подворья монастыря митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином был передан монастырю дом в Петрозаводске, который длительное время являлся резиденцией Петрозаводских владык.
12 мая 2016 года приехали на историческую монастырскую землю первые насельники, чтобы вплотную начать восстановительные работы. Сегодня можно оценит плоды их трудов – осенью 2016 года под стенами самого древнего в Карелии каменного храма праведных Захарии и Елисаветы начались регулярные богослужения. Паломники, несмотря на частые шторма, стали приезжать в монастырь, чтобы помолиться преподобному Ионе Клименецкому.
Построен за три месяца первый монастырский деревянный храм святителя Николая Чудотворца на старом фундаменте, который 3 сентября 2017 года освятил митрополит Константин.Это было первое архиерейское богослужение в обители за более чем сто лет.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018. https://klimenets.ru/v-karelii-poyavilsya-novyj-monastyr/