Ведлозерское сельское поселение. Памятники архитектуры:
1) Часовня Дмитрия д.Пенгисельга (сер. ХVIII в.)
2) Часовня Смоленской Богоматери д.Кинерма (2-я пол. ХVIII в.) входят в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района (по состоянию на 01.01.2012 г.).
Источник: http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-pamjatnikov-istorii-i-kul-tury-respubliki-karelija/prjazhinskij/ сайт Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия
Часовня Смоленской иконы Божьей Матери, XVII в.
Первые письменные упоминания о деревне относятся к 1563 году, когда эти земли были внесены в писцовые книги Обонежской пятины. Согласно записям, тогда деревня состояла из четырех хозяйств. У Кинермы оказалась непростая судьба. В конце XVI века, во время войны России со Швецией, деревня была сожжена. Второй раз ее разрушили в XVII веке, во время польско‑литовских набегов. Кинерму отстроили заново, сумев сохранить с тех пор ее облик.
Часовня Смоленской иконы Божьей Матери, XVII в. Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII — началу XVIII века. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. По преданию место постройки часовни указала сама икона, чудесным образом явившись в полях. Чудотворная икона Божьей Матери всегда привлекала множество паломников, чему свидетельствует богатый, чудом сохранившийся резной иконостас. Сегодня икона храниться в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия. Часовня состоит на государственной охране как памятник архитектуры.
http://pryazha.ticrk.ru/ru/sightseeing/gallery_7362/
Часовня Смоленской Богоматери построена во второй половине ХVII в. Храм разновременен. Его ядро — разновысокая клетская часовня с галереей датируется второй половиной XVIII в. В XIX в. разобрана звонница, утрачено северное крыльцо, здание снаружи обшито тесом, главка покрыта железом, традиционная кровля заменена на прямообрезанный тес. В середине ХХ в. крыша покрыта шифером. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. Часовня состоит на государственной охране в качестве памятника архитектуры.
http://monuments.karelia.ru/napravlenija-dejatel-nosti/populjarizacija/stat-i-ob-ob-ektah-kul-turnogo-nasledija/prjazhinskij-rajon/istoricheskaja-derevnja-kinerma/
Часовня Смоленской Богоматери в Кинерме особенно знаменита тем, что никогда не использовалась ни по какому другому назначению, кроме как часовня. В 1930-е г.г. местные жители отстояли свою часовню и не согласились сделать из неё клуб, несмотря на угрозу ссылки и смертной казни. Тогда властями было решено снести часовню силой. На разрушительные работы были наняты посторонние работники, а жители деревни ушли на луга, чтобы не видеть разрушения. Сносить часовню начали с колокольни – подпили столбы, обвязали их веревками и стали стягивать вниз. Колокольня, упав на землю, издала такой неестественный звук, что он был услышан и на лугах, а присутствующие на месте говорят, что им показалось, будто земля разверзлась под ногами. Работники настолько испугались, что отказались продолжать работы по сносу. До войны так и простояла часовня с разрушенной крышей. Во время войны снова было разрешено проводить богослужения и местные жители смогли починить крышу. После войны вплоть до перестройки ключи от часовни были в сельском совете, и местные жители не могли в неё войти. Но в праздники люди все равно собирались на крыльце и читали молитвы. После перестройки начались регулярные грабежи и сохранившийся полностью до 80-х г.г. иконостас был почти полностью разграблен вандалами.
В современности в Кинерму на престольный праздник деревни День иконы Смоленской Божьей Матери (10 августа) приезжает священник и проводит службу.
Летняя и зимняя экспедиция «Православные святыни Пряжинского района Карелии», http://tourism.karelia.ru