По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних — Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво.
Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела.
Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена.
Утрачена в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Онега онлайн
Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком» (Цит. по: Краткое…, с. 75).
О церквях упоминалось в подписях под двумя купчими и в одной рядной записи: под купчей крестьян от 1557 г. подпись: Купчую писал Покровский дьячек Еремка Онфимов»; под купчей Кожеозерского монастыря от 1563 г.: «Купчую писал Прилуцкой церковной дьячек Еремка Онфимов»; рядная запись Григория Трофимова от 1660 г. начиналась словами: «Я Григорей Трофимов Прилуцко-Покровского прихода церковной пономарь дал есми запись Покрова Святей Богородицы церковному старосты» (Цит. по: Краткое…, с. 74).
Покровская церковь сгорела 26 июня 1864 г. вместе с другими церквями. В приходе издревле существовала церковь во имя Рождества Христова и сщмч. Климента, папы Римского. О ней упоминалось в рядной записи Григория Трофимова от 1660 г. В 1699 г. Климентовский престол, по благословению митрополита Новгородского Иова, был упразднен, а Христорождественский перенесен на другое место (возможно, на середину между прежними двумя рядом стоящими алтарями), после чего церковь была освящена 30.9.1700. Церковь была разобрана по ветхости в 1857 г. В том же году началось строительство новой Христорождественской церкви по благословению Преосвящ. Антония. Предполагалось устроить 3 престола: Рождества Христова, сщмч. Климента, папы Римского, и Живоначальной Троицы. Но, еще не достроенная, эта церковь сгорела 26.6.1864, когда в ней был освящен только Христорождественский престол. Вместо храма сщмч. Климента, существовавшего до 1700 г. в одном здании с Христорождественским, в том же году был устроен и освящен отдельный сначала небольшой храм в честь того же угодника Божия, по благословению Иова, митрополита новгородского. В 1791 г., по благословению Преосвящ. Димитрия, архиепископа Новгородского, над этим храмом был устроен второй этаж и в нем холодный храм, во имя Пресвятой Троицы. Этот двухпрестольный и двухэтажный храм, за ветхостью, разобран в 1857-1860 г.г. Кроме того, существовала кладбищенская церковь в честь преп. Феодосия Тотемского, каменная, построенная в 1828 г. на средства прихожан.
Приписная церковь: в д. Канзопенде (Давыдовской), в честь мучч. Кирика и Иулиты, деревянная, построена в 1847 г. вместо часовни, по благословению Пресвященного Варлаама, освящена 16.2.1847.Вместо сгоревших церквей был построен пятипрестольный храм. Престол в честь Рождества Христова освящен 27.1.1869 настоятелем Крестного монастыря, архимандритом Кириллом, второй — Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 28.1.1869, третий — сщмч. Климента, освящен 28.1.1870, четвертый — Живоначальной Троицы и пятый — Тихвинской иконы Божией Матери, освященные 27 и 28 января 1874 г. Особенно деятельное участие в устройстве храма принимали крестьяне Петр Степанов Дьяков, Григорий Матвеев Кузминский, Степан Васильев Воронин и Иван Михайлов Романовский.
23 мая 1893 г. в д. Клещеве началось строительство каменной приписной церкви в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость и вмч. Георгия Победоносца, освящена 10.3.1896 настоятелем Кожеозерского монастыря игуменом Питиримом. Церковь была построена на средства местного крестьянина Петра Тимофеевича Лазарева.
Часовни: в д. Фехтольме, во имя Казанской иконы Божией Матери, построена в 1797 г.; в д. Онуфриевской, во имя преп. Онуфрия, построена в 1791 г.; при д. Щипинской Хорошевской, Сретенская; при д. Выдринской Трофимовской, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построена в 1741 г.; при д. Ивановской Калининской, Петропавловская; при д. Кузминской, Ильинская, построена в 1795 г.; при д. Кернежской, во имя Никодима Кожеозерского, построена в 1732 г. вместо прежней древней, в которой неоднократно бывал и молился патриарх Никон в бытность его игуменом Кожеозерского монастыря.
Попечителем ЦПШ состоял местный крестьянин Лев Филиппов Можайцев.
Жертвователи: в 1887 г. крестьяне Михаил и Петр Кузьминские внесли пожертвование на благоукрашение Кирико-Иулитинской церкви.
Священники: (священниками в приходе в древности часто состояли монашествующие) в синодике были записаны имена священников XVI в.: Зиновий; Даниил; Мина; Тимофей (о нем упоминалось в купчей Кожеозерского монастыря от 1592 г., где говорилось, что он вместе с некоторыми крестьянами продал монастырю участок земли); XVII в.: Иустин 1619 г. (при нем был дьячок Архип Минин); Кирилл; иеромонах Федот; иеромонах Филипп; иерей Григорий (из пономарей Прилуцкого прихода, от него оставалась рядная 1660 г.); иерей Феодор (Артемьев, служил в 1688 г. и позднее, о чем свидетельствовала грамота Митрополита Новгородского Корнилия, данная в Турчасовский посад в 7196-7198 г.г.); XVIII в.: иеромонах Дионисий; иеромонах Сергий; иерей Стефан 1728-1735 г.г.; иерей Иоанн Дмитриев Заринский 1736-1773 г.г.; XIX в.: Алексий Иванов Заринский 1774-1808 г.г. (особенно много заботился об украшении храмов, за что и пользовался общим уважением прихожан); Димитрий Иванов Шангин 1808-1837 г.г.; Климент Димитриев Шангин 1837-1853 г.г. (о последних двух священниках было известно как о хороших и трудолюбивых хозяевах, о всех предыдущих отмечалось в памятной книге, что они в школах не бывали, а имели только домашнее образование, были только грамотны).
Домашнее же образование имели и дьячки с пономарями XVI и XVII в.в., писавшие купчие: Трофим Яковлев Попов 1557-1558 г.г.; Еремей Онфимов 1563-1575 г.г.; Федор Иванов 1588 г.; Федор Поздеев 1593 г.; Семен Иванов Пидерин 1600-1609 г.г.; Архип Минин 1617 г.; Григорий Трофимов до 1660 г.
По материалам: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 — Архангельск, 1896. — С. 72-80. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=276; http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=1248