Екатерининский собор построен в 1782 г. архитектором Ринальди. В то время Ям (Ямбург, сейчас — Кингисепп) был крепостью с приличным гарнизоном. По иронии судьбы, через пару лет после постройки собора крепость была упразднена указом Екатерины II, и город пришел в упадок. Собор же, к счастью, пережил и тот, и последующие сложные периоды истории.
Елизавета Петровна за несколько месяцев до своей смерти приказала построить церковь на месте сгоревшей в 1761 году деревянной церкви Архангела Михаила. Но к строительству приступили только после указа Екатерины II, по которому в 1764 году Антонио Ринальди представил проект. Сметы на строительство составил Николай Сляднев, а руководил строительством Андрей Мыльников. Собор строился долго до 1773 года, переделывался в пятикупольный и был освящен лишь в 1783 году во имя св. вмч. Екатерины. Собор пятиглавый, главы расположены на высоких круглых барабанах с волнистыми венчающими карнизами. Собор был закрыт в 1932 году, во время войны частично разрушен. Восстановлен в 1967-1980-х годах. Возвращен епархии в 1991 году и с 1992 является действующим.
Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб: ИЦ «Выбор», 2003. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб: «Лики России», 2006.
Город Ямбург (ныне Кингисепп) находится в 129 верстах от Петербурга. Сперва назывался Ям (с эстонского языка – почтовая станция), а окончание «бург» прибавлено, вероятно, в XVII в., когда город по столбовскому миру (1617 г.) перешел к шведам. Город разделяется Лугою на две неравные части. В древности у обеих частей было по храму: в XV в. упоминается в Яме церковь Пресвятой Богородицы на Новгородской стороне и Спасская, при женском монастыре, на Копорской стороне. Обе церкви были деревянные; обе разрушены.
Когда Ямбург в 1703 г. взяли русские, церкви в честь Богородицы здесь не было. Монастырь был разрушен. На место их, по указу Петра I, построен деревянный собор в честь архангела Михаила; одновременно с собором упоминается церковь Петра и Павла. В половине XVIII в. собор заменен новым, также деревянным.
Нынешний собор построен при Екатерине II; на сохранившемся в соборе деревянном кресте написано, что собор освящен в 1782 г. 5 апреля протоиереем Сергием. При скудности собственных средств собор, вероятно, построен на счет казны. Он крестообразный, из кирпича, в строго Византийском стиле; концы креста закруглены. На углах креста – круглые глухие башни, выдающиеся над крышею средней части. На середине здания – купол с 8-ю окнами. Длина храма 14 саж. 2 арш., ширина — 12 саж., высота от пола до центра купола – 15 саж. Храм стеснен от того, что солея слишком выдается в середину церкви. Солея, в 3 ступени, сделана в 1848 г., а прежняя солея, не возвышаясь над полом церкви, отделялась полукруглою деревянною решеткою. Нынешняя решетка чугунная, бронзированная.
Иконостас деревянный, в 3 яруса, с колоннами и золоченою резьбою. Над царскими вратами – голубь в сиянии. Иконы иконостаса, кроме иконы Митрофана, писал один художник. Между арками, поддерживающими купол, нарисованы на холсте 4 Евангелиста, работы художника П. П. Коха, в 1882 г. Деньги за них (по 150 руб. за каждую) пожертвовал потомственный почетный гражданин Александр Павлович Орлов…
В 1848 г. устроены 2 железные печи в соборе, а в 1881 г. одна железная печь в алтаре; в 1882 г. другая, в северо-западной башне. В 1876 г. две прежние печи заменены кафельными, занявшими слишком много места. В центре главного купола – голубь, величиною более аршина, поддерживает цепь средней люстры. Есть еще три бронзовых люстры по сторонам. Во всех люстрах 86 свечей. Пол в храме паркетный, сосновый; в притворе плитный. В западной части – хоры, в юго-восточной башне – кладовая, в северной стене – ризница. Колокольня в 4 яруса, три из них четырехугольные, а четвертый круглый. Ширина основания 4,5 саж., вышина 18 саж., лестница на колокольню из паперти. Колокола помещены в 3-м ярусе, из 9-ти колоколов самый большой в 100 пудов.
