Кимженский приход состоит из двух селений: Кимженского, расположенного при устье р. Кимжи (левый приток р. Мезени), и Дорогорского в 15 верстах от Кимженского на противоположном (правом) берегу р. Мезени, входившего до 1857 г. в состав Заакакурского прихода. В приходе две церкви: приходская в сел. Кимженском, отстоящем от ближайших приходских церквей — Заакакурской в 17 вер. (ниже по р. Мезени) и Жердской в 5 (выше), от г. Мезени в 32 верстах и от г. Архангельска в 476 лет. и 619 зим., и приписная в сел. Дорогорском. Жителей к 1 января 1895 г. состояло 556 м.п. и 590 ж.п.
По устному преданию, занесенному в памятную церковную книгу, первым насельником описываемого прихода был один крестьянин со своим семейством из селения Немнюги Пинежского уезда, поселившийся в нач. XVI в. при р. Кимже в двух верстах от впадения её в Мезень и построивший здесь для себя небольшую часовню. По тому-же преданию, в 1600 г. население Кимженского выселка возросло уже до 60 чел. муж. пола, устроивших в нач. XVII в. церковь с колокольней в честь иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, с приделом во имя препод. Зосимы и Савватия Соловецких. Эта церковь в 1699 г. сгорела от молнии, но имущество её было спасено. В это время жители Кимженского селения имели при своей церкви отдельный причт, так как в актах от 1700 г. упоминается священник Кимженской волости Лука.
Вместо сгоревшей, по грам. apxиeп. Афанасия от 20 дек. 1700 г., данной по просьбе священника Кимженской волости Луки и церковного приказчика Захарки Минина от 10 дек. того же года, начата постройкой новая церковь Одигитриевская, об одном престоле, строившаяся по бедности прихожан очень медленно и освященная уже в 1763 г. десятским священником Лампоженской слободки Симеоном. Одновременно с церковью устроена была и колокольня на пяти столбах. Церковь эта построена почти вся из лиственничного леса, отличающегося особенною прочностью, а потому существует до настоящего времени. Прежняя же колокольня заменена в 1877-1878 г.г. новою (над церковной папертью) с небольшим конусообразным шестигранным шатром, завершающимся главою и крестом.
Здание храма устроено в виде креста. Над кровлей возвышается большой шестигранный шатер и над ним глава с восьмиконечным крестом. На четырех углах кровли стоять четыре шатра небольшого размера, имеющие своими основаниями четыре же медальона в виде сердца и завершающиеся также главами с восьмиконечными крестами. Шатры и главы в 1876 г. покрыты деревянной чешуёй. Снаружи здание храма не обшито, а внутри стены и потолки обшиты досками и выкрашены голубой краской. Иконостас двухъярусный; иконы, особенно во 2-м ярусе, старинные. Антиминс холщевый, священнодействован епископом Иоасафом 16 февр. 1763 г. Утварь церковная незначительна по количеству, но прилична по качеству; ризница весьма недостаточна, плоха и ветха.
Средствами к содержанию храма служат арендная плата (в 1894 г. 58 р. 45 к.) за 389 саж. сенокоса, кружечно-кошельковый сбор (1 р. 20 к.) и прибыль от продажи свечей (29 фунт.).
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии, вып.III, 1895 г.
Знаменитая Одигитриевская церковь в Кимже (начало 18 в.) разобрана в 2008 году. Насколько известно, сейчас работы по реставрации приостановлены. Колокольня, 1763 г., не сохранилась.
http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/
В Поморье завершилась десятилетняя реставрация уникальной церкви XVIII века
Завершены основные реставрационные работы по воссозданию памятника истории и культуры деревянного зодчества федерального значения «Церковь Одигитрии» XVIII века в деревне Кимжа Архангельской области, сообщает инспекция по охране объектов культурного наследия региона. Реставрация велась более десяти лет. «Проделан большой объем работ: по изготовлению и установке оконных заполнений, продухов цоколя, устройству дверного проема в подклет церкви, черного и чистого полов, солеи и амвона с клиросами в молитвенном помещении, реставрации декоративных кованых решеток, установке резных столбов в трапезной, их очистке и докомпановке утраченных участков, обшивке помещения притвора профилированной доской, устройству обшивки лестницы на колокольню», — говорится в сообщении.Работа позволила реанимировать также иные, не всегда заметные части памятника. «Спасение еще одного памятника деревянного зодчества — это достойное событие для Русского Севера — родины культового деревянного зодчества, Архангельской области, в которой создан не один шедевр деревянной архитектуры, и, конечно, для самой красивой деревни Кимжи, которая стремится сберечь свою архитектурную историю», — подчёркивают в инспекции.Как сообщалось в 2008 году, церкви угрожало полное разрушение. По оценке специалистов, Одигитриевская церковь в Кимже, построенная в 1700-1763 годах, выдающееся произведение мирового деревянного зодчества редкого типа «шатер на крещатой бочке». Храм построен из самого прочного северного строительного материала — лиственницы. Рядом колокольня «о пяти столбах». Примечательно, что церковь видна почти из каждой кимженской избы. С 1968 года Одигитриевская церковь находится под охраной государства.
