Ущелье, расположенное в 15 км от Судака в сторону Феодосии, известно под татарским названием «Кизилташ» — «кизил» — красный, «таш» — камень. Это из-за красноватого оттенка местных скал, особенно средней, той, что поменьше. Предполагается, что в VII веке эти места были летней резиденцией Св. Стефана Сурожского, архиепископа Сугдеи. Святой исповедник Стефан Сурожский – реально существовавшая личность. С его именем связывают широкое распространение христианства в Юго-Восточной Таврике. В приписке к греческому синаксарю XII-XIII веков говорится, что «15 декабря празднуется смерть св. Стефана исповедника архиепископа Сугдейского, потому что просветил Сугдейцев и сделал их христианами». По причинам секретности территории в Кизилташе, сейчас — Краснокаменке, не проводились археологические раскопки, поэтому говорить о точных датах не приходится. Вокруг Кизилташского ущелья обнаружены остатки десятков средневековых поселений, большинство из них ученые относят к периоду от VIII века до XV века. Поэтому летняя резиденция архиепископа Сугдеи вполне могла здесь существовать.
На склоне одной из скал находится клиновидная пещера, где, по преданию, молился великий защитник и почитатель икон святитель Стефан. В глубине пещеры – маленькое озерцо, в котором в 20-х годах XIX века один татарский пастух нашёл плавающей деревянную икону Успения Божией Матери. Слухи о чудесной находке распространились среди народа, в пещеру начали стекаться толпы богомольцев. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги. Кстати, в наше время установлено, что вода Кизилташского источника действительно обладает лечебными свойствами: она имеет гидрокарбонатный натриевый состав с минерализацией 0.86 мг/л и содержанием сероводорода 4-5 мг/л.
Не так давно вход в пещеру перекрыли каменной стеной, а железную дверь в стене закрыли на ключ. На входе в монастырь появилась охрана и таблички «Туристам проход запрещен». Результат не заставил ждать долго: источник в пещере пересох. В 2013 году был закрыт от свободного доступа и монастырский колодец. Колодезную воду можно взять в храме или купить в Феодосии. Будет жаль, если и его постигнет участь источника в пещере.
На данный момент пройти через монастырь туристы могут только сверху, со стороны Сандык-Кая. Со стороны Краснокаменки проход через монастырь запрещен.
Число богомольцев со временем всё увеличивалось, и в 1855 году в ущелье под скалой был основан мужской монастырь во имя исповедника архиепископа Стефана Сурожского. Обитель развивалась и росла вплоть до революции 1917 года. Маленькая пещерка в скале с целебным источником превратилась в целый скит с кельями на 50 послушников, с церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами. В 1894 году число обитателей монастыря составляло 65 человек. Лес обратился в сад, огород, житное поле. Заработала мельница, на горах завелся табун лошадей, рогатый скот. Толпы богомольцев потекли в эти благословенные края, красоту которых люди верующие называли земным раем, а не слишком верующие — крымской Швейцарией.
Вопреки распространенному мнению, Кизилташский монастырь, будучи горным, не является пещерным. Все постройки монастыря находились на скальных террасах. Пещера с целебным источником – естественного происхождения, и еще одна пещера представляет собой ход между двумя наклонившимися скалами. Она носит название Разбойничья – по легендам, в 40-х годах XIX века пещера служила убежищем крымскому Робину Гуду — Алиму-разбойнику. Об этом повествуют Н. Маркс и К. Арцеулов в сборнике «Легенды Крыма».
Самым ярким и выдающимся наместником Кизилташской киновии был игумен Парфений. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только благодаря своей подвижнической жизни и великим трудам на благо обители, но, в первую очередь, в силу своей мученической кончины. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант, неиссякаемую творческую энергию, благодаря которой ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи и даже сочувствия, при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результатов, заставивших ценить и уважать игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся. Обладая удивительно прямым и цельным характером, не желая соотноситься с личной выгодой, а порой даже с инстинктом самосохранения, о. Парфений говорил и действовал только по христианской совести. Столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали монастырский лес, окончились трагически: настоятель обители был убит и сожжен 4 сентября 1866 года. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни. Четвертый был сослан.
