Кисловодск. Собор Николая Чудотворца (утраченный).

В 1824 году у Кислого колодца начали возводить Кисловодскую крепость. Одна из комнат была приспособлена под церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма, строительство которого закончилось в 1888 году. В 1936 году собор был взорван (приказ об отмене взрыва опоздал на 2 дня) и возродился только 27 марта 1991 года. Закладка собора в честь Святителя Николая состоялась 12 сентября 1993 года. В соборе одна из самых почитаемых икон — храмовая икона Святителя Николая, чудом сохранившаяся в 1936 году.

Златоглавый Свято-Никольский собор имеет долгую, почти двухвековую историю. При создании в середине 1820-х годов Солдатской слободки обширное место между ней и кисловодской крепостью было отведено под Базарную площадь, где ежедневно собиралось множество людей, местных и приезжих. Помимо оживленной торговли здесь происходил обмен новостями, оглашение важных указов, массовые собрания и празднества, а также публичные наказания. На площади проводились смотры и военные парады местного гарнизона. Она была настоящим центром общественной жизни растущего селения.
На протяжении долгих лет Солдатская слободка не имела постоянного храма. Вероятно, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая православная церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А.В. Суворова.
К началу 1830-х годов стала ощущаться настоятельная потребность приходского храма для быстро растущей Солдатской слободки. В 1833 году пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, видимо, исполняя некий святой обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. По первому браку благодетельница была женой известного георгиевского аптекаря Ивана Соболева, исследователя и первопоселенца Горячих Вод, помощника доктора Ф. Гааза. Рано овдовев, богатая домовладелица к 1818 году вышла замуж за подполковника Василия Толмачева, предводителя георгиевского дворянства.
Проект небольшого деревянного храма на сотню человек на основе «образцовых планов» составил опытный архитектор КМВ Джузеппе Бернардацци, который вместе с братом Джованни также и наблюдал за его постройкой в 1834 году. Деревянный однокупольный храм, обшитый досками, представлял собой простую однонефную базилику с двухскатной крышей и высоким световым куполом. Церковь была строго ориентирована по линии запад-восток. Новая приходская церковь была освящена во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского, небесного покровителя царствующего в то время российского императора Николая Первого, хотя некоторое время ее называли просто «церковью Толмачевой». Известно, что у правого клироса церкви находился большой образ «Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного» в вызолоченном окладе и с надписью на финифти. Этот образ был пожертвован анонимным посетителем Кислых Вод еще в 1831 году. Среди икон было несколько подаренных в благодарность от исцеленных местными минеральными водами.
Первым настоятелем этой церкви стал священник Иоанн Смыслов, которому вскоре было отведено место для постройки дома рядом с храмом. В середине XIX века протоиереем был вдовец Стефан Носичевский, трагически потерявший жену и 7 детей. Деревянная церковь прослужила более полувека, играя важную роль в духовной жизни слобожан. В июле-августе 1858 года в Кисловодске лечился известный епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне прославленный как российский святой. Он несколько раз посещал Никольскую приходскую церковь, выступая с поучением к простому народу. А в августе 1877 года в храме отпевали известного русского поэта Дмитрия Петровича Ознобишина (1804-1877), который погиб в Кисловодске, выпав из опрокинувшейся конной коляски. Он не раз лечился в Кисловодске и посвящал ему стихи. Тело талантливого поэта, внука и наследника знаменитого грека Варвация, было захоронено на местном кладбище, а позднее перевезено в фамильный склеп симбирского поместья Ознобишиных.
С увеличением прихода в слободке Кисловодской маленькая церковь становилась все более тесной. Уже к 1850 году по праздничным дням она с трудом вмещала и половину прихожан. Слобожане решили построить новый каменный храм, рассчитанный на 500 человек. Однако сбор пожертвований шел очень медленно. Лишь к концу 1879 года была, набрана сумма, достаточная для начала строительства каменной церкви. 4 декабря 1879 года слободская община решила начать сооружение нового храма ранней весной 1880 года, сразу после утверждения проекта и сметы церкви Строительным отделением Терского областного правления во Владикавказе и получения разрешения Кавказского епископа в Ставрополе. Ходатаем кисловодчан выступил благочинный о. Димитрий Попов. Тогда же слободское общество избрало трех попечителей по постройке церкви, которые немедленно приступили к делу, начав подготовку к подрядным торгам. Одним из попечителей был казачий полковник Илья Сафонов. Летом 1880 года начальник Терской области генерал А.П. Свистунов одобрил инициативу Кисловодскиx поселян и заявил, что «новую церковь приличнее всего поставить на мосте крепости, где находились казармы артиллерийской части, ибо тогда изящной архитектуры храм служил бы лучшим украшением курортного парка».
