Киров. Кафедральный собор Александра Невского.

Храм с приделами в честь преп. Сергия Радонежского и свт. Александра Невского. Каменный, с каменной колокольней и оградой. Построен в 1890 г. на средства владельцев завода фаянсовых изделий Мальцова И.А. и его сына Мальцова С.И.
Центральная часть храма (верхний ярус) имела вид круга с резко выявленной алтарной апсидой. Купол имел вид огромного шатра. К средней части храма (трапезной) примыкала четырехгранная колокольня с шатровым куполом и высоким шпилем. Ограда состояла из кирпичных столбов, соединенных железным решетчатым забором. Храм отапливался из подвального помещения специально оборудованными печными камерами, дымоходы которых располагались внутри стен. Купола и крыша трапезной были покрыты листовым железом. Внутренний вид храма не сохранился. По свидетельству сотрудников Кировского историко-археологического музея, пол храма состоял из чугунных решетчатых камней, который также отапливался. Расписывал храм художник Мальцова — Андриан Матвеевич Переборщиков. В ограде за алтарем располагалось кладбище. При храме функционировала церковно-приходская школа, здание которой стояло за кладбищем. Здание было одноэтажное, с широким коридором и четырьмя просторными комнатами. При храме действовало братство, главной целью которого являлась борьба с расколом и сектантством.
В 1929 г. храм был закрыт и преоборудован в заводской клуб. Колокольню разрушили. Внутренний вид был неузнаваемо перестроен. Система отопления была нарушена. Летняя часть храма (придел Александра Невского) была переделана под буфет и танцевальный зал. В подкупольном помещении размещалась библиотека и располагался кинопроектор. Правая часть алтаря была переделана под туалеты. В центральной части алтаря устроили гардероб. Левая часть алтаря служила комнатой администрации. Зимняя часть храма (придел в честь прп. Сергия Радонежского) была переделана под кинотеатр. Здание храма удлиннили на 8 метров из кирпича взорванной колокольни. На месте колокольни устроили сцену. В годы Великой Отечественной войны здание храма частично пострадало, северная часть алтаря была разрушена.
В 1989 г. здание храма передали православным. Оно находилось в крайне запущенном состоянии. Крыша просела и протекала во многих местах. С окон были сняты решетки. Система отопления храма была разрушена.
http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt

В 1883 году общество мастеровых фаянсовой фабрики и причт храма Рождества Пресвятой Богородицы обратились к правящему архиерею с ходатайством о строительстве в селе Песоченский Завод второго каменного храма. Такое разрешение было получено, а 13 мая 1883 года проект строительства храм был одобрен строительным отделением Калужского губернского правления (в Государственном Архиве Калужской области сохранился этот проект с подписями Калужского губернатора, губернского инженера Савельева, губернского архитектора Гриневского), и на собранные мастеровыми деньги началось строительство. 20 тысяч рублей на возведение храма за несколько лет выделил причт Рождественско-Богородицкого храма, а также владельцы Нижне-Песоченского завода фаянсовых изделий И.А. Мальцов и его сын С.И. Мальцов, другие состоятельные граждане.
Храм в честь св. Александра Невского за семь лет был построен и открыт для богослужения в 1890 году. Центральный престол был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, а на следующий год освящены в боковых приделах трапезной: правый – во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – во имя святителя Афанисия, патриарха Александрийского.
В 1890-1896 годы церковь Александра Невского была приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы, и все богослужения совершались его причтом, который и вел для обоих храмов метрические и исповедные книги. С 1896 года были назначены к новому храму священник и псаломщик, в таком количестве причт находился вплоть до закрытия храма в советское время. Однако земель, домов и другой собственности у храма не было, священнослужители проживали на наемных квартирах.
При храме в 1891 году была учреждена одноклассная церковно-приходская школа, для которой в 1907 году было выстроено каменное здание на средства Синода, общества мастеровых и частных жертвователей (здание сохранилось), до 2012 года в нем размещалась детская спортивная школа.
Священником в 1909-1911 годах был Иоанн Филиппович Никольский, он же состоял заведующим приходской школы и законоучителем. Учителем пения в школе и псаломщиком в храме был Михаил Васильевич Протопопов. Церковным старостой с 1907 и до начала 1920 годов был потомтвенный дворянин, управляющий фаянсовой фабрикой Алексей Сергеевич Лапушкин.
