Кижи, остров. Музей-заповедник «Кижи». Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте.

Покровская «теплая» церковь построена рядом с «холодной» Преображенской. Службы в ней начинались с Праздника Покрова (1/14 октября) и продолжались до Пасхи. Считается, что Покровская церковь построена на 50 лет позже Преображенской – в 1764 году. Правда, в последнее время эта дата подвергается сомнению. В самом конце 17 века от удара молнии произошел пожар, уничтоживший все кижские церкви. Вскоре была построена новая церковь с теплым Никольским приделом внутри, т.о. зимняя «теплая» Покровская церковь превратилась в летне-зимнюю, т.к. теперь состояла из «холодного» храма и «теплого» Никольского придела в трапезной. Придел Николая Угодника просуществовал недолго и был разобран в 1865 году. Его фрагменты сохранились в современном интерьере Покровской церкви.
Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами.
В основе Покровской церкви — четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны.
Объемно-пространственная структура Покровской церкви принадлежит к распространенному типу «восьмерик на четверике с трапезной». Крыльцо одномаршевое ассиметричное. Вход в церковь ведет в сени, оттуда в трапезную, потом в саму церковь. Церковь образует, таким образом, в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами.
Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Ныне существующий сделан при реставрации в 1950-е годы, по образцу старинных иконостасов, он собран из заонежских икон 17 – начала 18 веков.
Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.
Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.
Вторая церковь — Покровская, 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.
Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.
В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.
http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5/

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего «соседа». Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмыКижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста — Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение — «отголосок», своеобразное архитектурное «эхо».
При ремонте 1860-х годов Покровская церковь обшивается тёсом, которая была снята только в конце 1950-х годов, благодаря предпринятой реставрации по проекту московского реставратора А. В. Ополовникова. В 1865 году Покровский храм лишается Никольского придела, существовавшего в ней изначально, и разбирается «из-за тесноты». Основной объём храма представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый восьмискатной крышей с малыми главками на малых же восьмериках. Восемь главок сгруппированы вокруг несколько большей по размеру девятой, что придаёт завершению Покровской церкви нечто от венца или короны. Этот восьмерик на четверике связывает в единый комплекс придел алтаря с дополнительной главкой, трапезную, сени и крыльцо.
С ХVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная Покровской церкви — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и проч. В более позднее время в трапезной проходили занятия церковно-приходской школы. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви расположены лавки, в углах её находились печи. В сенях ныне расположена небольшая выставка, посвящённая Кижскому восстанию 1769-1771 гг. По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровского храма тождественно крыльцам крестьянских домов — та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба «в обло», и высокий подклет, и безгвоздёвая крыша с потоками, причелинами и полотенцем. Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно.
Особенно серьёзным явилось поновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причём в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделяющую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили. В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту А. В. Ополовникова и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью «изгладить» память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы её видны и теперь.
Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова — научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма ХVII-ХIХ веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой пол. ХVII века были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка «Древнерусская живопись Карелии» из фондов музея-заповедника «Кижи». Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м. Материал — сосна, осина.
В настоящее время Покровский храм используется совместно РПЦ и музеем. Раньше «зимний» храм отапливался, службы в нём проводились с 1 октября и до Пасхи. Богослужения вновь проводятся в летнее время с 1997 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №8, 2012 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?