Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 году. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь — с тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор. Крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма — западной, северной и южной — устроена каменная крытая галерея. Престол один — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Источник: О. Пэнэжко «Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области». 2008.
Все храмы монастыря обнесены сплошною каменною оградою с башнями на 3 углах. Святые ворота в ограде, с высоким верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря. За оградою с северной стороны имеется каменная часовня, которая устроена над колодцем, ископанным, по преданию, преп. Сергием.
Причта при церкви по штату положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Содержание свое причт получает: от процентного капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора – 10 000 руб., частью другими благотворителями, от служб и требоисправлений. Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес., сенокосной 3 дес. 310 кв. саж. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двухэтажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.
В приходе имеются два двухклассных министерских училища мужское и женское: первое содержится на средства города, а второе на проценты с капитала в 24 000 руб., пожертвованного в память 25-летия царствования императора Александра II А.А. Соловьевым. В приходе по клировым ведомостям числится 1345 душ муж. пола и 1513 жен.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в сотной выписи 1562 г., как каменная церковь. Были ли какие-либо существенные переделки церкви за время ее существования, сведений не сохранилось; известно только, что прежде бывший престол в честь царя Константина не существует, не упоминается он и в описи церкви, сделанной в 1764 г.
Благовещенский храм по архитектуре сходен с Троицким храмом в Сергиевой Лавре. Стены его оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями и разделены полуколоннами. Алтарь с тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с 8 узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре утверждена глава, по нижнему обрезу ее идет медный вызолоченный подзор; крест на главе восьмиконечный, крыша на храме дуговая. С трех сторон храма – западной, северной и южной – устроена каменная крытая галерея.
Храм двухэтажный, в верхнем этаже находится собственно храм, в нижнем, под сводами, палатки. В одной из палаток под алтарем почивает под с пудом преп. Роман, первый после преп. Сергия настоятель монастыря, скончавшийся в 1392 г. Над местом его погребения устроена деревянная, с лицевой стороны обитая медью гробница с живописным изображением на верхней деке лика преподобного. Местно преп. Роман чтится святым и по усердию богомольцев в память его отправляются панихиды.
Внутри храма алтарь отделяется каменною стеною. Престол один – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, над престолом устроена резная из дерева сень. Иконостас устроен вновь в 1895 г. вместо прежнего, устроенного в 1837 г. В описи церкви 1764 г. иконостас показан 5-ярусный. Храм украшен по стенам живописью. Из св. икон в иконостасе замечательны иконы Господа Вседержителя и Благовещения Пресвятой Богородицы. Из прежнего иконостаса сохранились царские врата, обложенные мелкой резьбою из свинца. В описи 1764 г. о них сказано: «врата царские, сень и столбцы деревянные, на них изразцы литые свинцовые позолочены сусальным золотом».
В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие».
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.
Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах.
Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.
Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.
Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885-м росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.
В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.
С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII вв., серебряных изделий XV-XIX вв., церковной утвари и шитья XVI-XIX вв., предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII вв., древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша.
После прекращения деятельности Киржачского музея Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
В 1963-1964 гг. Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А. Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.
В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х гг. велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной Церкви.
http://www.kirobitel.ru/monastyr/xramy-blagoveshhenskogo-monastyrya/
Главный храм, бывший первоосновным в Киржачской обители, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по архитектуре сходный с Троицким храмом Лавры Сергиевой, неизвестно кем и когда созданный, построен из кирпича; стены этого храма со всех четырёх сторон оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями, оконечностей которых до самого цоколя на каждой стороне выложены по четыре полуколонны, из которых две по углам, а остальные по сторонам, дверей храма. В восточной стене храма сделаны три полукруглые выкладки, для помещения в них, по обычаю древности, среднего отделения алтаря, где святой престол, предложения и дьяконника. Поверх купола устроен восьмигранник, на котором выложен круглый фонариум (барабан) с восьмью узкими, продолговатыми, вверху полукруглыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками, а кругом таковыми же обводами; под украшениями, сделанными над окнами, проведены лепные — один решётчатый, а другой зубчатый — карнизы. К последнему карнизу вплотную примыкает большая, устроенная из железа и окрашенная масляными красками глава, на вершине которой на утверждённом вызолоченном яблоке установлен железный окованный вызолоченной медью крест, прикреплённый к главе четырьмя цепями. Под главою по нижнему обрезу её приделан медный позолоченный узорчатый с прорезью бордюр. Благовещенский храм покрыт железом, окрашенным масляной краской. В полукружиях, поднимающих свои верхи выше крыши, со всех четырёх сторон живописные священные изображения. Высота Благовещенского храма от пола до карниза купола 25 аршин (аршин=71,12 см), высота купола 3 аршина и один вершок (вершок=4,45 см), высота фонариума (барабана) 5 аршин, а диаметр его 5 аршин 2 вершка; восьмигранная над куполом накладка высотою в 2 аршина. Размер храма от восточной стены до западной, включая сюда и пристроенную галерею 11 1/2 саженей (сажень=2,133 м), — от южной стены до северной 10 саженей, а сама галерея шириной 2 сажени.