http://interfax-religion.ru/?act=news&div=74194
Деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1700-1709 г.г. и освященная в 1763 г., является образцом пинежско-мезенской школы деревянного зодчества. Храм на подклете состоит из высокого четверика, увенчанного шатром с луковичной главкой, прорезанным крупной крестчатой бочкой, и увенчанной четырьмя главами, алтаря, крытого бочкой, и небольшой трапезной. Новая шатровая колокольня надстроена над папертью в 1877-1878 г.г. В конце 1890-х г.г. стены были обшиты тесом. Закрыли церковь в 1930-х г.г.
В 1993 г. в селе была восстановлена православная община, богослужения с 2001 г. проходят в приспособленном здании. Ремонтно-реставрационные работы проведены в начале 2000-х г.г. В 2008 г. церковь полностью разобрана с целью реставрации путем полной переборки. В 2016 г. закончены ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы.
Церковь в Кимже — единственный на данный момент сохранившийся памятник пинежско-мезенской школы.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
В деревне Кимжа Архангельской области сохранилась уникальная шатровая деревянная церковь — Одигитриевская. Таких образцов деревянного зодчества Севера в России почти не осталось. Ещё в 1968 году она была признана памятником архитектуры. Ну, а сохранить церковь до наших дней удалось не только благодаря её отдалённому расположению, но и благодаря храбрости местных жителей, защитивших её в советские годы от воинствующих атеистов.
Одигитриевская церковь — редчайший образец деревянного зодчества, построенный по принципу «шатёр на крещатой бочке». Храм такого типа отличается тем, что его шатёр расположен не на восьмерике, что встречается чаще, а на четверике. В нижнюю же его часть врезаны четыре бочки (так называется тип крыши в форме незамкнутого цилиндра или полуцилиндра с заострённым верхом), из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из этих бочек.
Согласно сохранившимся документам, построила храм в начале 1700-х годов артель под руководством местного плотника Иева Прокопьева. Освятили же её только в 1763-м, что, возможно, было связано с тем, что приход был бедным и на отделку храма ушло много лет. Интересно, что первоначально кресты на церкви в Кимже поставили не четырёхконечные, а восьмиконечные, как у старообрядцев. Об этом доложили архиепископу. В итоге пришлось проводить целое расследование, благодаря которому и появилась дошедшее до наших дней первое подробное описание этой церкви с её изображением. Расположенная в центре деревни Одигитриевская церковь — последний храм мезенского стиля, в этих краях больше таких не осталось.
Внешне эта церковь выглядит очень величественно — она высокая, устремлённая в небо. Возвышаясь на фоне маленьких окрестных домиков, храм производит впечатление, что он главенствует (что символично), над деревянными крышами деревенских обывателей и заметен из любой точки деревни. У церкви пять куполов, плюс шестой на колокольне. Главный купол возвышается на шатре, ещё четыре — по четырём сторонам, установленных на невысоких шатриках. Помимо колокольни с крыльцом (конструкция — восьмерик на четверике, сверху — шатёр с главкой), к основному объёму с запада пристроена трапезная. При постройке деревянных домов и церквей в этих краях обычно использовалась лиственница, Одигитриевская церковь — не исключение. Это очень долговечное дерево, тем не менее и оно со временем разрушается от воздействия природных катаклизмов.
В 1895 году церковь реставрировали. Второй раз реставрацию проводили только в 1970-х годах, причём, работы на этот раз были проведены непрофессионально и некачественно, так что церковь пришлось реставрировать ещё раз — уже в начале нулевых. Впрочем, могло случиться и так, что и реставрировать в наши дни было бы нечего. Дело в том, что, по воспоминаниям местных старожилов, в годы советской власти большевики собирались превратить Одигитриевскую церковь в хозпостройку, а по сути — уничтожить. Однако за неё вступились местные жители. Старшее поколение организовало в церкви дежурства, круглосуточно охраняя её и не пуская в неё посторонних. Что удивительно, это помогло — от церкви отстали.