В собор 4 входа: у главного входа – площадка гранитная, в 6 ступеней; на ней тамбур с 3 дверьми. В притворе помещены иконы Зосимы, Савватия и Скорбящей Божией Матери; четвертый вход в алтарь. Собор с трех сторон обведен оградой, с четвертой сторожка, сарай для дров и проч. Фундамент ограды из тесаной плиты, решетка – деревянная.
Собор содержится на церковные деньги. Кроме того, получает до 70 руб. с каменной лавки, пожертвованной собору в 1877 г. ораниенбаумским купцом Парфением Тихомировым; 50 руб. аренды с деревянной лавки, построенной купцом Живягиным; 70 руб. дохода с дома, завещанного мещанкою Марией Заботиной; до 80 руб. в год с одной квартиры в церковном доме; проценты с капитала в 700 руб.
Для переделок в соборе, при скудности его собственных средств, были посторонние жертвователи. Из них более усердным был упомянутый выше Ал. Пав. Орлов, пожертвовавший в течение 2,5 лет, до 3000 руб.; при его содействии при соборе существует прекрасный хор певчих с регентом, получившим образование в капелле. А. П. Орловым пожертвованы ко дню столетия собора в 1882 г. девять бронзовых, вызолоченных лампад с фарфоровыми свечами; цена каждой лампады не менее 100 руб.
В 1866 г. собору переданы два деревянных дома и флигель, принадлежавшие ямбургскому духовному училищу; в них теперь помещается причт. На отопление квартир дается от церкви священнику 60 руб. в год, диакону — 30 руб., псаломщикам по 15 руб. и просвирне — 12 руб.
К собору принадлежат жители города и ближайших деревень, расположенных на расстоянии 4 -15 верст от города. Прихожан военного звания муж. пола 188, жен. 83; статских муж. пола 34, жен. 33; купцов и мещан муж. пола 16, жен. 184; крестьян муж. пола 915, жен. 831. Прихожане — великорусы и несколько эстонцев, занимаются отхожими промыслами и работой на Нарвских фабриках. У горожан единственное средство содержания — плата за квартиры. Школа одна, земская в дер. Большом Луцком и начальная городская. Часовен три: каменная – в Луцком, деревянные в Порхове и Жабине.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.
Еатерины великомученицы собор (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Каменный собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 г. сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стротельство велось в 1764-83 гг. по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783 г. Выдающийся памятник переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Церковь завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая высота 36 м), с запада – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Главная святыня – икона св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражданской войны (осень 1919 г.). В 1920-21 гг. настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937 г., новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 – 1430 чел.). Храм закрыт постановлением Президиума Ленсовета от 2 декабря 1931 г., переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 г. сильно пострадал от немецких обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е гг. (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е гг. в здании собора находился краеведческий музей. Возвращен верующим летом 1990 г., освящен 15 сентября 1991 г. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и другие святыни.
Красивейший пятиглавый Екатерининский собор можно увидеть и сейчас — всего в нескольких десятках метров от бывшей крепости. Любопытно, что начинал его строить в 1764 г. архитектор А. Мыльников: одноглавым. Но спустя девять лет за дело взялся знаменитый А. Ринальди, автор замечательных зданий в Гатчине и Ораниенбауме, Мраморного дворца в Петербурге. Помимо четырех угловых куполов он вознес на 42-метровую высоту центральный барабан главного купола, увенчав его легким фонариком со шпилем. Да и богато декорированную колокольню (она на четыре метра выше) автор завершил главкой, которая встречается во всех его проектах культовых сооружений. Высокую оценку собору дал И. Грабарь, посчитав его изящным, «все детали которого прорисованы очень тонко и любовно». Екатерининский собор можно назвать памятником не только зодчему и строителям, но и тем, кто его восстанавливал после Великой Отечественной войны. Ожесточеннейшие боевые действия превратили здание в руины, но благодаря мастерству реставраторов во главе с архитектором В. Тихомировым оно было воссоздано в том же виде, в каком и построено в 1783 г.За время реставрации было обновлено внутренне убранство храма, заново выполнен иконостас и храмовая икона св. великомученицы Екатерины в полный рост. «Икону писали долго, так как никаких исторических документов о том, как она выглядела, не осталось. Нам пришлось подбирать стиль ее исполнения к стилю храма» — говорит благочинный Ямбургского округа протоиерей Леонид Степанов. Эскизов и фотографий исторического иконостаса не сохранилось, поэтому был выполнен новый — в стиле барокко, соответствующий общему облику храма. «С внешней отделкой собора пришлось потрудиться — говорит отец Леонид, — на наш выбор было представлено несколько образцов, но ни один не понравился. В итоге решили использовать орнамент вышивки одного из платьев императрицы Екатерины». Собор был поставлен в 17 веке на месте гораздо более древнего, в котором Петр I венчался с Екатериной.