Жизнь и мученическая смерть игумена Парфения, настоятеля Кизилташской киновии, подвижника и великого труженика — пример высокого служения своему христианскому долгу. Память о нем навсегда останется в сердцах творящих добро. Отец Парфений причислен к лику святых Русской Православной церкви в августе 2000 года.
В 1923 году монастырь был закрыт Советской властью. Сначала здесь создали детскую трудовую колонию, позже – санаторий Министерства обороны. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. В ходе двух боев на территории монастырские постройки практически не пострадали, это дало им возможность послужить в качестве санатория Министерства обороны с 1945 года по 1950 год.
7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка. В 1951 году началось грандиозное строительство. Закрытые эшелоны везли в Кизилташскую долину заключенных и оборудование — лучшее в Союзе и, возможно, в мире. Оборудование отличалось исключительной надежностью. Был случай, когда на небольшом подъемнике в надписи «Испытать на 500,0 кг» стерлась запятая, и установку испытали на 5000 кг. Она поскрипела, но выдержала! С заводов Электростали доставляли сверхчистую сталь. Правительство СССР не экономило на военных нуждах.
Когда строительство развернулось в полную силу, лагерь насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Часть трудилась на устройстве территории и строительстве сооружений, а другие — в штольнях. Гремели взрывы — так подготавливались площадки под наземные сооружения в скальном грунте. Работа велась круглосуточно, ударными темпами. В 1953 году объект был сдан. Тех, кто работал на стройке, расстреляли. На территории бывшего лагеря заключенных сейчас находится стадион школы.
Руководили работой прорабы — молодые специалисты, вчерашние выпускники техникумов, откомандированные для работы на объекте. Курировал работу сам Л.П. Берия, он часто даже лично посещал подобные объекты, но в Феодосии не был ни разу. Лаврентий Берия лично руководил не только строительством штолен и военного городка: по его приказу были взорваны абсолютно все строения, принадлежавшие некогда Кизилташскому монастырю. Даже находясь от штолен в стороне, даже будучи давно закрытым, обезглавленным и забытым, он все равно мешал строителям коммунизма. От монастыря не осталось даже развалин, а остатки фундаментов надежно скрыло густое крымское разнотравье.
Грустная история Кизилташского монастыря, ставшего абсолютно идейно-несовместимым с советской властью, а затем исключительно тщательная послевоенная охрана территории и ее тайн породили в округе множество легенд и мифов об этом городке. Дорогу А-291, соединяющую Судак и Насыпное и проходящую неподалеку от Кизилташа, украшали знаки “Остановка запрещена”, выставленные там, где в таком запрете, с точки зрения безопасности дорожного движения, нет никакой необходимости. К автомобилистам, сделавшим несанкционированную остановку, подъезжали на мотоциклах лица в форме сотрудников ГАИ и, угрожая всяческими карами, требовали продолжать движение.
С дороги Кизилташское ущелье не просматривается. Носители мифов склонны объяснять это “искусственными насыпями”, окружающими автодорогу, чтобы скрыть то, что происходит в “зоне”. Более компетентные эксперты предпочитают говорить не о “насыпях”, а о выемке в грунте, по которой пущено дорожное полотно. В любом случае, искусственный характер изменений рельефа признается. Пытавшиеся перебраться через “насыпь” или выбраться из выемки, если верить легендам, пропадали. “Оттуда не возвращаются!” — принято было с придыханием говорить о “зоне” в сменявших друг друга поколениях краеведов.
