По данным «Вятских Епархиальных Ведомостей» за № 4 от 1873 г., теплая церковь была построена в 1731 г. (по другим данным в 1736 г.), и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Холодный храм был достроен и освящен в 1745 г. во имя Николая Чудотворца. В 1828г. приделы переосвятили, главный холодный храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а придел теплого храма — в честь Николая Чудотворца. В 1852 г. теплая церковь была перестроена, появился еще один придел (левый, северный) — в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского (освящен в 1865 г.).
«Известия ИАК» № 44 от 1912 г. описывают церковь следующим образом: «Вышина храма 12, длина и ширина по 5 саж. Своды котловые. Под самой крышей 4 круглых окна; наличники у них кирпичные, гладкие. Алтарь с одним полукружием. Стены снаружи испещрены разными украшениями из зубцов и полукружий; последние над окнами сделаны кирпича в ребро с отливом сверху вниз. По середине церкви обведен пояс. Кровля четырехскатная. На церкви одна глава. Иконостас 1874 г. Трапеза 1852 г. Колокольня каменная 1791-1794 гг., имеет вид трехярусной башни».
С использованием части датировок с сайта: http://blagoslovi.ru/istoriya-tserkvei-i-prikhodov-sela-ust-cheptsa
Придел теплого храма — в честь Николая Чудотворца. В 1852 г. теплая церковь была перестроена, появился еще один придел (левый, северный) — в честь св. великомученика Димитрия Солунского, освящен в 1865 г.
По переписным книгам Хлыновского уезда XVII в. видно, что в 1615 г., когда в исторических документах впервые появляется упоминание Усть-Чепецкого погоста, здесь было две церкви: теплая церковь Рождества Богородицы с приделом в честь Петра и Павла и холодная Никольская. Кроме этих двух церквей существовала еще колокольня, которая в других селах обычно отсутствовала. В колокольне была устроена третья – в честь Георгия Страстотерпца – церковь, что также в других погостах не наблюдалось. Главной считалась Никольская церковь. По писцовой книге 1629 г. в Усть-Чепецком погосте значатся один поп, один дьячок и один пономарь; в переписной книге 1646 г. – два попа, один дьячок и один пономарь.
До XVIII в. здешние храмы оставались деревянными, хотя уже задолго до того село Усть-Чепца количеством дворов превосходило такие города вятской земли, как Котельнич, Орлов или Шестаков. В 1727 г. епископ Вятский Алексей Титов благословил строительство каменной церкви. В 1736 г. кладка каменной церкви была закончена, и поп Нефимий с причетчиками да староста церковный Федор Наумов с приходскими людьми просили разрешение на освящение вновь построенной теплой придельной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы; придел освящен в этом же году Слободского Богоявленского монастыря Архимандритом Никифором. Главный престол холодной каменной церкви освящен в 1745 г. во имя святого Николая Чудотворца. Церковь по-прежнему называлась Никольской.
В 1740 г. после построения теплой каменной церкви служители и церковный староста Усть-Чепецкой Рождественской церкви просили разрешения старую ветхую деревянную Никольскую церковь разобрать. В 1762-1763 гг. в теплом храме был устроен новый иконостас.
28 августа 1828 г. по просьбе чепецких прихожан главная холодная Никольская церковь переосвящена в Рождественско-Богородицкую, а теплая Богородицкая переименована в Никольскую. С этого дня Усть-Чепецкая каменная церковь стала именоваться не Никольской, а Рождественско-Богородицкой.
В 1852 г. церковь перестроена и расширена еще на один придел и стала трехпрестольной: главный холодный престол (освящен в 1745 г.) — в честь Рождества Богородицы, теплый южный (освящен 21 января 1853 г.) – в честь св. Николая, теплый северный (освящен 22 ноября 1865 г.) – в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. Иконостас 1874 г. Каменная колокольня была возведена в 1791-1794 гг. вместо деревянной, имела вид трехъярусной башни.
Высота храма 12, длина и ширина по 5 сажен. Своды котловые. Под самой крышей 4 круглых окна, наличники у них кирпичные, гладкие. Алтарь с одним полукружием. Стены снаружи испещрены разными украшениями из зубцов и полукружий; последние над окнами сделаны из кирпича в ребро с отливом сверху вниз. По середине церкви обведен пояс. Кровля четырехскатная. На церкви одна глава.
Во второй половине XIX в. деревянных храмов в с. Усть–Чепецком уже не существовало, зато появилась вторая каменная церковь – в 1885 г. на приходском кладбище, которое возникло в начале 1860 гг., была поставлена церковь во имя святых Флора и Лавра. Освящена 12 августа 1886 г. Своего причта у церкви не было.
В д. Злобино в 1908 г. была построена деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольнею в одной связи во имя преподобного Трифона, Вятского Чудотворца и святых Флора и Лавра. Строительство состоялось благодаря финансовой поддержек игумена Вятского Трифонова монастыря Никодима, родившегося в этой деревне. С появлением церкви Злобино стало называться селом Боголюбским. В 1909 г. здесь образовался самостоятельный приход.
В д.Северюхи в Усть-Чепецком приходе некогда стояла Вознесенская часовня, а на ней был большой деревянный крест с вырезанной на нем датой “1547” — неизвестно, что означавшей. О построении Вознесенской часовни в Северюхах, по глубокой ее древности, ничего не известно, за неимением документов, кроме того, что в 1777 г. по ходатайству духовенства села Усть-Чепецкого она была возобновлена, по ветхости, с благословением Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского. При часовне имелись довольно древние иконы – Вознесения Господня, Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса, св. пророка Илии, исповедников Христовых – Гурия, Симона и Авива и Святителя Николая Чудотворца. В 1929 г. Вознесенская часовня была передана сельсовету, некоторое время спустя ее разобрали и перевезли в д.Лобань; там она была собрана вновь и использовалась в качестве колхозного амбара.
Были в Усть-Чепецком приходе еще две часовни: Воскресенская – в 7 верстах от Усть-Чепцы, в местности, именуемой Гарь Студеная, и на старом кладбище (на территории современной колонии в Чепце), так называемая “кладбищенская часовня” (не путать с церковью Флора и Лавра на Чепецком кладбище).
1 сентября 1885 г. была открыта церковно-приходская школа, которая помещалась в квартире священника, затем в особом доме на площади. В 1904 г. для школы было построено специальное здание на берегу реки рядом с церковью. В 1990-е гг. местные власти передали старый дом Всехсвятской церкви, и там вновь церковно-приходская школа – Воскресная школа для детей и взрослых.
В 1935 г. кладбищенская церковь во имя святых Флора и Лавра по приказу Просницкого райисполкома отдана в распоряжение начальника строительства ТЭЦ, а затем разрушена. Храм разломали, а кладбище в середине 1950-х гг. закрыли.
Трагическая участь ждала и Рождественско-Богородицкую церковь: в начале 1930-х гг. ее закрыли, а потом и сломали – сначала колокольню, немного позднее и сам храм – последняя точка в судьбе храма была поставлена в 1942 г.
http://blagoslovi.ru/istoriya-tserkvei-i-prikhodov-sela-ust-cheptsa