http://renatar.livejournal.com/242528.html
Собор Святой Великомученицы Екатерины — главный православный храм старинного города Кингисепп (бывший Ямбург). Своим рождением он обязан воле императрицы Екатерины II и её указанию от 1762 года. Однако годом ранее её венценосная предшественница Елизавета Петровна всего за несколько месяцев до смерти приказала выстроить в Ямбурге храм: «…понеже через оный город лежит большая проезжая дорога, да при оном состоит дворец… чего ради Божию церковь немедленно построить должно от Дворцовой канцелярии». Местом для будущего храма была определена территория чуть западнее пепелища сгоревшей деревянной церкви Архангела Михаила, в ХVIII веке считавшаяся в городе главным храмом. В тот роковой день, 9 мая 1761 года, в Ямбурге сгорело более двух десятков жилых дворов и оба деревянных храма. Это, прежде всего старый, вконец обветшавший к тому времени храм, освящённый во имя Архистратига Михаила и возведённый указом императора Петра Алексеевича в 1703 году, когда Ямбург наконец-то стал русским городом. В нём уже давно не шли службы, а прихожане посещали недавно выстроенную по соседству ему на смену деревянную церковь, также освящённую в честь архангела Михаила. Пожар лишил город обеих церквей. Императрица Елизавета на будущие расходы не поскупилась: храм должны были строить непременно из камня, а в зодчие якобы решено было пригласить самого Франческо Бартоломео Растрелли, что впрочем, не подтверждается никакими историческими источниками. Но до кончины Елизаветы успели только подвести под будущий храм фундамент.
В 1764 году Екатерина II, совершая поездку по Эстляндии и Лифляндии, посетила Ямбург. Побывав в городе, новоиспечённая императрица прониклась сочуствием к бедственному положению прихожан-погорельцев. И крестить новорождённых, и отпевать покойников тут нередко приходилось в простой палатке из холста. Приказав соорудить временное помещение для храма, императрица повелела стройку главного храма продолжить. Более того, своим Высочайшим указом она способствовала полной реконструкции старого Ямбурга. «Возобновление Ямбурга» было поручено Ивану Перфильевичу Елагину. 20 августа 1764 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «желающие построить в Ямбурге каменную церковь из казённых или собственных материалов для торгу явиться могут в Главной Дворцовой канцелярии». 11 апреля 1766 года: «К возобновлению города Ямбурга потребны разные материалы, а именно, брёвны, доски, мох, гвозди железныя и проч., также и плотники; того ради желающия как вещи также и работных людей поставить, явиться могут у Его Превосходительства господина действительного Статского Советника и Кавалера, Ивана Перфильевича Елагина». Екатерине очень хотелось видеть Ямбург, населённый высокопрофессиональными ремесленниками и негоциантами, достойным компонентом в местном геополитическом раскладе. Город был частым пунктом остановок императрицы во время её вояжей из Северной Пальмиры в Лифляндию и Эстляндию, особенно в любимый ею Таллин (тогда Ревель). Величественный собор «не хуже столичного» в маленьком Ямбурге тешил бы тщеславие самодержицы и удивлял её гостей.
Сохранилась собственноручная резолюция Екатерины от 1764 года: «Дворцовая Канцелярия построить имеет в Ямбурге каменную церковь, сделав план, представить, во что она обойдётся». А создателем проекта был избран известный в ту пору архитектор Антонио Ринальди. Считается, что в основу проекта итальянского зодчего лёг ранее построенный им в малороссийском городе Почепе храм Воскресения Христова. Существует версия о том, что Екатерининский собор стал малой копией другого собора, якобы уже спроектированного прежде итальянцем, но так и оставшегося в чертежах. Так или иначе, в начале весны 1765 года Ринальди представил в эскизах план, разрез, фасад храма и проект иконостаса, после чего к работе подключились признанные специалисты-россияне. И если общее руководство строительством осуществлял статс-секретарь Екатерины, сенатор Иван Елагин, отвечавший и за общую реконструкцию всего Ямбурга, то строящим архитектором собора стал опытный Андрей Мыльников. Согласно проекту Ринальди, он составил точную смету всех расходов «на материалы и на разные работы» и сумел существенно удешевить предварительные расчёты предполагаемых трат, сделанные «архитектурии прапорщиком» Николаем Слядневым.
