В межвоенное время в городе Клайпеда была небольшая православная община – около 30-40 человек. Их молитвенный дом духовно окормлял священник из Скуодаса или Векшняй. Во время Второй Мировой войны молитвенный дом, где собирались верующие, был разрушен. После войны в Клайпеде было около одной тысячи православных, во главе с протоиереем Иоанном Левицким. Все верующие в 1945–1947 годах ходатайствовали об открытии православного храма в городе. Тому долго противились власти города. Но все-таки в декабре 1947 года в бывшем лютеранском храме на кладбище был освящен храм в честь Всех Русских Святых. Здание временно делили православная и лютеранская общины. В настоящее время это только православный храм.
По материалам сайта http://www.orthodoxy.lt/
Напомним, что военная операция 1944 – 1945 годов в ходе Второй Мировой войны по освобождению приморского Мемеля (Клайпеды) была затяжной: немцы, не считаясь с потерями, защищали город-крепость. Красная Армия обстреливала его из дальнобойных орудий. По воспоминаниям одного из участников осады города, советского офицера-артиллериста, прежде всего «уничтожались возможные наблюдательные пункты противника, с которых осажденные могли следить за передвижениями штурмующих войск». В результате в городе были разрушены все устремленные ввысь здания костелов или кирх. В целости сохранился только один Дом молитвы. Это была протестанская кирха, построенная в 1910 году на территории лютеранского кладбища в центральной части города. Бывшему Мемелю, а ныне Клайпеде, предназначалось после освобождения от оккупантов стать крупным городом-портом на западных границах СССР. В результате послевоенного передела Европы Клайпедский край сделался территорией Литовской ССР и при этом в корне изменился его национальный состав, поскольку значительную часть населения Клайпеды составили русскоязычные люди, в основном, славянского происхождения. Они прибыли на восстановление разрушенного города из разных республик СССР. Здесь им предстояло организовывать базы рыболовецкого и торгового флотов, строить судостроительные и судоремонтные предприятия, заново налаживать работу сфер медицины, народного образования, культурно-бытового обслуживания и т.д. В начале 1946 года к православным верующим себя относили уже несколько сотен клайпедчан-новоселов, и, понятное дело, они нуждались в духовном окормлении, с нетерпением ожидая, когда же в городе станут проводиться богослужения.
До Второй Мировой войны в Клайпеде, городе со стотысячным населением, существовала лишь небольшая православная община из 30-40 человек. Редкие службы осуществлялись приезжими священниками. С 1937 года клайпедских верующих окормлял клир векшняйской Свято-Сергиевской церкви: в портовый город попеременно наведывались священники Александр Чернай и Виктор Курилович. Возродить после окончания войны приходскую жизнь в Клайпеде поручили опытному пастырю протоиерею Иоанну Левицкому, возглавлявшему в то время приходы соседней Кретинги и Тельшяй. Родившийся и выросший в Литве о.Иоанн уже несколько десятков лет пребывал в священническом сане, здесь, на литовской земле, ему пришлось пережить тяготы двух Мировых войн. Руководство епархии не раз посылало этого батюшку на сиротствовавшие приходы. И вот теперь он взялся за восстановление православной общины в портовом городе.
В 1945 – 1947 годах о.Иоанн вместе с верующими обращался к властям разного ранга с просьбой не только зарегистрировать православную общину, но и выделить помещения для отправления богослужений. Ведь в ходе боев за освобождение Клайпеды здесь не сохранилось здания православного Дома молитвы. Об этом протоиерей Иоанн Левицкий напоминает в донесении от 7 сентября 1945 года Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) при Совете Министров СССР по Литовской ССР Линеву: «До войны в Мемеле была церковь (т.е. дом молитвы) по ул.Перкасу, № 9. В годы войны церковь разрушена. Вещи церковные расхищены – на 71 тысячу рублей… В город уже приехали более ста русских семей, не считая военных и девяти тысяч душ портовых рабочих. Люди просят о богослужении. Им самим жить еще негде – все разрушено, а уже просят о богослужениях, чтобы вымолить у Господа помощи в их бедах… А между тем на углу улиц Покшто и Жарджю есть свободная немецкая кирха. Председатель горисполкома Мемеля еврей Бергас сказал: «Если ваш начальник, уполномоченный Линев даст мне письменное распоряжение, то помещение будет отведено и отремонтировано».