Строительство началось только весной 1883 года, после дополнительного сбора средств и получении разрешении гражданских и духовных управлений. Сооружение каменного храма началось рядом со старой деревянной церковью, которая позднее была разобрана, передана казакам станицы Михайловской.
Строительством нового храма руководил военный инженер полковник В.И. Афиногенов, который, возможно, был и автором утвержденного проекта. С целью удешевления стоимости постройки производство кирпича для храма в местных условиях наладили грек Е.К. Топалов и осетин Дзасохов. Спустя пять лет сооружение храма было завершено. Его освящение состоялось 22 октября 1888 года. Среди почетных гостей, приглашенных на освящение, был и областной архитектор М.А. Сурмиевич. В этом году Россия отмечала 900-летие принятия христианства на Руси. Отделка храма продолжалась еще несколько лет. Говорят, что в художественном оформлении новой церкви участвовали известные русские художники. Храм имел три придела. Главный был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, южный — Михаила Архангела, а северный — Благоверного Великого князя Александра Невского. Юго-восточнее от входа находилась деревянная двухъярусная колокольня под четырехскатной крышей.
Трехъярусный крестово-купольный кирпичный храм на каменном основании был сооружен в так называемом «византийском» стиле. Он имел почти кубический объем, на пониженных углах которого располагались небольшие звонницы. Главный купол на световом барабане находился на пересечении двух основных цилиндрических сводов (рукавов) храма. Подкупольные барабаны были оформлены в виде высоких арок на его гранях. Все главы с крестами были грибообразной формы. Западный и боковые фасады имели высокие арочные порталы с архивольтами (закомары). К порталам прилегали низкие крыльца с двухскатной крышей. Верхние ярусы фасадных порталов были украшены проемами в виде аркад и разделялись выступающим, карнизом. Средний ярус по всему периметру здания был декорирован сдвоенными полуколоннами. По углам здания были прорезаны узкие арочные окна. Восточный алтарный фасад имел многогранную апсиду. Наружные стены храма были оштукатурены, отчего храм часто называли «белым». Его купола были небесно-голубыми.
Место прежней церкви было ограждено и засажено деревьями. Часть тенистого сквера занимал дом священника, а также некрополь, где погребались местные священнослужители и наиболее известные прихожане. Среди последних здесь находись семейные погребения Сафоновых и Ярошенко, которых отпевали в этой церкви. Многие кисловодчане были здесь крещены, повенчаны и отпеты.
В 1900-1901 г.г. западнее церкви была сооружена отдельно стоящая пятиярусная каменная колокольня, оформление и размеры которой полностью соответствовали архитектурному стилю и пропорциям церкви. Вероятно, автором проекта колокольни был терский областной архитектор Ф. А. Ковалев. Колокольня и церковь, находящиеся на одной оси симметрии, составляли единый ансамбль. Весной 1915 года городской архитектор Д. Т. Шантгай составил проект на соединительную постройку от входа в храм до колокольни. Но осуществлен этот интересный проект не был.
К 1908 году большой трехпридельный храм с колокольней получил статус собора. Настоятелями храма до 1917 года были священники Димитрий Семяновский, Гавриил Покровский, Александр Касимов и другие. Протоиерей Петр Стефановский служил в Никольском соборе до его разрушения. При храме был собран прекрасный хор, которым руководил регент А.П. Полтавцев. Летом 1902 года в церкви состоялось второе венчание известного русского художника М.В. Нестерова. 13 июня 1905 года здесь отпевали известного русского писателя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), умершего на кисловодской даче брата. В апреле 1915 года в соборе отпевали протоиерея Алексия Петровича Мальцева (1854-1915), выдающегося русского священника, сыгравшего большую роль в укреплении Русской православной церкви в Западной Европе, основателя берлинского Православного братства во имя святого князя Владимира. Он скончался в Кисловодске 15 апреля 1915 года.
В сентябре 1936 года по распоряжению советской администрации кисловодский собор был взорван, а на его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко. Бывшая Соборная площадь получила название Красной. В 1950-х годах в западной части сквера, посреди огромной клумбы, был установлен типовой памятник Ленину, который простоял здесь около 20 лет.