Из соображений секретности объект назывался «Предприятие почтовый ящик 105», без каких-либо географических указаний, — как и сотни других предприятий Минсредмаша. Позже почтовый адрес поселка изменился — «г. Симферополь, абонентский ящик 99», появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую поменяли в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13. На его территории действовал сухой закон, запрещено было иметь фотоаппараты. В 1955 году этот запрет сняли, но фотографировать разрешено было только в помещениях или так, чтобы горы и специальные сооружения не были видны в кадре.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь обратился с письмом к главнокомандующему ВМС Украины о передаче епархии церковных построек, принадлежавших военной части В-2327. Надо сказать, что к тому времени ядерные боеприпасы уже были вывезены из Кизилташа, и после раздела флота в освободившиеся горные кварталы завезено обычное оружие, которое Министерство обороны Украины усердно охраняло и охраняет по сей день.
21 марта 1995 года последовал утвердительный ответ. В июле того же года в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Ему было поручено не только заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания военнослужащих поселка Кизилташ, но и решением вопросов отвода участка земли для возрождения обители. В течение нескольких лет Николай Демьянюк являлся единственным на Украине действующим священником и одновременно действующим офицером Украинской армии.
Монастырь был возрождён в 1997 году. В 1998 году священник Николай принял монашеский постриг под именем Никон, а в 2002 году он был возведен в сан игумена. На окрестных скалах стоят кресты. Раньше их было четыре – они указывали паломникам дорогу в монастырь. Сейчас их пока что только два. Когда один из крестов поднимали на вершину, то взяли с собой воду и цемент, чтобы закрепить покрепче. А когда поднялись – увидели в скале расщелину, как будто для креста и предназначенную. Будучи поставленным для примерки, крест настолько плотно объединился со скалой, что его даже не удалось развернуть. Скала как будто втянула крест в себя. Так и остался он стоять немного покосившись. В день, когда ставили крест, к вечеру игумен Никон вернулся на подворье монастыря в Судак. Звонок. Командир части. «Вы знаете, у нас тут Северное сияние» Отец Никон в тот вечер из Судака приехать не смог. А сияние вокруг креста наблюдал весь военный городок.
В настоящее время число братий монастыря – 3 человека, вместе с наместником о. Никоном. Центральный храм монастыря освящен во имя Всех Печерских святых. Подворье монастыря – Покровская церковь в Судаке. Медленно, с большим трудом, монастырь обустраивается. У входа на территорию монастыря поставлена скульптура ангела. К пещере св. Стефана Сурожского построена новая лестница. Рядом с монастырским колодцем, из которого вода не уходит даже в самую сильную засуху, устроена площадка для отдыха. Фундаменты взорванной церкви Успения Пресвятой Богородицы вскрыты раскопками. Исследования показали, что фундамент настолько крепок, что на нем возможно повторное строительство.
И еще в монастыре ведется строительство нового храма, который предполагается освятить во имя святого Серафима Саровского. В небе над возрождаемым из руин монастырем часто можно увидеть парящего орла: эти птицы поселились на соседних скалах вскоре после того, как были подписаны документы об отводе земли под монастырь. Так и живут здесь, летают.
Все больше паломников приходят в святую обитель, хотя дорога к ней, ведущая через военную часть, закрыта. Возрожденный Кизилташский монастырь непосредственно граничит с территорией воинской части, и отделен от нее плотным заграждением из колючей проволоки. Верующим приходится пользоваться обходной тропой. С января 2009 года указом Министра обороны Украины Ю.И. Еханурова категорически запрещен проход и проезд по территории части не только для паломников, но и для братии монастыря. Тоненькая горная тропинка осталась единственной нитью, связывающей монастырь с внешним миром.
А что же военный городок «Феодосия-13»? 28 июля 2007 свой первый день рождения отметил поселок Краснокаменка. С этой даты принято считать, что бывший военный городок стал обычным населенным пунктом, расположенным в живописном ущелье Кизилташ. Приехать сюда можно из Феодосии обычным рейсовым автобусом, на котором прикреплена табличка с безликим названием «Урочище».