Свято-Благовещенский монастырь в Киржаче основан прп. Сергием Радонежским в 1358 г. на левом крутом и весьма живописном берегу р. Киржач. В 1562 г. уже существовали каменные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского с трапезной. В 1656 г. здешний боярин Иван Милославский над могилами своих родителей построил храм Всемилостивого Спаса, расположенный за алтарем Благовещенской церкви. В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в Благовещенский приход. В середине 19 в. здешние храмы с любовью расписывал иконописец и основатель местной шелковой промышленности Александр Петрович Соловьев. В 1864-1869 гг. его наследники, Петр и Александр, у могил своих родителей построили храм Всех Святых с высокой шестиярусной колокольней в стиле русского национального романтизма. В советское время монастырь подвергался разорению, в 1930-х гг. были взорваны церковь прп. С. Радонежского с трапезной. С июля 1995 г. возобновлена деятельность Свято-Благовещенского монастыря, но уже как женского, в котором сейчас около 30 насельниц.
Киржач — заштатный город Владимирской губернии, в 112 верстах от Владимира, по обоим берегам реки Киржача. Киржач впервые упоминается в завещании вел. князя Иоанна Даниловича от 1328 г.; по этому завещанию село на Киржаче отдано было монастырю Александра Свирского. По другим известиям, первоначальное основание поселения на Киржаче принадлежит преп. Сергию Радонежскому, который основал на берегу реки Киржача монастырь. Вскоре к преподобному Сергию пришло некоторое количество братии из Троице-Сергиева монастыря, построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроен монастырь. Из подмонастырских слободок и образовался впоследствии г. Киржач. Таким образом начало города восходит к 1358 г.
Со времени своего основания и до упразднения Благовещенский монастырь находился в постоянной зависимости от Троице-Сергиева монастыря: все распоряжения, все царственные грамоты, касающиеся Киржачской обители, даваемы были настоятелям Троицкого монастыря, а самый монастырь именовался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче».
Основанный Сергием Радонежским и тесно связанный со знаменитейшим на Руси монастырем Киржачский монастырь с самого начала своего существования пользовался особым расположением Московских государей, получал от них жалованные грамоты, вотчины и земли… Из писцовых книг 1562 года видно, что через 200 лет после своего основания монастырь владел: «1 селом, 8 сельцами, 3 погостами, 113 деревнями, 4 пустошами; дворов в них было 594, людей 607, земли 2390 четей, леса и перелогу 34 чети, сена 8660 копен, лесу пашенного 776 четей, непашенного 134 чет…» Владения монастыря находились во Владимирском, Дмитровском и Нижегородском уездах; в них значилось 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви Божией»; в самом монастыре было 90 человек братии.
В 1571 г. голод и моровая язва сильно опустошили население Киржачских вотчин, множество из бывших в 1562 г. деревень обратились в пустоши. В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII ст. от литовского разорения.
По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник — каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских.
По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307.
В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного».
В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры, в 1358 году прподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач. Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский по призыву Московского митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти — 1392 года.
Роман Киржачский, причисленный в 1980 году к лику святых, считается первым игуменом монастыря. В 1997 году в подклете Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского.
Сайт Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря, http://kir-obitel.ru/
Не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче. Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия.
Как известно из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал. Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман. Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.
Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.
Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.
Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.
Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.
В 1764 году монастырь был упразднён и обращён в Благовещенский приход. По манифесту Екатерины II о секуляризации церковных владений, монастырское имущество было передано в Троице-Сергиеву лавру, братия была переведена частью туда же, частью в другие монастыри.В середине XIX века росписью приходских храмов занимался основатель шёлковой промышленности в городе Киржаче Александр Петрович Соловьёв. В 1864—1869 годах его сыновья Пётр и Александр построили храм Всех Святых с высокой колокольней.
В советское время монастырь не функционировал. В 1932—1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод.
Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной Церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/blagoveshchenskiy-kirzhachskiy-zhenskiy-monastyr/
В середине XIX века из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов. В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович. Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов. Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру, Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды. В 1864-1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественны храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).
После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов. В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам. Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 1930-х годов его взорвали. На месте этого самого богатого во Владимиро-Суздальской епархии храма в 1990 году был установлен поклонный крест.
Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.
До начала 60-х годов в древней обители царили запустение и разруха. В 1963-1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой. В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков.
Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 году, после публикации серии статей журналиста Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви. С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия. Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский. Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.
http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/kirzhach/svjato_blagoveshhenskij_kirzhachskij_zhenskij_monastyr/92-1-0-1841
Согласно летописным источникам, хранящимся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в ХIV веке на месте будущего города Киржача преподобный Сергий Радонежский заложил святую обитель. О пребывании в этих местах преподобного Сергия прежде рассказывали росписи на сводах надвратной церкви Благовещенского монастыря. Они сохранялись до середины ХХ столетия и изображали Сергия отшельником, вытаскивающим из лапы подошедшего к его скиту медведя занозу. На другой росписи преподобный был изображён с топором в руках, строящим церковь, а на третьей — благословляющим Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сегодня от тех росписей сохранилась лишь надпись: «Киржачский Благовещенский монастырь основан в ХIV веке от 1354 до 1358 года. Преп. Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия Московского чудотворца, по основании сего возвратился в Свято-Троицкий монастырь, вместо же себя оставил в Киржачском монастыре настоятелем ученика своего преподобного иеромонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом».
Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, он, избегая ссоры с родным братом Стефаном, предположительно в 1354 году тайно покинул Троицкий монастырь и вместе со своим преданным учеником Романом направился сначала к своему духовному другу преподобному Стефану Махрищскому, а потом занялся поисками места для собственного пустынножительства. Тогда он и облюбовал местечко на высоком левом берегу реки Киржач, где поселился, предавшись трудам и молитвам. За преподобным потянулись его духовные чада. Святитель Алексий, митрополит Московский благословил прп. Сергия на постройку небольшой деревянной церкви, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На берегу Киржача прп. Сергий Радонежский прожил четыре года, а потом возвратился в Троицкую обитель, оставив вместо себя игумена Романа, получившего позже прозвище Киржачский, который считается первым официальным настоятелем Благовещенской обители. Прослужив в этой должности почти сорок лет, Роман Киржачский серьёзно умножил монастырское хозяйство. Преподобный преставился в 1392 году, в один год со своим духовным учителем, и был похоронен у стен Благовещенской церкви. Киржачская святая обитель во все годы пользовалась вниманием русских царей, князей и бояр, которые систематически одаривали её сёлами и угодьями.
К середине ХVI века Благовещенский монастырь вошёл в число 14 приписных монастырей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а настоятель его занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. В нём подвизалось 90 монахов, а владения монастыря разрослись до нескольких уездов. К середине ХVII века в монастыре было уже три храма — Благовещенский, Сергиевский и Всемилостивого Спаса, построенные за минувшие столетия. Последний возвели на средства боярина Ивана Андреевича Милославского в 1656 году рядом с Благовещенским храмом, над могилами родителей боярина. Здесь впоследствии была устроена фамильная усыпальница рода Милославских. Увы, в 1764 году Екатерина Великая издала Манифест о секуляризации, согласно которому монастырь упразднялся, а его имущество передавалось Троице-Сергиевой Лавре. Братию перевели кого в Лавру же, остальных в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские церкви получили статус приходских. В середине ХIХ веке их заново расписали, а оплатил все расходы основатель шёлковой промышленности в Киржаче Александр Петрович Соловьёв. Позже, в течение пяти лет, начиная с 1864 года два его сына Пётр и Александр профинансировали строительство храма Всех Святых с высокой колокольней. В советские годы в нём размещался городской хлебозавод. Храм Сергия Радонежского вообще был разрушен. А в годы Великой Отечественной войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов.
В 1989 году два древних монастырских храма были возвращены Русской Православной Церкви, и 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса отслужили первую за десятилетия запустения Божественную литургию. Двадцать лет велись реставрационные работы в Благовещенском соборе, а в августе 2000 года и в его стенах совершилась Божественная литургия. Над возобновлённым источником преподобного Сергия Радонежского встала новая — взамен разрушенной — часовня. Летом 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) Благовещенский Киржачский монастырь был возобновлён как женский. В 1997 году в подклете Благовещенского собора была установлена рака с мощами прп. Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях, посвящённых обретению мощей прп. Романа Киржачского принимал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святые мощи преподобного Романа Киржачского покоятся сегодня в храме, который находится в подклете Благовещенского собора, он освящён в честь свтого чудотворца.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №377, ООО «Де Агостини», 2019
Главная святыня Свято-Благовещенского монастыря — мощи первого Киржачского игумена преподобного Романа. К ним в первую очередь с верою и надеждою стремятся паломники, посещающие обитель, у них молятся и получают просимое. Устроив монашескую жизнь в новой обители и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман отошёл ко Господу 29 июля (11 августа по новому стилю) 1392 года. Ученики с молитвами и слёзами похоронили своего игумена под алтарём Благовещенской церкви. В усыпальнице, где почивали под спудом мощи святого Романа, по стенам со временем был устроен деревянный резной иконостас с семью иконами.
Над местом погребения возвышались резная позолоченная сень на четырёх столбах и обложенное позолоченной медью надгробие с изображением на верхней доске преподобного Романа, а со стороны изголовья — с вычеканенными тропарём и кондаком святому. Верх гробницы украшал образ преподобного, а возглавие — образ Живоначальной Троицы. Над гробом устроили особую палатку. В ней служили на гробнице подвижника панихиды по усердным просьбам почитателей преподобного Романа. В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию. При входе в усыпальницу, в притворе, находилась посеребренная чаша с водой из колодца, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским. Так выглядело место погребения преподобного Романа в середине 80-х годов ХIХ века. Почитание первого Киржачского игумена как преподобного и чудотворного началось в монастыре очень давно и продолжилось, когда в 1764 году обитель была обращена в приходскую церковь.