Но свято место пусто не бывает. В конце 1980-х годов началось возрождение храма. Весной 1991 года был образован Свято-Никольский приход, который по благословению ставропольского митрополита Гедеона получил помещение для устройства временной церкви. 12 сентября 1993 года состоялась закладка нового собора. Архитектурный проект храма, похожего на прежний собор, но большего размера, разработал зодчий В.Б. Свинцицкий. Величественный двухэтажный Свято-Никольский храм на 3500 человек украшен шлемовидными куполами и достигает высоты 54 м. Боковые приделы верхнего храма освящены во имя Святителя Алексия и Благоверного Великого князя Александра Невского, небесных покровителей патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. Нижний храм посвящен Святым Ново-мученикам и Исповедникам Российским. Регулярные богослужения в нижнем храме начались с 8 февраля 1999 года, а в верхнем — со дня Пасхи 2000 года.
С.В. Боглачёв и С.Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска»

1. Гарнизонная деревянная церковь, 1803 г.
Первую деревянную церковь в крепости Константиногорской у источника Нарзан поставили сразу же при основании, в 1803 году. В ней была устроена гарнизонная церковь, посвященная святому Николаю Угоднику, для расквартированных тут военных чинов. Кстати, и сегодня собор расположен буквально в сотне метров от исторической крепости. По некоторым данным, эта церковь представляла собой длинное одноэтажное деревянное здание, возведённое из лесных пород деревьев, в изобилии росших вблизи крепости. Стены снаружи и изнутри были гладкими, без украшений. Двухскатная тесовая кровля служила потолком, посередине её высился четырёхгранный шатёр, увенчанный крестом. В воскресные и праздничные дни и накануне их, богослужения в храме совершались единственным священником с псаломщиком, пел хор из солдат. Эта церковь просуществовала до 1830-х годов.
По другим сведениям, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А.В. Суворова.
2. Приходская деревянная церковь, 1834 г.
Вокруг крепости, с момента её сооружения, стали селиться солдаты, отслужившие службу. По мере того, как распространялась слава о Кислом источнике, росло число посетителей нового курорта, для которых строились дома. Так маленькая оборонная крепость выросла в Кисловодскую слободу. Появилась необходимость строительства более просторного храма.
В 1824 году новый главнокомандующий войсками Северо-Кавказской линии, генерал А.П. Ермолов обратился с просьбой о создании проекта храма к братьям Иоанну и Иосифу Бернардацци — главным устроителям Кавминвод. При проектировании церкви архитекторы использовали созданные ими зарисовки храмов древних алан и их описание. Проект небольшого деревянного храма на сотню человек на основе «образцовых планов» составил Иосиф Бернардацци, который вместе с братом также и наблюдал за его постройкой.
В 1833 году пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, вероятно исполняя обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. Деревянная церковь на обрывистом берегу реки Ольховки была возведена в 1834 году. Храм был освящен архимандритом Товией во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царствующего императора Николая Павловича. При этом новый храм некоторое время назывался в народе «церковью Толмачевой».
Николаевская церковь, ставшая украшением Кисловодской слободы, возводилась без применения гвоздей. В XIX веке железо на Кавказе не изготавливалось, поступало в малом количестве, и было очень дорогостоящим. Поэтому церковь возводилась с помощью топора и пилы. В плане она имела форму креста с удлинённой западной стороной.
Накладные украшения стен, составленные из деревянных планок, повторяли в разных вариациях геометрические фигуры, окаймляли кружевной отделкой все наружные стены. Это придавало церкви особую нарядность. Величественность храма подчёркивалась двумя куполами, венчающими барабан центральной части и колокольню. На барабане высился восьмигранный шатёр с небольшой луковкой и крестом. Центральный купол занимал доминирующее место в облике церкви, а второй, точно такой же шатёр на колокольне, дополнял его. Церковь, окрашенная в светло-серые тона, выделялась на фоне зелени парка и покрытых лесом гор.
На внутренних стенах, окрашенных белой с голубизной краской, размещались небольшие иконы в окладах, перед которыми теплились лампады. Иконостас церкви был трехъярусный, деревянный, окрашенный в белый цвет, с золоченым растительным резным орнаментом. Иконы для иконостаса был написаны монахами Троице-Сергиевой Лавры. Более полувека богослужения совершались в обновленной Никольской церкви. Первым настоятелем деревянного храма стал священник Иоанн Смыслов, которому вскоре было отведено место для постройки дома рядом с храмом.
В июле-августе 1858 года когда святитель Кавказский Игнатий (Брянчанинов) лечился в Кисловодске, он несколько раз посещал Никольскую церковь и говорил поучения простому народу. Более полувека в церкви совершались Богослужения, за это время во много раз увеличилась численность населения слободы. Уже к 1850 году по праздничным дням она с трудом вмещала половину прихожан. Встала острая необходимость в строительстве нового каменного храма.