В 1766 году наконец-то были торжественно заложены первые символические камни в основание будущего храма, и в далёкой приграничной глубинке Российской империи приступили к постройке величественного, поистине «придворного» собора! Однако если многие русские православные церкви строились всем миром, на пожертвования, то Екатерининский собор стал результатом напряжения сил самых различных ведомств и производств всего государства. Конечно, экономили на провозе: алебастр закупали у рижских соседей, клей — у ревельских; с ладожских и онежских берегов транспортировали великолепный местный мрамор, который весьма ценил Ринальди. Возле самого Ямбурга, вдоль лужских берегов добывали хороший, чистый песок, глину и необычную, особо прочную известь для фундамента.
Строительство ямбургского собора продолжалось до 1773 года. 7 июля Иван Елагин представил подробный отчёт в Дворцовую канцелярию об окончании строительных работ, и тут случилось невероятное. Храм оказался… не таким, как надо! Это ещё одна загадка истории собора, своим величием и куртуазностью, казалось бы, никак не сответствующего провинциальному статусу. Готовый однокупольный храм с равносторонним крестом в основании эффектно смотрелся на обрыве речного берега: простор барабана подчёркивали восемь огромных окон прямоугольной формы, а фасад был изящно декорирован разнообразными кронштейнами, вазами, барельефами и другими архитектурными изысками. И почти всё это надлежало переделать! Очевидно, на этот раз вновь сыграло свою роль всесильное время. И здесь весьма важно мнение кропотливого исследователя истории этого храма, российского искусствоведа Андрея Белобородова — просто изменилась мода на архитектурные решения российских православных храмов 1770-х годов: «Начало этому долгому процессу было положено ещё при Елизавете Петровне. Императрица не жаловала однокупольные храмы, возведённые по европейскому образцу. С того времени церковные сооружения всё чаще стали обретать православное пятиглавие». Екатерина также пожелала видеть собор в Ямбурге пятиглавым и ещё более представительным. Строительство тотчас продолжилось, и к 1780 году собор обрёл привычный для нас облик, получил колокольню и стал пятиглавым.
Храм был выполнен из кирпича, лишь капители и базы потребовали более мягкого известняка. Он словно стремился ввысь: четыре купола по углам покоились на высоте 42 метров, а на центральный барабан пятого, главного из куполов, был установлен лёгкий и изящный светильник со шпилем. Ещё выше — на 46 метров — вздымалась колокольня, богато декорированная, являясь тем самым неотъемлемым и подлинным украшением собора. 10 мая 1780 года в Ямбург прибыла императрица принимать работу. Екатерина осталась довольна и приказала освятить собор. Но вновь произошло удивительное: указ самодержицы задержали на целых три года. Официальной причиной было отсутствие ряда образов иконостаса; существует версия, что писавшему 23 иконы для храма профессору Академии художеств Г.И. Козлову попросту крайне нерегулярно платили деньги за его важный и ответственный труд. 6 апреля 1783 года новоиспечённый собор в Ямбурге был, наконец, освящён архимандритом Макарием во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской. Почти 20 лет строительства большого храма в Ямбурге завершились. Первоначальный его образ был кардинально изменён, зато теперь «придворный собор» в стиле переходного периода барокко к классицизму своим внутренним убранством и вправду походил на роскошный зал какого-нибудь дворца. Примечательно, что пока строился Екатерининский собор, сам Ямбург оставался городской крепостью с военным гарнизоном. А с появлением собора указом императрицы крепость упразднили, храм же выстоял перед всесильным временем, радуя горожан и туристов и по сей день.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №243, 2017 г.