Религиозные потребности православных были удовлетворены, конечно, только в той мере, в какой это могло допустить руководство атеистического государства. В 1947 году все православные общины Советской Литвы должны были заново пройти государственную регистрацию. На общих собраниях приходов избирались «Приходские двадцатки», утверждались Ревизионные комиссии и кандидатуры церковных старост. Повестка дня формулировалась в бюрократическом стиле того времени: «Необходимость избрания группы верующих не менее 20 человек для предстоящей регистрации приходской общины согласно Положения об управлении РПЦ, пункт 37». Протоколы собраний отправлялись в Епархиальный Совет, органам местной власти, а также Уполномоченному по делам РПЦ. По этим протоколам принимались соответствующие решения в высоких инстанциях.
Организационное собрание общины в Клайпеде состоялось 26 января 1947 года, председательствовал на нем протоиерей Иоанн Левицкий. В списке избранной «Приходской двадцатки» против фамилии каждого в графе «Место рождения и откуда прибыл» значилось: Ленинградская, Калининская, Новгородская области, что свидетельствовало о том, что большинство православных верующих послевоенной Клайпеды приехали из Российской Федерации. Главой епархии архиепископом Корнилием (Поповым) этот клайпедский протокол утвержден 28 мая 1947 года. На протоколе есть также резолюция заместителя председателя Клайпедского горисполкома Совета депутатов трудящихся: «Препятствий к передаче под церковь русской православной общине дома № 17 по улице Лепу (бывшая Интернациональная Усыпальница) со стороны Клайпедского горисполкома не имеется». Из этого следует, что в то время здание уцелевшей кирхи уже использовалось не как лютеранский храм, а как общегородской Дом ритуальных услуг.
Итак, православным верующим было разрешено пользоваться зданием, расположенным на лютеранском кладбище. Полгода ушло на то, чтобы приспособить его для проведения богослужений. На двух конных повозках в Клайпеду привезли иконостас из Лиепаи (Латвия) из упраздненной православной церкви. Вновь устроенный клайпедский православный храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, его первым настоятелем назначили священника Феодора Ракецкого. 28 декабря 1947 года о. Феодор совершил первое богослужение во Всехсвятском храме. Клайпедская община была в то время едва ли не самой крупной в республике — в ней состояло около тысячи человек!
Распоряжением главы епархии от 9 октября 1948 года в помощь Всехсвятскому настоятелю был назначен сверхштатный священнослужитель — протоиерей Евдоким Ракецкий, отец иерея Феодора Ракецкого. К тому времени этому батюшке шел от роду уже 82-й год. О.Евдоким получил светское образование в Молодеченской учительской семинарии, в 1909 году выдержал экзамен на священника в Виленской духовной семинарии и 22 июля того же года был рукоположен во иерея Виленским правящим архиереем архиепископом Никандром (Молчановым). До Первой Мировой войны о. Евдоким Ракецкий окормлял приход Покровской церкви в Интурке, затем служил в сельских храмах Белоруссии.
Так случилось, о.Феодор переехал к сыну в Клайпеду, и двое пастырей из священнической династии Ракецких стали окормлять местную общину. В межвоенное время отец и сын Ракецкие служили в оккупированном Польшей Виленском крае, православное население которого окормлялось иерархами Польской автокефальной церкви. Пастыри, служившие ранее на территории враждебного СССР буржуазного государства, каковым являлась Польша, сейчас, само собой, привлекали особое внимание «компетентных» советских органов. Старец о. Евдоким Ракецкий ввиду своего преклонного возраста не представлял для них интереса, а вот за его сыном — о.Феодором Министерство госбезопасности (МГБ) Литовской ССР установило слежку.
Из хранящегося в Особом архиве Литвы Следственного дела священника Феодора Ракецкого видно, что сбор «материалов» на этого батюшку был поручен секретному сотруднику по кличке «Верный». Уже в первом агентурном донесении «Верного», датированном 29 декабря 1947 года, сообщается, что во вчерашней проповеди (то есть, на первом же богослужении во вновь освященной клайпедской церкви) священник говорил: «Жизнь теперь тяжелая, очень тяжелая, и единственной радостью и утешением для нас является молитва».