3. Каменный храм с колокольней, 1888-1900 г.г.
Слободское правление организовало сбор средств среди населения для постройки собора, но поначалу он шел очень медленно. Со временем пожертвования также стали приходить из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов от благодарных больных, нашедших на Кислых водах исцеление от своих недугов, и в итоге покрыли 80% всех расходов. К концу 1879 года была набрана сумма достаточная для начала строительства каменной церкви.
В конце 1879 года благочинный протоиерей Димитрий Попов обратился в Кавказскую духовную консисторию за разрешением на строительство нового храма. Летом 1880 года начальник Терской области генерал А.П. Свистунов одобрил почин кисловодчан. В 1881 году кисловодское общество подготовило обращение к епископу Кавказскому Герману с такой же просьбой. К прошению прилагался план будущего собора и смета на 50 000 рублей серебром. В конце обращения, где стояли подписи генерал-лейтенанта Коханова, генерал-майора Сафонова, камергера Кривошеева и полковника Аглицова говорилось: «Возведение храма необходимо как для нужд больных, прибывающих на группу, так и для украшения группы».
В 1883 году было получено разрешение на постройку собора в центре слободской площади. По всей вероятности проект пятикупольного Николаевского храма был составлен известным в России архитектором Владимиром Игоревичем Грозмани, который с 1874 г. был старшим архитектором Терской области. Строительство началось весной 1883 года под руководством военного инженера полковника В.Н. Анфиногенова.
Сооружение каменного храма началось рядом со старой деревянной церковью, которая позднее была разобрана и передана казакам станицы Михайловской. Грек Е.К. Топалов и осетин Дзасохов организовали производство кирпича из местной белой глины специально для строительства храма. Попечителем строительства был казачий генерал Илья Иванович Сафонов — отец всемирно известного музыканта Василия Ильича Сафонова.
Трехпрестольный трехъярусный Никольский собор повторял план пятиглавого храма, выработанный в XII веке зодчими Владимира, и был сооружен в визмнтийском стиле. Стены собора были сложены из кирпича на мощном каменном фундаменте. Он имел почти кубический объем, на пониженных углах которого располагались небольшие звонницы. Главный купол на световом барабане находился на пересечении двух основных цилиндрических сводов (рукавов) храма. Подкупольные барабаны были оформлены в виде высоких арок на его гранях. Все главы были грибообразной формы. Западный и боковые фасады имели высокие арочные порталы с закомарами. К порталам прилегали низкие крыльца с двухскатной крышей. Верхние ярусы фасадных порталов были украшены проемами в виде аркад и разделялись выступающим, карнизом. Средний ярус по всему периметру здания был декорирован сдвоенными полуколоннами. По углам здания были прорезаны узкие арочные окна. Восточный алтарный фасад имел многогранную апсиду. Снаружи и внутри стены были оштукатурены светло-серым цементом, за что в народе храм стали называть «белый собор». Купола были небесно-голубыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек.
Строительство завершилось в 1888 году, и 22 октября того года собор был торжественно освящён. Место прежней, разобранной церкви было ограждено и засажено деревьями. Так образовался церковный сад, в котором стоял и дом священника. Вокруг храма возникли соборная площадь, а за алтарной частью — некрополь, где стали погребать священнослужителей и видных благочестивых мирян. При этом внутренняя отделка храма продолжалась еще несколько лет после его освящения. Несмотря на внушительные размеры, трехпрестольный Никольский собор не казался тяжеловесным. Его архитектурный облик, впитавший несколько архитектурно-церковных стилей, гармонировал с архитектурой курорта.
Главный престол храма был посвящён святителю Николаю Чудотворцу, приделы — южный Архистратигу Божию Михаилу, а северный — благоверному великому князю Александру Невскому. Все три иконостаса были деревянные, резные, покрытые позолотой. Амвоны имели металлические ограждения высотой до метра, окрашенные в белый цвет. В алтаре, над престолом, была установлена позолоченная сень, поддерживаемая четырьмя резными столбами. Такая же сень, но меньшего размера, находилась над жертвенником. В соборе стояли большие металлические подсвечники с пудовыми свечами, многочисленные киоты, хоругви — всё это придавало торжественность и неземное величие храму.
