Кишинёв. Кафедральный собор Феодоры Сихлской.

Здание однонефное, с трехчастным делением, имеет осевую композицию. Доминирующее положение занимает восьмигранный выступающий за пределы стены неф, который увенчан высокой шатровой кровлей и главкой. Первый этаж решен в виде древнерусского крыльца, второй — в виде палаты. Богато декоративное убранство капеллы: стены сложены из двухцветных блоков известняка, красиво оформлены арочные проемы, колонны, карниз, чугунные решетки. Главки по периметру барабана украшены закомарами, развитыми поясами карниза. Перекрытие центральной главки в форме луковицы выполнено в виде объемной чешуи.

Источник информации — kishinev.info

Бывшая капелла женской гимназии находится на ул. Пушкина и построена в 1895 году по проекту выдающегося зодчего Александра Бернардацци. Вдохновляясь шедеврами мирового зодчества и творчески применяя их декоративные элементы к местным условиям, Бернардацци сумел создать в Кишиневе здания, уникальные по своей архитектуре. Они сыграли огромную роль в истории формирования центра нашего города. Создавая их, архитектор демонстрировал высокий профессиональный уровень, на который следовало равняться при дальнейшей застройке города. По этому поводу Александр Бернардацци писал: «Раз признано, что произведения искусства отвечают глубокой, прирожденной человеку потребности, отрывая его от будничной сутолоки, они переносят его в иную безмятежную сферу, в иной круг мыслей и побуждений, и тем просветляют, радуют его душу». Радует душу и церковная капелла, построенная в стиле итальянской и славянской архитектуры.

Два входа со стороны главного фасада устроены выступающими, хорошо просматриваемыми парадными террасами с колоннадой из известняка-ракушечника. Такое решение главного фасада подсказано выходом царкви непосредственно на тротуар улицы. Несмотря на надостаточность площади, зодчий нашел удачное решение для объединения помещений женской гимнами и капеллы, представляющих единое целое. Однонефное здание капеллы делится на три части. Главенствующее положение занимает восьмигранный, выступающий за пределы стены неф, который увенчан высокой шатровой кровлей и куполом. Богато декорировано убранство капеллы: стены сложены из двухцветных блоков известняка, красиво оформлены арочные проемы, колонны, карниз, чугунные решетки. Купола луковичной формы, венчающие фасады башенки, перекрытие центральной главки, выполненное в форме луковицы в виде объемной чешуи, подчеркивают монументальный характер здания.

Трагическую и счастливую историю жизни здания поведал настоятель и протоирей церкви Св. Теодора Тирона и Св. Теодоры из Сихлы Иоан Чунту. Церковь, деньги на строительство которой были пожертвованы княгиней Вяземской, до 1944 г. находилась под покровом румынской патриархии и носила имя Св. Теодора. В годы воинствующего атеизма в церкви был организован спортзал, а затем музей атеизма. В 1974 году была проведена реставрация здания, но вместе с этим был заложен бетоном алтарь, уничтожены фрески.

В 1993 году произошло возрождение церкви, онд возвратилась в лоно Бессарабской Митрополии. В год ее открытия произошла канонизация Св. Теодоры из Сихлы (родом она из Вынзторь-Нямц тех мест, где родился Ион Крянгэ). Гюэтому к имени Се. Теодора Тирона, покровителя этой церкви, прибавилось и имя Се. Теодоры.В 1995 г. церковь торжественно отмечала 100-летие со дня основания. На церемонии присутствовали 100 священнослужителей из Молдовы и Румынии. Незадолго до юбилея из Румынии был приглашен специалист по фресковой живописи Георге Енаки, который заново расписал церковь. В четырех ее нишах изображен Штефан чел Маре с крестом в руке, призывающий к вере и доброте. Рядом — его духовный наставник Данила Сихастру. На противоположной стороне — Св. Тирон и Св. Теодора. В центральной части настенной росписи особо выделяются сцены Рождества и Воскресения Христова — основных событий, описанных в Евангелии. Это самые большие праздники, вместившие надежды и чаяния наших предков. Фрески были завершены в 2000 г. и тогда же освящены. Интересно, что в нашей столице это единственная церковь, в которой созданы росписи в византийском стиле в технике «эль фреско». Резной иконостас для нее выполнил известный мастер Василий из Хумулешть. Кишиневский иконописец Юрий Лунгу написал для иконостаса иконы, которые, как и фрески, выполнены в едином стиле. Итальянский канделябр, дар прихожанки Анастасии Негруцэ, украшает ныне церковный интерьер.

Источник информации — http://chisinaul.blogspot.com

Часовня 1-ой женской земской гимназии (Sf. Cuvioasa Teodora de la Sihla) была выстроена в 1895 г. по проекту Александра Бернардацци на средства Евфросиньи Вяземской. Освящена она была и стала использоваться только в 1922 г. (Е. Вяземская не давала разрешение на освящение давно построенной церкви).
В 1940-1941 г.г в здании часовни был открыт Музей Атеизма. Директором его стал Виктор Попович (до этого — директор Семинарии). 23 апреля 1942 г. часовня была повторно освящена.
После Второй Мировой войны капелла использовалась в качестве спортзала. В 1978 г. в здании часовни был открыт Музей Научного Атеизма, позже преобразованный в Музей Истории Религии.
С 1991 г. по сей день — в стенах бывшей часовни начинает функционировать церковь, принадлежащая Митрополии Бессарабии.
«Мой город Кишинёв»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?