Одна из самых древних русских деревянных культовых построек, сохранившихся до нашего времени — Лазаревская церковь б. Муромского монастыря. Она находилась на юго-восточном берегу Онежского озера. Как гласит предание, церковь была построена в XIV в. иноком Лазарем, основателем монастыря. В 1960 г. ее перевезли в Кижский заповедник. Сооружение это является типичной клетской церковью. Подобные церкви и часовни были весьма распространены в Заонежье вплоть до начала XVIII в. Лазаревская церковь невелика по размерам: ее длина равняется 8,8 метра, ширина 3,6 метра. Церковь состоит из трех клетей, каждая из которых покрыта кровлей на два ската. Средняя клеть имеет небольшую главку. Стены срублены «в обло». Церковь эта напоминает отчасти хозяйственную постройку. Не случайно клетские часовни часто в народе, особенно на юге Архангельской и Вологодской областей, называли «амбаронками». От амбаров они отличались только тем, что на коньке кровли находился барабанчик с луковицей.
Внутреннее убранство Лазаревской церкви мало изменилось и поэтому представляет значительный интерес как пример решения интерьера в маленьких и тесных помещениях. Часовни такого типа, вероятно, были весьма распространены на Севере в XIV—XV вв. и особенно в небольших селениях.
В Лазаревской церкви каждый вошедший в сени обращает прежде всего внимание на стену с дверью, ведущей в главное помещение. В неглубоких полутемных сенях кажется, что стена срублена из бревен гигантской толщины. Это впечатление усиливается узкой массивной дверью. Простая, обрамленная в толстую рубленую оправу — колоду и приподнятая над полом на одно бревно, дверь является одним из главных элементов внутреннего убранства. Основной элемент интерьера церкви — насыщенный по цвету иконостас, освещенный боковыми окнами.
Тябловый иконостас не совсем обычен. Он состоит из двух ярусов: верхнего «деисусного» и нижнего — «местного». Большинство икон написано в XV—XVI вв. Особенно привлекают красивые по цвету и тонкие по письму иконы верхнего ряда, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и миниатюрные царские врата. Чтобы зрительно увеличить высоту помещения, на их створках, весьма удлиненной формы, написаны во весь рост фигуры Василия Великого и Иоанна Златоуста. Художник отказался от более распространенного сюжета с четырьмя евангелистами, так как это было связано с расчленением плоскости створок на квадратные клейма.
из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
Церковь Воскрешения прав. Лазаря — один из древнейших памятников деревянного зодчества России. По преданию, построена в XIV в. прп. Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря, расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера в 40 км к югу от райцентра и 84 км на юго-восток от острова Кижи. В XVI в. к церкви были пристроены сени. Храм находился в 200 м к северу от монастыря, в кладбищенской роще. Со временем церковь стала одной из главных святынь обители. Среди местного населения и паломников, приходящих в монастырь, древнейшая церковь слыла «чудодейственной целительницей от недугов». В 1886 г. над храмом был построен деревянный футляр-реликварий, при этом поздний притвор (сени) был разобран. В 1954 г. архитектором А.В. Ополовниковым был составлен проект реставрации церкви. В 1959 г. она перевезена на остров Кижи и отреставрирована с восстановлением притвора XVI в. Постройка относится к клетскому типу, состоящая из трёх различных по высоте клетей. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном. К числу наиболее архаичных приёмов и конструктивных элементов храма относятся: способ рубки углов «в простую чашу», когда выборка паза не в верхнем, а в нижнем бревне, что приводило к затеканию и скоплению воды в пазах; наличие волоковых окон; трёхкосящая дверь из притвора в храм и другое. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв. По материалам музея-заповедника «Кижи»
Почтенная датировка церкви (до 1390 г.) основана на предании и на дате смерти преп. Лазаря.
Преподобный Лазарь, прiобщившись св. тайнъ тѣла и крови Христовой, воздалъ братiи послѣднее цѣлованiе и благословенiе, простеръ руки свои къ небу и предалъ душу свою ко Господу. Братiя, обрядивши честное тѣло, съ пѣнiемъ псалмовъ, погребли его въ томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ преподобный поставилъ животворящiй крестъ, за олтаремъ церкви Воскрешенiя Лазаря друга Божiя. Преставился пр. Лазарь 8 марта 1391 года, на 105 году отъ рожденiя. Время уничтожило всѣ вещественные и письменные памятники и лишь деревянная церковь, возлѣ которой, за олтаремъ, въ часовнѣ погребенъ преподобный, какъ говоритъ преданiе, есть та самая, которую строилъ святый отшельникъ. Церковь эта небольшая; состоитъ изъ сѣней, храма и алтаря; свѣту въ ней мало, такъ какъ окна небольшiя; въ алтарѣ потолка нѣтъ, а одна крыша. Она довольно прочная, потому что по поперечинамъ наложенъ толстый рядъ бересты и затѣмъ прибиты доски. Церковь бѣдна даже и иконами; ихъ всего не болѣе 5; даже храмовая икона, поставленная на стѣнѣ у клироса, не болѣе 2 четвертей въ квадратѣ и неукрашена, какъ это бываетъ въ другихъ храмахъ, особенно столь древнихъ. Одежды на престолѣ, жертвенникѣ и завѣса холщевыя, равно и священническая фелонь. Въ церкви хранятся деревянные сосуды крашеные, съ приличными изображенiями: потиръ, дискосъ и два блюдца для проскомидiи. На нихъ преподобный Лазарь приносилъ безкровную жертву. Лѣсъ, изъ котораго построена церковь, довольно твердый, рудовой, какъ говорятъ здѣсь. Трудно сомнѣваться, что церковь эта не могла сохраниться такъ въ теченiи слишкомъ 500 лѣтъ. Во времена преподобнаго Лазаря можно было сдѣлать выборъ хорошаго матерiала для постройки; кромѣ того, грунтъ, гдѣ стоитъ церковь, сухой, изъ намытаго озеромъ песку, непромерзающiй даже зимою. На древность постройки указываютъ сохранившiяся въ паперти двери, которыя были при входѣ въ церковь. Они не были навѣшены на петляхъ, а врублены концами (пятами) въ стѣны. Наконецъ самая минiатюрность постройки и недостатокъ желѣза свидѣтельствуютъ, что строили церковь при самыхъ скудныхъ средствахъ, небольшимъ числомъ братiй. Церковь Лазаря находится въ настоящее время внѣ монастырской ограды, въ вѣковой рощѣ, которая носитъ названiе Лазаревой; въ ней погребаются умершiе. Роща эта въ послѣднее время обнесена деревянною оградой.
Фрагмент из: Петров К., д. чл. губ. ст. ком. Муромский монастырь // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 99
Церковь Воскрешения Лазаря в музее-заповеднике Кижи в республике Карелия является самой древней из всех сохранившихся до нашего времени памятников архитектуры деревянного зодчества. Построена преподобным иноком Лазарем, стала первой постройкой Муромского монастыря, располагавшегося на восточном берегу Онежского озера. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала главной достопримечательностью монастыря. В 1919 году на месте Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна имени Троцкого. В 1945 году — дом инвалидов. Церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1954 году были произведены замеры храма и архитектором А.П. Ополовниковым составлен проект реставрации сооружения. В 1959 году церковь разобрали и перевезли в Кижи. Здесь и проводилась полная реставрация церкви. В ней сохранился иконостас, представленный 17 иконами XVI-XVIII веков, он состоит из местного и деисусного рядов, включая северные пономарские двери и царские врата. Это древнейший тип двухъярусного иконостаса.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/