150 лет назад, 6 июля 1858 года, состоялось освящение церкви во имя великомученика Феодора Тирона, известной также под названием Чуфлинская. Построена она была на средства первой гильдии купца Анастасия Чуфли в память и по завещанию его старшего брата Феодора. Одна из немногих кишиневских церквей, она продолжала действовать и в советский период. А с закрытием в конце 1950-х годов Кафедрального собора сюда была перемещена кафедра архиепископа.
Простонародное название Феодоро-Тироновской церкви до наших дней донесло имя ее ктиторов. Анастасий (1801-1870) и Феодор(1794-1854) Чуфли осели в Кишиневе в начале 1820 гг. По национальности греки (потому фамилия пишется Чуфли, а не Чуфля, как в названии улицы), братья родились в бедной семье в местечке Цепелев Эпирской провинции. Некоторые факты их биографии приведены в статье «Феодоро-Тироновская церковь», опубликованной в журнале «Кишиневские епархиальные ведомости» в 1875 году. В 1817 году братья вынуждены были покинуть родительский дом. Переселившись в Молдавию, они занялись «коммерческими делами для поддержания себя и домашних своих».В период гетерии (греческого восстания в княжествах Молдавии и Валахии), когда начались жестокие преследования греков, Чуфли «чудесным образом» спаслись. В одну из ночей турецкая полиция осадила дом, где находились братья. Попрощавшись «мысленно с родными, помолившись со слезами Богу, изливши горячие молитвы, они решились в одних легких платьях, босыми и нагими, выскочить из своей квартиры задним окном и с опасностью для жизни купить себе свободу». Подобно сотням своих соотечественников, бежавших от расправы турецких властей после поражения гетеристов, Чуфли нашли пристанище в Бессарабии. Здесь, проявив способности к коммерческой деятельности и предпринимательскую волю, братья прошли путь от мелкой розничной торговли до крупных домовладельцев и помещиков. Поначалу очень нуждались, не имея никаких средств, продавали на улицах бублики, прислуживали в кофейнях. Благодаря строжайшей экономии и «бережливости», в 30-е годы смогли купить место на Новом базаре, где за несколько лет построили заезжий двор, пользовавшийся популярностью и преуспевавший. С появлением постоянного источника доходов, братья арендовали помещичьи имения, а затем и приобрели в Бендерском уезде селение Акуй (впоследствии переименованное в Чуфлешть).Достигнув известного благополучия, Анастасий решил жениться, однако Феодор предложил подождать несколько лет, пока состояние не увеличится «на 20 тысяч червонцев». Заработав назначенную сумму, «они захотели ее удвоить, утроить». В 50-е годы Чуфли входят в число виднейших и богатейших кишиневских купцов. Феодор занимался скотоводством, Анастасий проживал больше в Кишиневе. Имея репутацию «неподкупно честного» человека, часто от купеческого сословия избирался оценщиком домовладений. Слыл гостеприимным хозяином и благочестивым прихожанином Свято-Георгиевской церкви.Громкую известность А.Чуфли приобрел, благодаря благотворительной деятельности и, прежде всего, как ктитор. Клятвенное обещание построить храм во имя своего ангела в селе Акуй Феодор взял у брата перед смертью.
Анастасий, приступив в 1854 году к исполнению обещанного, церковь решил возвести в Кишиневе. По согласованию с тогдашним гражданским и военным губернатором Бессарабии П.И.Федоровым и архиепископом Кишиневским и Хотинским Иринархом, было определено место на окраинной части города, именуемой Пески или Кавказ. Большинство населения этого предместья, состоявшего из мелких торговцев, ремесленников и городской бедноты, относилось к приходу Свято-Георгиевской церкви, расположенной на отдаленном расстоянии, и особенно нуждалось в православном храме. По проекту городского архитектора Л.Заушкевича место было выбрано в начале Московской улицы (пр. Штефан чел Маре), на возвышенности обширной площади, впоследствии названной Чуфлинская. Строительство контролировал А.Чуфли лично вместе с областным архитектором Н.Голиковым. Здание храма обошлось в 30 тысяч рублей серебром. По завершении строительства Чуфли был пожалован «благотворительный» орден св. Анны 3-й степени.