Величественный и великолепный — именно так можно смело охарактеризовать гордый пятиглавый собор Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе. Три яруса высокой колокольни, стены с колоннами и барельефами, высокие окна, парадные входы в нескольких порталах неизменно производят впечатление на любого человека, видящего этот храм впервые. Всего же в соборной колокольне оборудованы целых три портала, каждый со своим особым декором. Их проёмы представляют собой красочные арки с двойными наличниками. Карниз всего храмового здания заметно вынесен вперёд, и над ним весь периметр собора ограждает прочный кирпичный парапет. Кроме того, все стены собора обнесены цоколем почти метровой высоты, сформированным из шести плит, вытесанных из известняка.
Изначально при строительстве Екатерининского собра одним из определяющих факторов было избрано изящество форм и линий. Поэтому стены фасадов жемчужно-серого цвета, а пилястры, вазы и прочие элементы скульптурного декора оставили белыми. Кроме того, подобное сочетание визуально придало собору ощущения дополнительного воздуха и объёма. Чтобы оттенить обилие светлого на фасадах, кровлю и карнизы окон художники-оформители окрасили красно-кирпичной краской; для шпиля же и ряда других элементов колокольни применилась краска с совсем уж экзотическим названием — «ярь венецианская». Несмотря на столь эмоциональное звучание, это всего лишь сине-зелёная масляная краска, придающая покрытым ею поверхностям оригинальный оттенок благородной патины. С годами стены собора претерпели целый ряд изменений, от губительного воздействия погоды до прямого разрушения в пору Великой Отечественной войны. И лишь летом 2004 года после реставрационных работ фасад главного храма Кингисеппа вновь обрёл свой первоначальный цветовой облик. Утрата не только исходной расцветки стен, но и немалое количество элементов декора, тех же трёх десятков алебастровых ваз, ещё в течение ХIХ века, не была восполнена в ходе реставрации, начавшейся в 1965 году. Это привело к серьёзным разночтениям в определении стилистики, в которой был спроектирован и построен храм архитектором Антонио Ринальди. Ведь собор лишился, прежде всего, элементов, относящихся к стилю барокко, и потому почти безоговорочно был отнесён специалистами к раннему классицизму, на фоне которого признаки барокко выглядели как редкие исключения и вольности стиля великого итальянца. Ныне преобладает точка зрения — и она кажется более справедливой — что собор Святой Екатерины был задуман и создан именно на стыке барокко и классицизма как пример некоего переходного периода между ними. Что безусловно делает гордость православного Кингисеппа только ещё более интересной, важной и привлекательной.
Екатерининский собор имеет пять глав в лучших традициях русской православной архитектуры. Главы располагаются на высоких барабанах, увенчанных волнистыми карнизами. Четыре малые главки в рамках единой композиции подчинены центральной главе с куполом и световым барабаном диаметром 9 метров и высотой 10 метров; в нём прорезаны 8 больших окон. Освещение собора организовано с помощью восьми прямоугольных окон, разделённых кирпичными перемычками. Оконные проёмы оборудованы декором в стиле зодчества ХVIII века с наружными архивольтами и штукатурными наличниками. Пространство между окнами оформлено филёнками; по оси каждого из окон над карнизом барабана использованы скульптурные компзиции ангелов. Излюбленная создателем собора Антонио Ринальди трёхъярусная колокольня — знак его фирменного стиля в архитектурных проектах. В Екатерининском соборе она примыкает к основному зданию храма с западной стороны. Будучи в плане квадратной, колокольня имеет большой портал с парадным входом и крыльцом. Над боковыми входами в храм помещены иконы святой великомученицы Екатерины и образ Спасителя Иисуса Христа «Господь Вседержитель».
В соборе великолепно выдержано единство формы и содержания: представительный и величественный снаружи он роскошен и внутри. Причиной тому не в последнюю очередь стало заложенное ещё в проекты Антонио Ринальди органичное смешение стилистик барокко и классицизма. Внутренний интерьер храма, строительство которого санкционировала сама Екатерина, наверное, под стать роскошной обстановке дворца самой императрицы. Изящная лепнина и тёплые краски стен, резные колонны внутри храма, его высокие потолки, прихотливо расписанные иконописью, оригинальные авторские фрески и великолепие царских врат — всё это ошеломляет и приводит в состояние благоговения. Вертикальность всей композиции здания собора раскрывается с помощью колонн и больших арочных перекрытий. Полы в храме выложены паркетом из сосны; в притворе пол плитный.
