Клакёры — своеобразная театральная мафия
Интеллигентная такая.
Без насилия и кровопролитий.
Клакёры – это нанятые за деньги подставные зрители, которые бурно аплодировали и кричали «Браво!» во время театральных постановок.
Для того чтобы создать искусственный успех отдельного артиста или целого спектакля.
«Коллектив» профессиональных клакёров назывался клакой.
У каждого клакёра была своя специализация.
Так, например, в парижской клаке было чёткое разделение ролей: «смехачи» заразительно хохотали в комических моментах спектакля, «плакальщицы» плакали в трогательных местах, а особенно артистичные женщины-клакёры «теряли сознание» во время драматических эпизодов.
Знаменитый итальянский оперный певец Энрико (Эррико) Карузо однажды был освистан на сцене «Teatro Nuovo» в Неаполе из-за того, что не смог заплатить перед выступлением клакёрам.
Даже самые маститые артисты, такие как Лучано Паваротти, не миновали печальной участи быть освистанными.
Но… попытка клакёров сорвать выступление Федора Ивановича Шаляпина в «Ла Скала» в 1901 г. с треском провалилась.
Шаляпин написал письмо в миланскую газету: «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки и предлагал купить аплодисменты.
Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах.
Мне говорят, что клака – это обычай страны.
Этому обычаю я подчиняться не желаю!»
В первый же вечер выступления Шаляпина в «Ла Скала» искушённая миланская публика приняла и полюбила его голос с первой же взятой ноты!
Bravo!!! Bravissimo!!! – неистовствовал партер.
Богатые господа в ложах тоже вскочили и восхищённо отбивали ладоши.
И тут произошло самое удивительное в этой истории.
Клакёры не выдержали и тоже стали хлопать русскому певцу…
Совершенно бесплатно.
Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. 1909 год.