26 мая 1948 года «Верный» разговаривал с о.Феодором Ракецким, только что вернувшимся из Шилуте, и тот «… с ужасом рассказал, что из Шилуте вывозят не только литовцев, но и русских, и что в городе подавленное настроение» (речь идет о массовой депортации 1948 года жителей Литвы в отдаленные области СССР — авт.). 31 марта 1949 года в разговоре с «Верным» священник Феодор Ракецкий, по утверждению информатора, «как всегда обрушился на Советскую власть за преследование духовенства и сказал, что несмотря на все теперешние «заигрывания» властей с православной церковью, он ни минуты не чувствовал себя свободным и в любой момент его может схватить рука палача, уничтожившая в 1940 году в Катыни цвет польского офицерского корпуса».
«Разработка» дела о. Феодора Ракецкого продолжалась более двух лет. В «Меморандуме» агентурных материалов, составленном из донесений
информатора, МГБ нашло достаточно оснований для передачи этих документов в Следственную часть своего ведомства. В начале июня 1949 года священника арестовали. Особым совещанием он был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-10 «за антисоветскую агитацию и пропаганду».
После ареста о. Феодора агент «Верный», конечно, без работы не остался. В «Справке» МГБ Литовской ССР от 28 февраля 1950 года с грифом «Совершенно секретно» сообщается, что доноситель «в данное время используется на разработке объекта «Дела-формуляра «Распутный», а также антисоветского элемента из числа православного духовенства». Капитан МГБ, автор документа, завершает «Справку» словами: «Считаю, исходя из вышеизложенного, что очная ставка агента «Верный» с обвиняемым Ракецким весьма не целесообразна».
Вероятнее всего, что священник до конца жизни так и не узнал подлинного имени своего «доброжелателя» по агентурной кличке «Верный». Из заключения о. Феодора Ракецкого освободили только в 1956 году, после ХХ съезда КПСС, осудившего сталинские репрессии. Священника, вернувшегося в Литву после семи лет суровой сибирской ссылки, назначили главой Рокишского прихода. А настоятелем Всехсвятского храма с 15 июня 1949 года стал протоиерей Николай Недвецкий. Престарелый протоиерей Евдоким Ракецкий после ареста сына был отстранен от служения. Вторым священником в Клайпеду назначили только что рукоположенного во иерея Родиона Тыщука.
31 октября 1954 года произошло замечательное событие в истории клайпедской церкви – была освящена храмовая икона «Всех святых, в земле Российской просиявших». Рассказ о том, как создавалась икона, содержится в донесении от 15 ноября 1954 года Уполномоченному по делам РПЦ при Совмине СССР по Литовской ССР Василию Гущину. Протоиерей Иосиф Дзичковский специально ездил из Вильнюса в Клайпеду на освящение этой святыни. По его словам, клайпедский настоятель — протоиерей Николай Недвецкий давно вынашивал идею каким-то образом создать для храма икону с ликами русских святых. Икон тогда не изготавливали большими тиражами, как теперь, и никакого «Софрино» в ту пору не существовало.
Иконки, даже печатные, после войны были большой редкостью. А создание группового изображения святых представлялось делом и вовсе исключительно сложным. О.настоятель где только мог добывал изображения русских святых для одной общей иконы. Собирал долго и кропотливо. Скомплектовав, наконец, нужный материал, о.Николай обратился к иконописцу, и художник по благословению священнослужителя и под его наблюдением написал икону на золотом фоне. Протоиерей Иосиф Дзичковский проникновенно описывает ее содержание:
«На иконе была изображена вся Русь Православная, начиная от ее крестителя – равноапостольного князя Владимира. Из истории Великой Родины нашей взято и перенесено на икону все самое чистое, святое, великое и незабываемое. Поучителен каждый образ святого — а тут их сотни. Сколько пламенных патриотов, горячо любивших Родину (преподобный Сергий Радонежский, князь Александр Невский, Патриарх Гермоген, митрополит Филипп и т.д.)! Ведь прихожане храма – русские люди. На иконе же изображены тоже русские люди. Сколько тем для размышления и, конечно, для подражания!..
