В последние годы Древлеправославная Поморская Церковь в странах Прибалтики переживает подъем. Возвращаются к вере отцов многочисленные русскоязычные жители этих стран, предки которых поселились здесь в XVII-XIX веках. Увеличивающееся число старообрядцев заставляет общины ДПЦ строить новые храмы, моленные, открывать духовные курсы и воскресные школы.
Основной целью строительства новой церкви в Клайпеде является приобщение подрастающего поколения к христианским ценностям, издревле передаваемым из поколения в поколение, а также сплочение староверов-поморцев Клайпедского прихода, который по разным подсчётам насчитывает от 3 до 5 тыс. человек.
В начале июня 2013 года в жизни прихода произошло праздничное событие: строящийся храм был оснащён двумя новыми золотистыми куполами и крестами. Вес каждого купола достигает 1 тонны, а вес каждого возведённого креста около 200 кг. В соответствии с исконными церковными традициями кресты направлены точно на восток.
Председатель Клайпедской общины Евгений Бондарев сообщил, что работы идут по плану и уже к концу этого года в новом храме пройдут первые богослужения. Однако предстоит еще существенная работа по внутренней отделке храма, подготовка к открытию новой воскресной школы, в которой будут обучаться дети старообрядцев, а также будут проходить церковно-общественные мероприятия.
Источник информации — сайт «Русская вера»
Этот храм – типичный образец современного храмостроительства. Богато, качественно, а сакрального пространства не получилось. Традиционные формы реализованы механически, как декор, без понимания их гармоничной связи с древлеправославным вероучением, что привело к досадным ошибкам.
В монументальном внешнем объеме не читается план моленной, хотя он интересен и отражает древнехристианские образцы. Анфилада развивается от крыльца, через экзонартекс, нартекс, наос — к солее, где установлен высокий иконостас. В притворе (нартексе) три двери в зал, как в раннехристианских базиликах, и два наружных входа с боков, что отсылает к ветхозаветным временам, когда для женщин и мужчин устраивались отдельные входы (именно такое решение сохранилось у староверов-поморцев). Увы, этому традиционному плану не отвечает организация светового пространства. Одинаковые высокие окна равномерно распределены по фасадам и ровно освещают все помещения, как в светском здании. Символического контраста между сумрачным нартексом и светлым молитвенным залом нет, а на солее, где возвышается иконостас, устроено только одно, северное окошко, которое меньше остальных и с фасада углублено в надуманную нишу с полуциркульной аркой. Вместо южного окна, на солее установлена глухая дверь эвакуационного выхода, и солнечные лучи на солею не попадают вообще. В результате, иконостас, к которому обращены взоры верующих во время богослужения, к которому символически направлен путь Спасения, то есть, главный смысловой акцент интерьера, всегда находится в полусумраке, освещен недостаточно. В молитвенном зале окна расположены низко и не сгруппированы по смыслу, в результате — композиционно не акцентирован центр наоса, не подчеркнута зона трапезной части храма. Это зал собраний, а не молитвенный зал.
Показательно отношение к орнаментальным мотивам в оформлении интерьера. Это именно оформление, а не органическая связь с вероучением. Орнамент механически приложен к стенам, полу, потолку, ограждениям, а не прорастает из архитектурных форм как их символический смысл. Шокирует мотив виноградной лозы на полах наоса, нартекса и экзонартекса, причем этот мозаичный мотив пола «поворачивается» согласно пропорциям помещений. Входящий спотыкается, чтобы не наступить на лозу (вспоминается Священное Писание: «Аз есмь Лоза Истинная» (Иоанн. 15 -1), но вынужден поступать неблагочестиво. Все резные орнаменты даны в современной трактовке, из них выхолощены богословские смыслы. На потолке установлен большой крест, что принято в поморских моленных. Но крест …. весь кружевной (как модное платье), вероятно, так хотели облегчить тяжелую по пропорциям форму. Данное решение не только чуждо суровому духу староверия, но явно противоречит древлеправославному учению беспоповцев-поморцев, в котором характерны эсхатологические воззрения. По этой причине даже мотив Процветшего Креста, излюбленный у православных, староверами отвергается, крест всегда строгий по форме.
Темная крыша, нарочитая симметрия надуманных полуциркульных арок на фасадах, их упрощенная форма, тяжелый навес входа, вместо парящего козырька, характерного для прибалтийских моленных, – эти элементы не приобщают верующих к сопереживанию каноничных форм, не раскрывают вероучение. Получился экзотический объект, а не храм.