Святой храм Благовещения устроен весьма прочно. Купол его опирается с одной стороны на два четырёхугольных столпа, отделяющих храм от трапезы, а с другой на кирпичную стену, отделяющую алтарь от храма, имеющую в себе три прохода — средний, где царские врата, и боковые — для северной и южной дверей. Пол храма весь чугунный, положен на сводах, под которыми устроены, параллельно устройству храма, помещения, где вероятно, был некогда придел Св. царя Константина и Матери Елены и где, под правым отделением Благовещенского алтаря — дьяконником, погребён преподобный Роман, первый ученик преподобного Сергия и преемник игуменства его в Киржачской обители. Три двери храма устроены из дерева и, обитые железными полосами, отделаны под бронзу. С трёх сторон храма — западной, южной и северной — устроена из кирпича плотной прикладкой к стенам храма галерея, через которую, по приделанным к ней с северной и южной сторон крыльцами, входят в Благовещенский храм. Внутрь весь Благовещенский собо и галерея его украшены живописью, которая в самом храме произведена была в 1857 году Александром Петровичем Соловьёвым и в галерее в 1878 году живописцем Ильёй Яковлевичем Яковлевым. В 1885 году Благовещенский собор был заново расписан московским живописцем А. Я. Стороженко, орнаменты в стиле ХV века были выполнены художником Д. П. Новгородским. Пол в галерее мозаичный.
Иконостас в соборном храме устроен из дерева в три яруса, окрашен масляной краской светло-бирюзового цвета, в нижнем и втором ярусах украшен двадцатью позолоченными колоннами и весь позолоченной резьбой. В иконостасе установлено 47 икон, из которых две местные — Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения с дорогими серебряными ризами. Новый иконостас в современном стиле был поставлен и вызолочен на полимент в 1896 году на пожертвования дочери купца 1-й гильдии А. А. Соловьёва, Марии Александровны (Недыхляевой). Большое число икон хранилось в соборной ризнице. Среди них были дарственные иконы, часто именные, от людей, по милости Божией исцелённых от разных недугов по молитвам преподобных. Среди них были иконы с изображением почитаемых преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского.
В усыпальнице, где блаженно почивает преподобный Роман, по стенам поставлен резной из дерева с 7 иконами иконостас, с резной же сенью над местом погребения преподобного Романа, под которой поставлено обложенное позолоченной медью надгробие с изображением на верхней доске — самого преподобного, а на передней стороне, в возглавии — с чеканной надписью тропаря и кондака ему. При входе в усыпальницу в устроенном притворе поставлена посеребреная чаша с водой из колодца, ископанного преподобным Сергием, в освящение с верою приходящим ко гробу преподобного Романа. До начала реконструкции Благовещенского собора в 1960 году существовал единственный вход в усыпальницу (крипту) с гробницей прп. Романа — непосредственно с территории монастыря через особый тамбур (часть нижней паперти собора). Об этом свидетельствуют, во-первых, план собора, сделанный в 1856 году, и, во-вторых, письма купца Соловьёва к епархиальному и губернскому архитектору Н. А. Артлебену (1869) с просьбой прислать рисунки для устройства тамбура, ведущему к Преподобному. Помимо этого, Н. А. Артлебен по просьбе А. А. Соловьёва принимал участие в реконструкции гробницы преподобного Романа и в устройстве при ней иконостаса. В результате реставрационных работ в Благовещенском соборе вход в усыпальницу прп. Романа из тамбура (притвора) был заложен. Было уничтожено и ранее существовавшее окно. Вместо первоначального был сделан новый, поныне действующий проход в усыпальницу, прямо из храма. Стены собора изначально, по-видимому, не были расписаны. Это следует из отчёта археологической комиссии Главмузея Москвы за 1925 год. После снятия железных листов с нижней части стен собора комиссия не обнаружила под ними настенной росписи. Двухэтажная галерея, пристроенная с трёх сторон к собору, в ХIХ веке была крытой. Деревянная гробница над мощами прп. Романа была покрыта медью, впоследствии позолоченной. По меди были вычеканены тропарь и кондак преподобному. Судьба гробницы после революции не известна.
В 1923 году в Благовещенском соборе был открыт краеведческий музей, среди прочих был здесь и отдел древнерусского церковного искусства. В этот музей поступали предметы из местных храмов, а также из дворянских усадеб, в частности из имений князя И. Н. Вадбольского и графа Салтыкова. С фабрик Соловьёва сюда было вывезено более 100 набивных досок. Из музейных отчётов 1920-х годов следует, что в библиотеке Благовещенского собора было 2 тысячи книг, из них 500 — рукописные. После того как музей был закрыт, собор использовали под склад, а в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Собор не ремонтировался, настенная живопись разрушалась. В 1963-64 гг в научно-реставрационных мастерских Владимира под руководством архитектора И. А. Столетова был разработан план реставрации двух монастырских храмов — собора Благовещения Пресвятой Богородицы и храма Всемилостивого Спаса. В результате двухлетних работ над собором был установлен новый покрытый лемехом купол. И на куполе собора, и на колокольне Спасского храма поставлены кресты. За ветхостью разобран второй этаж галереи, построены лестницы, отремонтированы дверные и оконные проёмы. Храмы побелены. Внутри храмов ремонтные работы не проводились.
В 1983 году городские власти решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды: на первом этаже Спасской церкви устроить молодёжный клуб, а на втором этаже установить игровые аппараты, в Благовещенском соборе открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Предполагали сделать ремонт, провести водопровод и канализацию. Но Господь не допустил свершиться сему кощунственному деянию. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных памятников монастыря, связанных с именем прп. Сергия Радонежского, встала кижачская общественность, среди которой стоит отметить добрым словом Олега Шестакова (1967-1991). После серии опубликованных им статей храмы Благовещенского монастыря были наконец переданы РПЦ. В день памяти прп. Романа 11 августа 2000 года в Благовещенском соборе была совершена первая Литургия.
Из книги: Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней. — Москва, 2003