Я, соборне, с двумя клайпедскими священниками, совершил освящение иконы, а затем – Божественную литургию. В положенное время у новоосвященной иконы я обратился к русским людям, переполнившим храм, с соответствующим словом, указывая им на богатое, бесценное содержание иконы, и призывал их любить и славить нашу Родину, как это делали изображенные на ней Угодники Божии,- тоже русские люди. Надо было видеть, как внимательно прихожане выслушали мое обращение! Затем они сплошным потоком устремились к иконе для поклонения. Еще долго после окончания службы они не расходились, подходя к о.настоятелю, благодаря его за бесценный подарок. Вечером опять собрался народ, у иконы я совершил Акафист Всем русским святым и опять беседовал с людьми. Приятно сознавать, что и в дальнейшем каждое акафистное пение у храмовой святыни будет прославлением доблести русских людей» …
И спустя полвека эта храмовая икона находится за левым клиросом Всехсвятского храма: на ней попрежнему сияют лики великих воинов духовных. Клайпедские верующие не сомневаются, что молитвы этих святых земли Русской помогли становлению и укреплению их православной общины.
…Долгие годы в здании Всехсвятского храма по заранее согласованному расписанию наряду с православными богослужениями совершались и лютеранские службы. Клайпедчане мечтали о том, что когда-нибудь в их городе будет построена православная церковь в русском стиле. Но до поры до времени этим надеждам не суждено было сбыться. Тем более, что начало 50-х годов ХХ века омрачилось, как его называли, «католическим скандалом». Вопреки всем препонам, на средства верующих католиков в центре Клайпеды был построен костел во имя Пресвятой Девы Марии. Однако местные власти за якобы «допущенные при строительстве финансовые нарушения» конфисковали уже возведенное здание. «Ксендзы-растратчики» были арестованы и советским судом осуждены.
По распоряжению городского начальства башню костела разобрали, а само здание вместо культового обрело иное – культурное назначение под вывеской «Концертный зал филармонии». Православные, имея перед глазами пример неудавшейся попытки клайпедских католиков построить новый Дом молитвы, продолжали довольствоваться тем, что имели. Идея строительства в портовом городе полноценного православного храма по оригинальному проекту стала воплощаться только на рубеже ХХ – ХХ1 веков, когда здесь приступили к возведению Покрово-Никольской церкви. На этом объекте строительные работы еще ведутся, и Всехсвятская община попрежнему является самой крупной из трех существующих ныне в Клайпеде.
Протоиерей Николай Недвецкий в Клайпеде служил настоятелем в течение 35-ти лет, вплоть до своей кончины в 1983 году. Долгие годы во Всехсвятском клире состоял вторым священником протоиерей Николай Гирилович, переведенный из Шяуляй в 1957 году. Затем здесь служили иерей Александр Прокофьев (с 1984 года), игумен Феофан. В 1986 году главой клайпедской Всехсвятской общины назначается архимандрит Антоний (Буравцев). В середине 60- х годов ХХ века после рукоположения во иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре он в течение пяти лет служил в этой святой обители, а затем его назначили в Литву. В вильнюсском Свято-Духовом монастыре о. Антоний возводится в сан иеромонаха и в 1969 году направляется вторым священником в каунасский Благовещенский собор, после чего настоятелем Свято-Никольского храма в Тельшяй и, наконец, в Клайпеду.
Начало служения архимандрита Антония в портовом городе совпало с началом так называемой «горбачевской перестройки». Получившие относительную свободу люди устремились в храмы. Надо отдать должное о.архимандриту: в это время больших перемен он сумел направить людской порыв в нужное русло. В церковь пришло много неофитов, и о.Антонию приходилось духовно окормлять вчерашних атеистов, бесприютных интеллигентов, чтобы со временем они сделались, по выражению одного богослова, «закрепителями» христианских основ жизни.
При о.Антонии Всехсвятский приход стал быстро расти, обновляться. Значительно расширилась сфера интересов общины. Это было движение навстречу друг другу, — с одной стороны, людей еще не воцерковленных в полном смысле этого слова, но ясно осознавших, что корни их душ в православии, и служителей церкви, — с другой. В конце восьмидесятых годов ХХ века в клайпедском Дворце культуры торгового порта впервые в городской практике был организован Пасхальный вечер с соответствующей празднику Воскресения Христова атрибутикой, с концертом и праздничным столом. Художественный руководитель Дворца Людмила Григорьевна пригласила на эту встречу батюшку, архимандрита Антония. Вечер получился как бы светским, но настоятель храма предстал перед людьми, чтобы сообщить им всю важность той вести, что Христос – воскрес! Он поговорил с детьми и их родителями. Для многих собравшихся он стал первым в жизни пастырем, кто лично им указал дорогу к Храму.