Среди внутреннего убранства на фоне царских врат и разнообразной иконописи особой красотой и благолепием выделяется маленький, но весьма нарядный золочёный иконостас с изображениями трёх известных великомучениц России, в центре — святая Екатерина. Лепнины в интерьерах собора немного, поскольку она уже не увязывалась с тогдашним увлечением Ринальди классицизмом. В целом же интерьеры вполне органичны с фасадами собора и не создают нежелательных контрастов в восприятии облика храма в целом. Безусловно, внутреннее убранство собора не раз менялось, реставрировалось, часть элементов декора была утрачена. Вместе с тем к началу ХХ века был живописно оформлен притвор, а внутри главного купола и на стенах были добавлены 19 выразительных живописных фресок в стиле гениального иллюстратора Библии Гюстава Доре. Волею судеб в соборе Ямбурга никогда не было действительно старинных фресок и икон. Практически все иконы иконостаса, помимо образа Митрофана, писал один иконописец, профессор Академии Художеств Гавриил Игнатьевич Козлов. Есть в храме и холсты с изображениями четырёх евангелистов, принадлежащих кисти художника П.П. Коха. В 1882 году их щедро оплатил местный благотворитель, потомственный почётный гражданин Александр Орлов. Главная героиня иконописи Екатерининского собора, конечно же, святая великомученица Екатерина. Деревянный трёхъярусный иконостас собора с колонками и золочёной резьбой, некогда придававший обстановке храма ощущение пышности и достатка, в ходе последующих реставраций интерьеров был изготовлен заново. Единство формы и содержания — основа той атмосферы красоты, уюта и гармонии, которое испытываешь, находясь в Екатерининском соборе.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск № 243, 2017 г.
Поклонный крест рядом с храмом воздвигнут стараниями настоятеля Екатерининской церкви архим. Гурия. По его предположению, крест установлен на месте захоронения гренадеров из армии Петра Великого. Освящен крест – оберег города 14 августа 2006 г. Курган в Ямбурге с первым каменным крестом на могиле русских воинов, павших в войне со шведами, фиксируется в документах XIX в.
http://libr-kingisepp.narod.ru/hram/2013_cerkvi_rajona_pechatat_sbornik.pdf
Екатерининский собор в Ямбурге первоначально был деревянным и находился рядом с нынешним шоссе, проложенным по валам крепости. После пожара 1760 г. на его месте решили возвести каменный собор по проекту известного петербургского зодчего Б. Ф. Растрелли. Однако проект этот осуществлён не был, и с 1762 по 1782 гг. строительство велось по проекту А. Ринальди. Собор, возвышающийся ныне в центре Кингисеппа — пятиглавый, крестообразный в плане, с колокольней по западному фасаду. В нижнем ярусе колокольни имеется вход в храм. С юга и запада к колокольне примыкает небольшая паперть.
Екатерининский собор — редкий памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму, одно из немногих дошедших до нас творений А. Ринальди. Весьма эффектно выглядит декоративное оформление фасадов собора, украшенных спаренными колоннами, пышным многопрофильным карнизом с сильным выносом и аттиком. Нарядные окна собора обрамлены наличниками с сандриками. Над окнами центрального барабана укреплены головки путти. Пилястры коринфского ордера и лопатки украшают трёхъярусную колокольню. Пропорциональность всех объёмов собора, гармония вертикальных, устремлённых вверх частей, сочность деталей убранства придают ему лёгкость при общей монументальности.
Обветшавший к началу ХХ столетия собор реставрировался под руководством Д. М. Резвого: в ходе реставрации были укреплены конструкции куполов и сводов. В годы Великой Отечественной войны редкий памятник архитектуры был частично разрушен огнём немецкой артиллерии. В 1967 году ленинградские реставраторы приступили к восстановлению собора в его первоначальном виде. Каменщики В. Гордиенко, Г. Дубинин, А. Билык, кровельщик В. Журкин, А. Кудрявцев, лепщик А. Фонкац под наблюдением производителя работ Д. Бельмана полностью восстановили разрушенный купол, завершение колокольни, убранство декора. Работы велись по проекту архитектора В. М. Тихомирова. Ныне замечательное творение Антонио Ринальди украшает современный Кингисепп.
В соборе до 1991 года находился Краеведческий музей, оформленный творческим коллективом во главе с заслуженным художником РСФСР А. Г. Скрягиным.
Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987