Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря
Справа от Успенского собора располагается четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына — Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения.
Самое значительное здание монастыря — Трапезная палата с церковью Введения Марии в храм (1519 г.). Размеры этого здания определены укладом жизни. Традиционно церковь, трапезная палата, келарская выстроены по одной оси, что придает архитектурному ансамблю большую строгость. Стройный граненый столп церкви контрастирует с массивным объемом трапезной палаты. Вплотную к трапезной пристроена колокольня. Массивные формы и высота этого сооружения предопределялись большим количеством и значительным весом находящихся на ней колоколов. С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534гг.). Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого отмечено сооружением двух храмов.
В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. К сожалению, уже в XVII веке верх храма был перестроен в ризничную палатку: при этом проемы звона заложили, превратив их в окна. В самом начале XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и сделано новое покрытие с одной деревянной, обшитой лемехом главой.
Не менее интересен и интерьер здания. Он разделен сводами на два яруса: в высоком нижнем находился храм, низкий верхний служил колокольней и позднее был переделан в ризницу. Именно в этом храме впервые на Севере были широко использованы «итальянизмы», в том числе и зальный принцип построения всего внутреннего пространства, очень редкий в древнерусском зодчестве. Высота сводов церкви везде одинакова, а подпружные арки даже чуть-чуть понижены. В сочетании со стройными колоннами, удачно расположенными оконными проемами и открытым средним барабаном главы, высокий цилиндр которого «прорезает» верхний ярус, такое решение создает светлое и просторное помещение.
Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910
Храм-колокольня собора во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре
Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере с момента своего основания в 1397 году находился под покровительством знатнейших боярских фамилий Руси. В начале XVI века сюда приезжали молиться о чадородии великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской. В 1530 году в семье великого князя, наконец, происходит долгожданное радостное событие — рождение сына — наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре были возведены два храма. Один — «иже под колоколы» во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены [1]. Второй во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящения всех трех престолов не были случайными. Великий князь Василий III по традиции считал Архангела Гавриила своим святым покровителем, так как родился в день его памяти. Святые равноапостольные Константин и Елена являлись покровителями великой княгини Елены, а в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи позже будет «творить именины» сам государь Иоанн IV Грозный.
Необычность архитектуры этого храма-колокольни заключалась в том, что он возведен не круглым, восьми- или девятигранным, как известные нам подобные храмы, а четырехугольным. В остальном церковь во имя Архангела Гавриила имеет облик достаточно типичный для местного зодчества. В его конструкции и декоре много общего с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В обоих случаях это небольшие храмы с коробовым сводом, который опирается на стены и четыре стройных круглых столба.
Декор церкви-колокольни очень скромен – гладь стен разбивают лишь плоские «ордерные» лопатки и карниз. Над юго-восточным углом некогда возвышался небольшой барабан с главкой, отмечавший местонахождение миниатюрного Константино-Еленинского придела [2]. С восточной стороны к храму примыкают три полукружия апсид. Каждая украшена тремя сдвоенными арками. Освещаются апсиды окнами в очень глубоких обрамлениях, характерных для архитектуры начала XVI столетия. К сожалению, не сохранился декор перспективного портала – сейчас можно видеть лишь его очертания. По всей вероятности, оформление входа было таким же, как и у храма Иоанна Предтичи: цетыре круто изогнутых арки с заостренными концами архивольтов, опирающиеся на украшенные дыньками боковые столбики.
Ярус звона, полностью изолированный от яруса церкви, имеет несколько не привычное архитектурное решение. По своему плану это настоящий лабиринт из множества маленьких помщений, ходов и переходов. Арки-проемы для колоколов (по три на каждой стене) опираются на мощные столбы-пилоны, расположенные по всему периметру храма. Согласно проведенной реконструкции, звонница не имела свода. Завершали ее два ряда кокошников «вперебежку» и две главы на очень вытянутых барабанах, тоже украшенных кокошниками. Они пронизывали весь ярус. Барабаны были первоначально украшены широкими поясами орнаментальных фризов, рисунок которых состоял из нескольких фризов: «бегунца», балясин в крестообразных нишках, ширинок или поребрика.