Как писал И. Ф. Токмаков в своём «Историко-статистическом описании города Киржача» (1884), после закрытия «опустела обитель; на месте великого братства поставлен был один приходской иерей с причтом; громогласное благохваление церковное заменилось монотонною службою приходского клира… Одна отрада оставалась сетующим — это мощи преподобного Романа, первого ученика святителя Сергия Радонежского и преемника его в Благовещенской Киржачской обители, оставшиеся, как пребогатое сокровище, под алтарём Благовещенского храма, и ещё живописный источник, ископанный Сергием и освященный его благословением». Когда на территории Свято-Благовещенского монастыря обосновался церковно-бытовой музей, усыпальница святого оказалась сдана в аренду обновленцам. За усыпальницей не следили, а в 1928 году она была разграблена.
В 1982 году Русская Православная Церковь установила 23 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, отмечать память Собора Владимирских святых. В числе святых, в земле Владимирской и Радонежской просиявших, был прославлен и ученик преподобного Сергия преподобный Роман, игумен Киржачский. В 1996 году историк С. А. Беляев начал большие археологические работы в усыпальнице преподобного Романа. В её центре, на глубине около двух метров от древнего пола, были обретены святые мощи преподобного, пролежавшие 600 лет и чудесным образом сохранившиеся, несмотря на все перипетии истории. Это событие пришлось на 12 (25) ноября 1996 года, день празднования иконы Божией Матери «Милостивая» и память святителя Иоанна Милостивого. При открытии и поднятии мощей было явлено множество чудес и исцелений.
В подклете Благовещенского собора насельницы обители обустроили храм, престол которого в 1997 году был освящён во имя преподобного Романа Киржачского. В этом храме покоятся ныне и мощи Киржачского чудотворца, здесь горит лампада и читается акафист преподобному. Именно к святым мощам первого Киржачского игумена спешат паломники, чтобы рассказать о своих скорбях и попросить помощи и исцеления. Обретение святых мощей преподобного Романа и освящение храма вылились в настоящее торжество. Радость киржачан и сестёр обители умножилась приездом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который совершил молебен преподобному Роману прямо во дворе монастыря и благословил насельниц иконой святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей. Каждый день молитвенная жизнь в обители начинается в 6 часов утра. Ежедневно насельницы собираются в храме преподобного Романа Киржачского для чтения утренних молитв, испрашивают благословение на предстоящий день у своего небесного защитника.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №103, ООО «Де Агостини», 2011
До 1934 года в Свято-Благовещенском монастыре возвышался ещё один храм обители — храм прп. Сергия Радонежского. На его месте в 1996 году был поставлен Поклонный крест. Вот что писал об этом храме протоиерей Александр Виноградов в своей Краткой истории упразднённого в 1764 году Благовещенского Киржачского монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским в 1354 году, что ныне Соборная церковь, с прибавлением сведений и о самом Киржаче.
«Второй храм, отдельно стоящий, в честь преподобного Сергия Радонежского, бывшая при монастыре трапезная церковь, имеет вид правильного, продолговатого четвероугольника, за исключением восточной стены, устроенной полукругом. Храм этот, вместе с папертью, имеет в длину 19 1/2 саженей и в поперечнике 7 саженей. Средняя часть храма более возвышена. Весь храм покрыт железом, покрашенным масляной краской. Над передней частью храма, над куполом, устроен восьмиугольник, на котором и утверждена объемная глава. Над алтарём и над папертью утверждены небольшие главы. Своды храма утверждаются, кроме стен, на четырёх арках, перекинутых поперёк храма. Весь храм украшен хивописью первоначально трудами Александра Петровича Соловьёва, а в 1880 году, по прежним картинам, возобновлён живописцем Ильёй Яковлевичем Яковлевым. Пол во всём храме узорчатый чугунный, а двери храма железные, отделанные под бронзу. Под полом храма сохранились помещения со сводами во всю величину храма, где, как несомненно можно полагать, была монастырская пекарня и где в одной половине была устроена духовая печь. Иконостас в Сергиевском храме устроен в три яруса с 47 иконами весь на полимент (состав, состоящий из глины и других компонентов), и украшен, по местам, позолоченной резьбой и позолоченными колоннами».
Здесь стоит дополнить, что в 1846-1847 годах храм прп. Сергия был значительно перестроен. Вместо старого второго этажа построен новый. К западной стене храма была была пристроена паперть и сделан новый вход в храм. В плане церковь представляла собой прямоугольник: длиной 41,5 метра, а шириной 14,9 метра. На северной стороне, на месте прежнего входа устроена ризница. Чугунный узорчатый пол был положен на пожертвования купеческого сына, Александра Александровича Соловьёва. Чугунное крыльцо храма украшали иконы: спереди — Живоначальной Троицы, а по бокам — прп. Сергия Радонежского и прп. Романа. В описи храма за 1885 год сказано, что в иконостасе нижнего яруса есть икона трёх святых: прп. Сергия, Никона и Романа. В 1926 году храм прп. Сергия находился ещё в пользовании верующих обновленческой церкви. В период 1932-1934 годов этот монастырский храм был взорван, как не представляющий художественной, исторической и архитектурной ценности.
Из книги: Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней. — Москва, 2003