Преобразивший городскую окраину, храм стал одной из архитектурных доминант Кишинева ХIХ-начала ХХ вв. Современники отмечали, что по своему расположению, по внутреннему и наружному виду Феодоро-Тироновская церковь была одной из красивейших в городе. Построена она в византийско-русском стиле, в форме «греческого креста», с тремя большими куполами с крестами. Здание было сложено «из самого лучшего и прочного материала: стены толщиною в два аршина (более одного метра) построены из котельцов, своды — из каменных плит и жженного кирпича, внутренняя штукатурка сделана под мрамор, кровля железная. Над притвором — колокольня, на которой пять колоколов — самый большой и самый звонкий — 25 пудов. Выше колокольни находятся часы. Церковь обнесена каменною оградою с деревянною решеткою, окрашенною зеленой краской и обсажена деревьями в два ряда». В течение многих десятилетий купола традиционно окрашивались в зеленый цвет. Иконы были расписаны в византийско-русском стиле. Особенное внимание привлекал очень красивый иконостас и царские врата с изящною реьзбою. «На парусах в церкви со всех четырех сторон изображены лики пророков евангелистов и других распространителей христианства». По свидетельству первого священника и настоятеля Феодоро-Тироновской церкви Иоанна Бутука, до ее постройки «нравственное и умственное состояние прихожан находилось в большом упадке, на самой низшей степени своего развития. Вся жизнь их была связана бесчисленными суевериями и предрассудками». Новый храм имел огромное благотворное влияние «на уничтожение нравственной порчи». В середине 1870-х годов, как писал Иоанн, «все прихожане с особенным усердием посещают церковь, внимательно слушают поучения и делают посильные пожертвования».Число прихожан Феодоро-Тироновской церкви росло быстро и к концу 1870 годов возникла необходимость в большем помещении.
В разные годы были сделаны дополнения, несколько изменившие первоначальный внешний и внутренний облик здания. С обеих сторон он был расширен пристройками. Пол был углублен на полметра и перенесен престол. Храм, украшенный луковичными главами, большими и малыми гранеными куполами, казался современникам «величественным». Оригинальная архитектура, «удачно соединившая византийский и московский стили», и сегодня выделяет его среди кишиневских храмов.Бессарабия знала строителя Феодоро-Тироновской церкви и по другим крупным пожертвованиям «во благо ближнего». В завершение своего земного пути А. Чуфли составил духовное завещание, согласно которому весь капитал, нажитый собственным трудом, «благоразумным ведением торговых дел», отказу от многих жизненных благ, должен был быть употреблен (кроме сумм, назначенных немногим родственникам и частным лицам) на исключительно благотворительные цели в Греции (две трети доходов от имущества) и в Бессарабии (одна треть). На доходы от недвижимого имущества Чуфли и проценты с положенного в банк капитала были учреждены в Кишиневе:- именные стипендии для бедных гимназистов и студентов,- оплачивались места для неимущих больных в городской больнице,- содержалось приходское училище,- выдавались пособия различным учебным заведениям. На ремонт церкови назначалось ежегодно 150 руб. серебром и 50 руб. — причту на поминание ктиторов.Кроме того, душеприказчиками выдавались по мере надобности денежные средства на обновление иконостаса, реконструкцию помещения. В церковной ограде был установлен мраморный памятник с изображением ктитора. За пожертвования местным учреждениям Чуфли был награжден орденом св. Станислава 3-й степени и званием потомственного почетного гражданина. «Имя его никогда не умрет для края», писалось в некрологе Чуфли. Фраза оказалась пророческой.
Источник информации — «Молдавские Ведомости» (16 июля 2008).