Подобное «узорочье» являлось обязательной принадлежностью белозерского зодчества. Устройство же звонницы напоминает ярус звона трапезной церкви-колокольни во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (1530-1534 годы) соседнего Ферапонтова монастыря.
Исследователями неоднократно отмечалось, что храм-колокольня Архангела Гавриила имеет ряд особенностей, родственных с архитектурой ростовского региона. Подобное сходство неудивительно, так как уже с XI столетия Кирилло-Белозерская обитель располагалась на землях, принадлежащих ростовским князьям, и относилась к Ростовской епархии. Хотя в конце XV столетия белозерский край перешел в ведение великих князей московских, творческая связь с ростовским краем сохранилась. Ростовские мастера довольно часто упоминаются среди иконописцев и зодчих обители, а в 1540-е годы два ростовца — Пахомий Горяинов и Григорий Борисов — работали совсем недалеко от монастыря, возводя трапезную церковь (тоже «иже под колоколы») во имя Успения Пресвятой Богородицы в Спасо-Каменном монастыре. Есть некоторые данные, позволяющие предположить, что и Благовещенский храм Ферапонтовой обители и церковь Архангела Гавриила, возводились под руководством ростовского мастера Григория Борисова [3,4]. Тем не менее, существует предположение, что над ярусом кирилловского храма «иже под колоколы» и звонницей работали разные мастера [2].
Облик храма во имя Архангела Гавриила сильно искажен позднейшими переделками. В 1638 году верх церкви был перестроен в ризничную палатку, проемы звона заложили и превратили их в окна. В XVIII столетии специальный переход соединил храм с массивной колокольней (1757-1761 годы), возведенной на месте более ранней «о трех верхах», существовавшей уже с конца XVI века (скорее всего, здесь идет речь о трех главках), уже частично перестраивавшейся в 1653 году. В начала XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников разобрали и заменили нынешним покрытием [4]. Сейчас мы можем судить о первоначальном облике церкви только по реконструкциям [2].
Звон в монастыре первоначально осуществлялся «очепным» способом: немногочисленные колокола раскачивали с земли при помощи веревки, привязанной к специальному шесту — очепу. Он, в свою очередь, крепился сверху к валу, посредством особой конструкции «державшему» колокол. Следы крепления таких валов до сих пор заметны в арках-проемах яруса звона.
Ни один из колоколов первоначального подбора не используется наши дни в обители. Большую их часть «изъяли» в переплавку в 1920-е -1930-е годы (в том числе и благовестник 1755 года, о котором речь пойдет ниже). Два уцелевших колокола сочли нужным передать в Новгородский музей уже в наши дни.
Вероятно, первые колокола для монастыря в середине XVI века изготовили во Пскове. Во всяком случае, в 1551 году замечательный мастер Михаил Андреев, основатель прославленной псковской династии, отлил 400-пудовый колокол для монастырской звонницы [5]. В 1595 году для этого же подбора был отлит новый благовестник, весивший уже 750 пудов (данные переписной книги 1621 года). Он назывался «Воскресенским». В 1734 году «от звону» он треснул и через четыре года был перелит. Работу выполнили «колокольный мастер» Михаил Иванович Моторин (помогавший отцу в отливке Царь-колокола в 1735 году) и его подмастерье Гаврила Лукьянович Смирнов. Вес нового колокола составил 850 пудов. Переливка выполнялась на территории обители [6]. Жизнь этого колокола оказалась недолгой, и к 1755 году он «повредился» — трещина рассекла его сверху до низу [7].