Долгое время после этого во Всехсвятской церкви каждую субботу и воскресенье крестили по тридцать человек в день. Новокрещенные в подавляющем большинстве были людьми взрослыми, сделавшими сознательный выбор. В то время клайпедская община осваивала новые для себя направления работы с людьми. При храме начала действовать одна из первых в республике воскресная школа, приход стал осуществлять паломнические поездки по святым местам Литвы, России, Ближнего Востока.
С обретением Литвой независимости появилась возможность вдохновлять мирян на катехизаторские труды. С 1992 года группа педагогов по благословению настоятеля прихода приступила к преподаванию основ религии в общеобразовательных школах. Здесь, в Клайпеде, было создано первое в новейшей истории православной Литвы христианское
просветительское общество «Слово», которое возглавила прихожанка Всехсвятской церкви Лариса Афанасьевна Лукошявичене. Л.Лукошявичене выступила организовала так называемвый Православный дом . В его стенах несколько лет работала православная начальная школа, устраивались беседы, художественные выставки и концерты.
Люди тянулись к храму и бескорыстно служили ему. Когда советские войска покидали Литву, некоторые бывшие военнослужащие после провозглашения независимой Республики остались в Клайпеде. Показательна судьба одного из таких людей – недавнего начальника клайпедского военного госпиталя, полковника медицинской службы. Отставной офицер стал прихожанином Всехсвятского храма. В церковном здании оборудовали медицинский кабинет, где бывший военврач консультировал прихожан, оказывал им первую необходимую врачебную помощь. Он помогал страждущим безвозмездно, врачуя тела богомольцев у храма, где излечивались и души…
Община деятельно занялась преображением храма и территории вокруг него. Рядом находилось полуразвалившееся здание, на которое в условиях развернувшейся компании по приватизации нашелся покупатель, немедля оформивший строение на свое имя. Новый хозяин приступил было к ликвидации остатков дома с намерением возвести – буквально вплотную к храму – нечто по собственному проекту. Однако, благодаря активности прихожан, планы частника удалось расстроить. Представители общины стучались во все двери и в конце концов добились того, что мэрия отменила свое предыдущее решение, и передала этот участок Всехсвятской общине. Вскоре силами прихода здесь соорудили пристройку к основному зданию храма, поглотившую спорный «объект». В этом крыле ныне устроены жилые помещения для священнослужителей. Церковную территорию обнесли оградой, а перед ней оборудовали стоянку для автомобилей.
Пристроили крыло и по другую сторону здания церкви. Люди верующие и не верующие, видя, что православные не сидят без дела, а благоукрашают храм, предлагали свои услуги. Поначалу в пристройке размещались только кухонька да небольшая комната, где проходили занятия воскресной школы. Постепенно ее расширяли, и вот уже три года, как здесь действуют крестильня, библиотека, а также специальные помещения для нуждающихся, где четыре раза в неделю кормят благотворительными обедами. Основные продукты питания поступают из подсобного хозяйства общины. Есть участок за городом, где выращиваются картофель, капуста, морковь, свекла, а в парниках – помидоры, огурцы.
Ничего удивительного нет в том, что организовал это «сельскохозяйственное производство» архимандрит о. Антоний (Буравцев). Он привычен к работе на земле: в молодости работал механизатором, пахал и сеял на колхозных полях Тульщины, неподалеку от поля Куликова. Это святое для каждого русского место: монахи Пересвет и Ослябя сошлись здесь в 1242 году в смертельном единоборстве с сильнейшими из татарских воинов… Трудовые навыки о.настоятеля и его помощников пошли на пользу людям – неимущие могут получить пропитание при храме.
Со временем Всехсвятская община принимала облик сообщества верующих людей, близкий к традиционной и канонически верной форме церковно — общественного служения. Клайпедская Всехсвятская по-прежнему является крупной православной общиной.
http://www.kolos.lt/ru/localhistory/56