Кинешма. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор Успенский в Кинешме. Крупный храм соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Двусветный четверик под четырехскатной кровлей вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми главами (центральная более крупная) с полусферическими куполами. Два пониженных боковых придела имеют полукруглые апсиды — они располагаются по сторонам трех высоких, также полукруглых апсид главного алтаря, но слегка отодвинуты к западу. Одноэтажный западный притвор вытянут по основной оси храма и заканчивается скруглением паперти.
Декор фасадов весьма лаконичен. На углах четверика поставлены широкие лопатки, в невысоком аттике — арочные нишки на месте закомар. Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проемы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде — арочные; все эти проемы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид — крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов шире и ниже основных, обработаны дощатым рустом. Нижние окна здесь арочные, верхние — круглые, в ленточных наличниках. Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики. Притвор выполнен в стиле классицизма, в его провинциальном варианте. В западной скругленной части притвора расположены три широких арочных дверных проема; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном.
Первоначально трехнефное внутреннее пространство собора после перестроек стало пятинефным. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столбами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи. Над притвором — низкий коробовый свод с распалубками над окнами.
Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 г. Это дает основание предполагать существование более ранних стенописей, очевидно созданных вскоре после сооружения собора, но они не сохранились. Масляная живопись сер. 19 в. поновлялась в нач. и сер. 20 в., ее колорит сильно огрублен. Ряд композиций написан заново в нач. 20 в.
Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для сер. 19 в. На своде написаны ангельские головки и Святой Дух в виде голубя, на арках — мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них выделяются гризайльные композиции «Ангелы у престола» в люнетах боковых стен. Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых (в нижнем ярусе) включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса и видений пророка Исайи.
Главный двухъярусный иконостас в формах позднего классицизма типичен для сер. 19 в. Царские врата фланкируют два портика — одни внутри другого. Над вратами установлено резное из дерева «Распятие с предстоящими»; обрамляющая его арка врезана в основание второго круга иконостаса. Здесь четырехколонный портик завершен пологим фронтоном с разорванной нижней гранью. Фоновые части и стволы колонн окрашены в белый цвет, капители и резные детали — золоченые. Придельные одноярусные иконостасы выполнены в кон. 19 в. в духе эклектики.
Над внутренним восточным порталом притвора, ведущим в храм, помещена скульптурная группа «Тайная вечеря», вырезанная из дерева и раскрашенная. Она исполнена в 1-й пол. 19 в. в традициях народной резьбы. Несколько грубовато выполненные персонажи отличаются своеобразием и выразительностью. В храме сохранились резные киоты и паникадила 2-й пол. 19 в.
Колокольня. Одна из лучших в Ивановской обл. колоколен, сооруженных в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются еще два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем.
Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом, веером сходящимся к арочным проемам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной — на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трехчетвертные колонны тосканского ордера: на фасадах второго и третьего ярусов — это четырехколонные портики, в четвертом — двухколонные. Усложняют пластику объемов аналогичные колонны на углах ярусов — в духе барокко. Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвертом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн.
Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север—юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Беляев, 1863, с. ПО, № 1; ИАК, 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113; Краткие статистические сведения… 1911, с. 111-112; Шитлина. 1970, с. 25-26, 32-33; Шлычков, 1983, с. 57-58. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 440-446

Успенский собор имеет два храма: Успенский холодный и Троицкий теплый, оба каменные, с такою же отдельною колокольнею, построенною в 1798 г. Первый храм построен в 1745 г., на какие средства неизвестно, второй в 1838 г. на церковные суммы, при помощи горожан и благотворителей из горожан. Ограда каменная с железною решеткою, кладбище общее городское, в полуверсте от собора. В Успенском храме три престола: в честь Успения Божией Матери, св. благов. князя Александра Невского и св. равноап. князя Владимира. В Троицком храме также три престола: во имя Пресвятой Троицы, Покрова Божией Матери и архистратига Михаила и свят. Алексия, митрополита Московского.
Достопримечательности собора: местно чтимая икона Божией Матери Федоровская, времен царя и великого князя Михаила Федоровича, и Евангелие того же времени, напечатанное при патриархе Филарете. Постоянные средства собора — проценты с капитала общего назначения в 925 руб., кроме того, есть капитал в 300 руб. со специальным назначением на украшение собора.
Есть каменная часовня, устроенная над могилою кинешемских граждан, павших в 1609 г. при защите г. Кинешмы от поляков, под предводительством Лисовского. Часовня содержится на средства города; продажи свеч и масла в ней не производится, и дохода собору она не приносит.
При соборе существует с 1885 г. на правах братства попечительный совет о бедных г. Кинешмы.
Причт: по штату семичленный – протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Земли при соборе усадебной 414 кв. сажень, в пустоши Ивановской 30 десятин 1811 кв. сажень; пустошь застроена домами посторонних лиц, поселившихся здесь с разрешения епархиального начальства. В пустоши Юрюпинской 30 десятин 680 кв. сажень, в том числе пахотной 9 десятин, луговой 3 десятины, под лесом 17 десятин, под речкой 1000 кв. сажень, под проселочной дорогой 1140 кв. сажень. На острове Белкаш 80 десятин, в том числе сенокосной 25 десятин, под песками, тальником и под водою 55 десятин. Планы и межевые книги на землю есть.
Прихожан 818 муж. пола, 1010 жен. пола, по характеру занятий приход торговый и фабричный. Приходских селений 4 на расстоянии 3 верст от собора. При соборе церковно-приходская школа.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожжёный поляками в 1609 году. В писцовой книге за 1629 год о деревянном соборном храме сказано следующее: «Да на городище же место церковное, что была вторая церковь соборная же Преображение Спасово и тое-де церковь сожгли литовские люди…» Сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения. Известно, что главным вкладчиком при этом выступил соборный дьячок И.А. Попов. 
В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стойная колокольня. Позже появилась ограда с воротами. В начале ХIХ века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского и равноаостольного князя Владимира. В начале ХХ века приделы надстривались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1855 году, о чём сообщает выполненная на одном из столпов надпись. Есть надпись и на соседнем столпе — она касается высоких гостей, посещавших Успенский собор: «Сей святой храм в 1834 году октября 9 дня посещён был государём императором Николаем Павловичем, в 1850 году изволили посетить сей храм их императорские высочества государи великие князья Николай и Михаил Николаевичи». В длину Успенский собор достигает 40 метров, в ширину — 33 метров. Основной четверик в плане представляет собой вытянутый с запада на восток прямоугольник со сторонами 19 и 25 метров. Отдельно стоящая пятиярусная колокольня, архитектурная доминанта дореволюционной (да и современной) Кинешмы, видна отовсюду. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвёртый — портиками тосканского ордера, причём если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми треугольными фронтонами, то в четвёртом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть, нижние три яруса исполнены в стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. Это выражено гранёной формой кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающим вазу основанием шпиля. 

После октябрьской революции Успенскому собору пришлось пережить немало трудностей. К 1941 году в райцентрах области не осталось ни одной действующей церкви. 1 ноября 1940 года в кинешемском Успенском соборе было совершено последнее богослужение. К счастью, разрушить храм не успели, лишь подвергли разграблению. В 1946 году Успенский соборы вернули верующим. С тех пор в Успенском соборе уже не умолкала молитва.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №194, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?