Внутри храм был богато расписан. Здесь же находилось изображение Богоматери с картины В.М. Васнецова, выполненное местным художником, преподавателем Пятигорской мужской гимназии Краснуха. В росписи собора принимали участие русские художники: братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров. В соборе звучали голоса великих певцов России Ф.И. Шаляпина и М.В. Собинова.
Юго-восточнее от входа собора изначально находилась деревянная двухъярусная колокольня под четырехскатной крышей. В 1900 году с западной стороны собора, на одной оси симметрии, была сооружена пятиярусная колокольня, архитектурно соответствовавшая стилю собора, с двумя открытыми верхними площадками на четвёртом и пятом ярусах. Пятый ярус предназначался для огромного колокола, который так и не был заказан. Все же остальные колокола разместились на площадке четвёртого яруса. Здесь имелось восемь колоколов разного размера и веса. Самый большой весил около 750 пудов. Вероятно, автором проекта колокольни был терский областной архитектор Ф.А. Ковалев. Собор и колокольня располагались у городского сквера и были окружены церковным садом.
К 1908 году храм получил статус собора. При нем был собран прекрасный церковный хор под руководством регента А.П. Полтавцева. В разное время в соборе также звучали голоса великих певцов России Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова.
Весной 1915 года городской архитектор Д.Т. Шантгай составил проект на соединительную постройку от входа в храм до колокольни, но этот проект не был осуществлён.
Вокруг храма возникли Соборная площадь и некрополь, где были погребены священнослужители и благочестивые миряне — митрофорный протоиерей Наум, протоиерей Гавриил Покровский, иеромонах Киево-Печерской Лавры Иезекииль, священник Алексий Палисадов, священник Пётр Кудряев. В ограде собора покоились многие выдающиеся люди России. Один из них — известный художник Николай Александрович Ярошенко, дом которого, «Белая вилла», находился рядом с собором. Памятник, установленный на могиле Н.А. Ярошенко, является произведением искусства конца девятнадцатого века. Отливку в бронзе скульптурного портрета в Санкт-Петербурге делали в мастерской А. Морана. В некрополе был похоронен и великий российский музыкант, композитор и дирижёр Василий Ильич Сафонов вместе с родителями. На склепе были расположены надгробия в виде трёх крестов. Первые два, из белого мрамора, принадлежали отцу и матери композитора, третье, из чёрного лабрадорита, такое же по форме, но ниже предыдущих, принадлежало самому композитору Сафонову.
В апреле 1915 года в Свято-Никольском соборе отпевали протоиерея Алексия Петровича Мальцева, выдающегося русского священника, сыгравшего большую роль в укреплении Русской Православной Церкви в Западной Европе, основателя Берлинского Православного братства во имя святого великого князя Владимира. Он скончался в Кисловодске 15 апреля 1915 года, но в некрополе погребён не был.
В разные годы в храме Святителя и Чудотворца Николая совершали Богослужения священники Димитрий Семяновский, Стефан Носичевский, Гавриил Покровский, Александр Касимов, Иоанн Смыслов, Иоанн Перевозовский. Протоиерей Пётр Стефановский и священник Димитрий Гливенко, в 2001 году прославленный в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских, служили в храме до его закрытия.
В конце 1920-х годов собор оказался в руках обновленцев, а во время богоборчества, в начале 30-х годов, Свято-Никольский собор был закрыт.
1 сентября 1936 года по распоряжению советской администрации собор взорвали. На его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко, а Соборная площадь получила название Красной. В 1950-х годах в западной части сквера, посреди огромной клумбы, был установлен типовой памятник Ленину, который простоял здесь около 20 лет.
4. Воссозданный каменный собор, 1993-2008 г.г.
В апреле 1991 года в городском сквере, на месте будущего собора был воздвигнут крест с надписью: «Во славу Святой и Единосущной и Нераздельной Троицы, по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, Митрополита Ставропольского и Бакинского, на этом месте имеет быть воссоздан православный собор в честь и память Святителя и Чудотворна Николая. В ознаменование будущего бытия храма водружена сия красота церкви — Святой Крест. В лето 1991 апреля 14 дня».
Через два года был заложен первый камень нового собора. 22 мая 2008 года совершилось великое освящение собора. Чин совершили митрополит Калужский Климент и архиепископ Ставропольский Феофан с сонмом духовенства при стечении тысяч верующих.
«Живоносный источник» — официальный сайт Кисловодского благочиния, историческая справка, http://jivonosniy-istochnik.ru/index.php/2012-03-21-20-38-48-9/sobor-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa/istoricheskaya-spravka; http://drevo-info.ru/articles/22308.html и другие источники

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?