Михаила Ивановича Моторина к этому времени уже не было в живых (он умер в 1750 году). Делами на литейном предприятии управляла его вдова — колокольных дел «цехместерша» Екатерина Моторина. Она согласилась послать в обитель одного из своих служащих – сына Гаврилы Смирнова – Ивана. В 1755 году он изготовил 1200-пудовый благовестник, имевший название «Мотора». Литье и в этот раз происходило в самом монастыре [7,9]. Колокол украшали литые изображения икон: преподобного Кирилла Белозерского и Успения Пресвятой Богородицы. Надпись, расположенная двумя строками на плече и одной на валу, повествовала, что: «… весу в нем Ѧ [тысяча] пуд лит в лето от сотворения мира ЗСξГ(7263) от Рождества плоти Бога Слова ѦѰНЕ (1755) Е (5) декабря. Лил сей колокол московский мастер Иван Гаврилов». В конце XIX века колокол снова был поврежден – он сорвался во время благовеста и у него отбились уши – но еще использовался (его закрепили на железных болтах). По отзывам современников, он «имел тон “до”, звук прекрасный, полный бас, мягкий и тягучий» [8]. До нашего времени он, как уже было сказано выше, не сохранился.
Библиография:
[1] Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С.: 30
[2] Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. С.: 27-31, 41. Илл.: 16-17
[3] Подъяпольский С.С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря XV-XVI вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С.: 454, 455
[4] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. С.: 232, 294-296
[5] Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев // Новгородский исторический сборник. Л., 1937. Вып. II. С.: 85
[6] Афанасьев В.И. О литейном производстве в России в XVI веке // Проблемы источниковедческого изучения рукописей и старопечатных фондов. Л., 1980. Вып.2. С.: 110
[7] Виденеева А.Е., Коновалов И.В. К истории большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. XII. С.: 183-200
[8] Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии. М., 1897. С.: 64
[9] Виденеева А.Е. К истории большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 2002. Вып.4
Церковь Архангела Гавриила с приделом Константина и Елены была возведена в 1531-1534 годах одновременно с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи на вклад великого князя Василия III. В 1528 году великий князь с княгиней Еленой Глинской специально приезжал в монастырь помолиться о «разрешении от бесчадия». В память о рождении сына – будущего царя Ивана Грозного, он пожертвовал в Кирилло-Белозерский монастырь тысячу рублей на строительство сразу двух церквей.
В архитектуре этой церкви и построенного вместе с ней храма Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, привнесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV – XVI веках. Новым для каменного храмового строительства Кирилло-Белозерского монастыря начала XVI века стало оформление фасадов храма и интерьера памятника. Помимо пилястр, разделяющих его стены на три прясла, фасады церкви Архангела Гавриила имеют профилированный цоколь и широкий трехчастный карниз. Особенно интересно была решена верхняя часть церкви – над карнизом, там, где обычно помещались закомары, возвели стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона увенчивался целой короной небольших кокошников. В северо-западном углу яруса установили часы. Вверху церковь завершалась двумя главами – большой в центре и малой – над приделом Константина и Елены. В 1638 году на месте яруса звона устроили ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. Более всего пострадал памятник в XVIII и особенно в начале XIX века. Тогда сломали оба барабана, уничтожили южный портал, вместо него и над ним сделали новые большие окна, уничтожили второй ярус кокошников. Западный фасад церкви еще раньше оказался почти полностью закрытым построенной вплотную к нему каменной колокольней. Из трех перспективных порталов до настоящего времени дошел только северный. Из предметов храмового убранства в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника сохранились только отдельные произведения.
Реставрационные работы на памятнике на протяжении последних десятилетий проводились несколько раз. В 1950–х годах памятник был исследован и обмерен специалистами ВПНРК. Архитектором С.С. Подъяпольским была выполнена графическая реконструкция его первоначального вида. В 1960-1970 годах проведены работы по консервации и фрагментарной реставрации памятника: установка дополнительных железных связей в пролетах арок между подкупольными столпами храма; частичное снятие для улучшения отвода вод грунта у восточного фасада и восстановление первоначального цоколя на этом участке. Был несколько поднят закрывавший жерло барабана поздний потолок.
https://kirmuseum.org/ru/monument/cerkov-arhangela-gavriila