Кимры. Собор Спаса Преображения.

21 июля 1902 г. в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении прихожан состоялся крестный ход по Ильинской улице (ныне ул. Урицкого) во главе с прибывшим Тверским владыкой Димитрием, протоиереем Кимрской Воз­несенской церкви П. Ершовым, священниками Покровского собора М. Комаровым, А. Молчановым, И. Никольским, свя­щенниками села Абрамове, И. Куницыным, села Каюрово В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма. Храм был заложен над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901г.
Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трех престольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он сос­тоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена кало­риферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. По­этому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Николь­ский которого вскоре сменил Г. Егоров.
К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, прохо­дящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры — Ильинское (сейчас этого кладбища нет).
При советской власти храм был закрыт. Трагическая исто­рия его не только познавательна, но и поучительна. Давайте коротко остановимся на основным моментах.
Местные власти добросовестно (иногда через чур, рьяно) выполняли указания свыше по борьбе с религией. Районная газета пестрела заголовками «Колокола па индустриализа­цию», «религия—опиум для парода», предложения о закрытии храмов. Но не такой уж простой задачей оказалось расправи­ться с церковью, учитывая тот факт, что большинство насе­ления страны было верующим. Поэтому власти делали это постепенно, поэтапно, одновременно ведя активную антирели­гиозную пропаганду с целью отрыва народа от церкви. Среди таких мер направленных против религии было закрытие духовных учебных заведений, изъятие храмов из ведения духов­ных властей в пользу государства и передача их по договорам вновь созданным религиозным общинам. Власти всячески ста­рались расколоть церковь, поддерживая лояльно относящихся к ним церковников синодально-обновленческой ориентации в их соперничестве с традиционной православной церковью во главе с патриархом Тихоном. На примере Кимр можно было видеть как власти в 1927 г. передали небольшой группе обновленцев Скорбященскую церковь. Одним из примеров борь­бы против церкви явился и запрет достройки каменной коло­кольни Преображенского храма. Местные власти мотивирова­ли это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, веру­ющие на своем собрании согласились на прекращение коло­кольного звона и кроме того обязались собрать крупную сум­му денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закры­тии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губис­полком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссы­лаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот будет решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиоз­ной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М. И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее).
Узнав, о решении в пользу закрытия церкви прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослу­жение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Зазвонили колокола. Толпа людей вскоре выросла за тысячу человек. Слышались возмущенные и бранные слова 1 адрес представителей власти. Секретаря ЦИКа Колоскова хватали за ворот, члену укома (РКП б) Алексееву не давали возможность говорить, рабочий фабрики «Красная звезда» Кожевников был избит и попал в больницу. Видя подоб­ную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. Началось предварительное следствие. Город затих как бы в предчувствии грозы.
После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. Вот что писалa по этому поводу районная газета «Коллективная жизнь» ныне «Кимрский вестник») от 20 октября 1929г.: «Сегодня начинается процесс Преображенских церковников. Состав суда: председательствующий — Велянец, народные заседатели Горохов и Борисов, государственный обвинитель Шаров. Обвиняются 20 человек: Колеров— священник Преображенской церкви, Дмитриев -— председатель церковного совета. А. Бой­ков — торговец член церковного совета, Болдаков—крупный кулак, имеющий 9 человек наемных рабочих, Овчинников — кустарь…». Кроме представителей из газеты «Коллективная жизнь» на процессе присутствовали корреспонденты «Извес­тий ЦИК СССР и ВЦИК», рабочей газеты, «Рабочей Моск­вы» и др. Местная газета подробно освещала каждый день суда и по сохранившимся ее экземплярам можно легко пред­ставить себе эту трагическую историю.
На пятый день суда прокурор Глазков выступил с речью, в которой сказал следующее: «Мы судим не группу верующих, которая якобы была против передачи здания церкви для ку­льтурных надобностей и поэтому оказала сопротивление. Мы судим нашего классового врага, сделавшего вылазку против наступающего пролетариата»… 28 октября в газете под жир­ной шапкой, озаглавленной «Приговор по делу Преображенс­ких церковников» был напечатан приговор суда. Вот его текст: «Вчера в 7 часов вечера суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церков­ников… Главные организаторы и руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член церковного совета А. Бой­ков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социа­льной защиты с конфискацией всего имущества…». Далее бы­ли перечислены лица, осужденные к разным срокам заключе­ния, многие с конфискацией имущества и последующей вы­сылкой после отбытия срока заключения: Овчинников, Кувши­нов, Бобышева, Карнаухова. Заканчивался приговор следую­щими словами: «…Пухлов, Гладков, Иван Воробьев и Востоков приговорены к высылке в отдаленные местности по пять лет каждый, но последним трем как несовершеннолетним срок на­казания снижен на одну треть. Смолина, Гущин, Шокин оп­равданы. Приговор встречен одобрительными аплодисментами». Посмотрим теперь хотя бы на примере двух обвиняе­мых приговоренных к расстрелу, в чем же заключалась их ви­на. При всей предвзятости, к протоиерею Ф. К. Колерову у судей ничего не нашлось против него кроме как инкриминиро­вать ему в вину проведение прощального богослужения 19 мая, где он обратился, к верующим со словами сожаления по поводу решения властей закрыть храм и желания отстоять его. Второй его главной виной по мнению судей явилось то, что Ф.К. Колеров во время этого богослужения надел одежду предназначавшуюся для проведения больших праздников и распорядился сделать в храме полное освещение. Закурина же приговорили к высшей мере наказания, судя по материа­лам следствия, только за то, что во время беспорядков он на­ходился в толпе прихожан, да еще за то, что в прошлом был стражником. Итак перед нами типичный для того времени образчик необоснованных репрессий властей против так на­зываемого классового врага. Кровавый урок был вполне усвоен верующими. Ликвидация других храмов в Кимрах воспринята была уже покорно и без протестов.
Преображенский храм за считанные месяцы был переобо­рудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три ком­наты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе бы­ла укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем хра­ме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зер­новых культур.
Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тя­готы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церк­ви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриар­шество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах в 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались бого­служения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преобра­женской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси.
С той поры Спас-Преображенская церковь, а ныне Спасо-Преображенский собор, сияя позолотой крестов на главах, радует глаза и сердца прихожан не только своей великолеп­ной архитектурной красой, но главным образом служит источником душевной радости при отправлении богослужений. В 1982 г. в храме была возведена кирпичная пристройка, еще через десять лет здание было подключено к центрально­му отоплению (котельной трикотажной фабрики). В Спасо-Преображенском соборе замечательная стенная роспись, прекрас­ный иконостас. Здесь находится святая икона Иверской Божь­ей матери некогда присланная в дар Кимрскому Покровско­му собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита и считающаяся покровительницей Кимр. Мечтой настоятеля собора протоиерея И. И. Басюка является восстановление куполов храма в их первозданном виде и со­оружение звонницы с колоколами.
По материалам: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kimry/866-kimry-spaso-preobrazhenskij-sobor