А вот последний настоятель кимженской церкви, отец Василий Гольчиков, прослуживший тут 20 лет, при большевиках пострадал. Атеисты неоднократно требовали, чтобы он отказался от сана, однако каждый раз он отвечал им: «От веры не отрекусь!» Весной 1935-го его арестовали и обвинили в том, что он создал в деревне «контрреволюционную группировку церковников» и агитирует жителей против советской власти. На самом деле это было ложью. Более того, он призывал недовольных гонениями на церковь крестьян не устраивать шумных сходок, а вести себя мирно. Отца Василия осудили, отправив на три года в лагеря. Затем он вернулся в Кимжу, а потом переехал с семьёй жить в Архангельск, где поначалу работал возчиком, а позже, после войны, стал служить священником, затем был назначен настоятелем кладбищенской церкви и духовно окормлял прихожан до конца своих дней.
Одигитриевскую церковь в Кимже после ареста батюшки так и не открыли, однако селяне не прекратили духовную жизнь. В отсутствие настоятеля глубоко верующая местная жительница Анна Крупцова собирала селян у себя в доме на евангельские чтения и совершение молитв. В 1937 году её арестовали и увезли в неизвестном направлении. Уже позже, много лет спустя, родным стало известно, что в 1938 году она была расстреляна. В 1998-м её реабилитовали.
В 2001 году Одигитриевскую церковь вновь освятили и образовали в деревне православную общину, которую возглавила Евдокия Репицкая — племянница покойной Анны Александровны. Поскольку по причине ветхости старинной церкви проводить в ней богослужения не представлялось возможным, один из деревенских жителей передал общине свой дом для совершения богослужений. Сейчас отреставрированная церковь в Кимже в 2016 году имеет свежее, ещё не потемневшее дерево, которое делает её особенно светлой, выделяющейся среди других построек села.
С сайта: kulturologia.ru/blogs/080921/51018/Архитектура/Чем уникальна деревянная церковь в Кимже, которую местные жители спасли от большевиков
Старинное село Кимжа расположено на левом берегу реки Кимжи при впадении её в Мезень. По устному преданию, село возникло в начале XVI века, когда здесь поселился крестьянин со своим семейством, пришедший с Пинеги.
Первая церковь в селе была построена в начале XVII века. Освящена она была в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Храм имел придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь сгорела в 1699 году от попадания молнии, но её имущество успели спасти.
Вместо сгоревшей церкви, по грамоте apxиeпископа Афанасия от 20 декабря 1700 года, артелью плотников под руководством Иева Прокопьева начато строительство из лиственницы новой однопрестольной Одигитриевской церкви. Построили храм в 1709 году, но по разным причинам освящение храма затянулось. Он был освящён священником Георгиевской и Троицкой церквей села Лампоженской Слободки (ныне д. Лампожня Мезенского района) о. Симеоном (Семёном Борисовым) только в 1763 году.
Церковь является хорошим образцом пинежско-мезенской школы деревянного зодчества. Храм на подклете состоит из высокого четверика, рубленного «в обло», на который поставлен шатёр, увенчанный луковичной главкой и прорезанный крупной крещатой бочкой, увенчанной четырьмя главами. Шатёр и главы храма были обиты лемехом. С востока клеть основного объёма имеет пятистенный алтарь, рубленный «в обло» и крытый бочкой, а с запада — трапезную под двускатной низкой кровлей. Замыкало постройку с запада красивое крыльцо на два всхода.
При постройки церкви, рядом с ней была построена отдельностоящая шатровая звонница «о пяти столбах» с открытым каркасом, являющаяся образцом раннего типа церковных звонниц. Она простояла до начала ХХ века, и была воспроизведена в наше время при храмах Крестьянской оратайской школы, ныне находящаяся в Троицком Административном округе г. Москвы.
Новая шатровая колокольня появилась над папертью в 1877-1878 годах. А в кон. 1890-х годов стены храма были обшиты тёсом. При советской власти храм закрыли в 1930-х годах. В 1993 году в селе восстановлена православная община. В 2008 году в храме начались реставрационные работы методом полной переборки, которые полностью закончены к 2020 году.
Сегодня Кимжа — это сотни огромных изб-дворов, стоящие тремя улицами у ярко-красного берега реки Кимжи, и практически ни одной постройки моложе 100 лет. Вокруг села раскинулись поля с десятками деревянных крестов и двумя ветряными мельницами-столбовками. С 2017 года село входит в Ассоциацию «Самых красивых деревень и городков России».