В 1901 году вокруг храма при церковном старосте Илье Ивановиче Остробаеве была построена каменная ограда. После революции Бежецкий УИК изъял из храм 11 метрических книг за 1896-1918 годы.
Храм выстроен в виде корабля из трех объемов: кубообразной центральной части, над которой возвышается круглая ротонда, перекрытая полусферой; вытянутой длинной трапезной и двухъярусной колокольни. Центральная часть имеет форму ротонды, перекрытой полусферой, со значительно выступающим алтарем, увенчан византийским куполом. К вытянутой длинной трапезной части храма примыкает четырехгранная двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Общая длина здания – 53 метра, ширина – 16 метров. С двух сторон центральной части имеются боковые входные двери, по фасаду здание имеет с каждой стороны по семь арочных окон. Алтарная апсида прямоугольной формы с двумя боковыми окнами. Оконные проемы имели выложенные из кирпича наличники. Стенные проемы между окон украшены плоскими гладкими лопатками. Световая ротонда имеет 16 арочных окон, дающих огромное количество света внутрь здания. Все здание опоясывает широкий гладкий фриз и венчающий ступенчатый карниз. Кирпич в кладке стен следующих размеров: 7,5×7,7×13,0x14,0x28,0x28,1 см десять рядов кладки со швами составляют 92 см. Храм был обнесен оградой из кирпичных столбов, соединенных решетчатым железным забором, в ограде за алтарем располагалось кладбище.
Внутреннее пространство купола было расписано в конце XIX века живописцем фаянсовой фабрики А. М. Переборщиковым. На 17 фресках в полный рост изображены: композиция «Христос – Великий Архиерей» в чине Деисуса, а также евангелисты, апостолы и другие избранные святые. Поверхность двух верхних ярусов купола занимали орнаментальные композиции в технике «гризайль», то есть, роспись, выполненная оттенками одного цвета. По мнению описывавшей эти росписи искусствоведа Н.В. Удраловой, они представляли собой интересный памятник монументальной живописи XIX столетия. В наши дни росписи не сохранились.
В 1929 г. храм был закрыт и переоборудован в заводской клуб керамики. В ходе переоборудования была взорвана колокольня, из кирпича которой на месте апсиды была возведена двухэтажная прямоугольная пристройка под подсобные помещения, исказившая весь облик памятника. На месте колокольни была установлена сцена. В приделах были устроены буфет, танцевальный зал и кинотеатр. В подкупольном помещении размещались библиотека и кинопроектор. Вход в здание был через алтарь — на Горнем месте. Южная часть алтаря была переделана под туалеты, северная часть служила комнатой администрации. Вход в фойе был устроен на месте Царских врат с восточной стороны. Большинство окон было заложено кирпичом, все стены оштукатурены, здание лишилось большинства декоративных фасадов. В период пребывания в здании клуба трапезная была превращена в зрительный зал, на втором этаже центральной части работали профсоюзная библиотека и городская комната боевой славы.
В годы перестройки верующие города стали ходатайствовать перед городскими и областными властями о передаче им бывшего церковного здания для открытия храма. Кировский горисполком решением № 462 от 20 декабря 1982 года решил вернуть храм верующим не позднее 1993 года. Однако уже на следующий год завод стройфарфора ликвидировал свой клуб, переведя его в заводские помещения, а материалы и часть оборудования комнаты боевой славы были переданы городскому историко-краеведческому музею. В сентябре 1990 года началось восстановление храма.
С 1991 по 1994 годы в главной части храма проходили восстановительные работы. 16 апреля 1994 года архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил освящение центрального престола во имя святого благоверного князя Александра Невского. В апреле 2005 года был открыт новый трехъярусный иконостас, иконы для которого написаны иконописцами из города Владимира, а резьба тябла, рамы и другие настенные детали изготовил местный мастер из села Волое И.Г. Аверьянов. Все – и иконы, и резной золоченый иконостас – изготовлены на средства кировских благотворителей – заводчан. В городе Волгодонске были заказаны главка, барабан и трехметровый крест золотистого цвета, которые и были установлены на куполе 31 октября 2008 года. С 10 июля 2011 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента началась роспись купола центральной части храма. 14 ноября 2012 года начался снос пристройки на месте колокольни с целью восстановления исторического облика храма и возведения колокольни.
http://pesochenskoe.blagochin.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?