Кинешма. Собор Троицы Живоначальной.

Собор Троицкий в Кинешме. Крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решено в формах позднего классицизма. Квадратный основной четверик под низкой четырехскатной кровлей завершен крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами. На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам — четырехколонные портики дорического ордера. На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счет небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.
Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках — основанием для фронтонов, а на четверике — для высокого аттика. Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз, декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами, опирающимися на импосты, и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.
Внутреннее пространство собора четырехстолпное. Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой, угловые компартименты — крестовыми сводами, рукава креста имеют плоские перекрытия.
Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в сер. 19 в., на куполе, барабане и в парусах — в кон. 19 в. Вся живопись поновлялась в нач. 20 в.
Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушенных теплых тонах (коричневатых, темно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбеленных тонах выполнена в духе позднего академизма.
В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана — апостолы и избранные святые, в нижней части барабана — четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах — евангелисты. На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены Архангел Михаил и «Похвала Богоматери»). Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок — гризайльные фигуры архангелов. Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами. Сохранилось паникадило 2-й пол. 19 в.
Сторожка — небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики. Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объем завершен двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине — крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещен выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов — широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон — небольших, с лучковыми перемычками, — в простых рамочных наличниках.
Ограда с воротами. Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решетка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединенные волютообразными завитками (вдоль набережной — кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филенки.
Двое ворот (обращенные к Советской пл. и к набережной — Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую ул., решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проемами калиток (полотнища ворот и калиток не сохр.).
Арки дополнены архивольтом, опирающимся на импосты, и замковым камнем. В карнизы пилонов и высоких аттиков над ними включен ряд сухариков. Столбы на участке ограды, примыкающей к этим воротам, завершены ступенчатым карнизом.
Беляев, 1863, с. ПО, № 1; ИАК, 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113; Краткие статистические сведения… 1911, с. 111-112; Шитлина. 1970, с. 25-26, 32-33; Шлычков, 1983, с. 57-58.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 440-446

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?