Приписные часовни:
1) Целителя Пантелеймона, г. Кимры, Савеловская клиническая бол.2) Царственных новомучеников, д. Спас-Ченцы, Кашинский район.3) Рождества Богородицы, Никольский погост, Кашинский район.4) На месте источника св. Аверкия, с. Никитское, Калязинский район.    5) Никольская каменная часовня около Никольского храма, д. Белое, Кимрский район.6) Рождества Пресвятой Богородицы, на месте разрушенного храма, д. Абрамово, Кимрский район.
Поклонные кресты:
1) на месте дома свщмч. прот. Феодора Колерова.2) На месте бывшего кладбища.3) На месте бывшего монастыря.
Источник: сайт Тверской епархии

Проект собора в селе Кимры Тверской губернии в апреле 1901 г. выполнил «классный художник архитектуры» Фёдор Васильевич Рыбинский. Трёхпрестольный храм вместимостью 1 000 человек сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 г. Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».
Руководство строительством в мае 1902 г. было возложено на тверского губернского архитектора В. И. Назарина. Решено было возводить церковь над родником, по преданию, считавшимся целебным. 21 июля 1902 г. состоялась закладка нового собора в присутствии прибывшего в Кимры архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. После литургии в соборе Покрова Пресвятой Богородицы состоялся крестный ход по улице Ильинской (ныне улица Урицкого), во главе которого следовали Тверской владыка Димитрий, протоиерей Вознесенской церкви П. Ершов, священники Покровского собора А. Молчанов, М. Комаров, И. Никольский и др.
Предполагалось завершить строительство в 1904 г. К концу 1903 г. здание было выстроено «до первых сводов», но закончить возведение храма к запланированному сроку не удалось. В конце 1904 г., согласно докладу Корчевского полицейского управления в Тверское губернское правление, церковь вчерне была готова, однако главы не окончены, а внутреннюю отделку еще не начали. Лишь спустя ещё шесть лет, в сентябре 1910 г. полицейский надзиратель села Кимры докладывал, что храм вполне закончен, «лишь не построена колокольня и причтовые постройки». А окончательный акт готовности церкви для богослужений датирован 1 марта 1911 г. К этому времени из-за недостатка средств не была выстроена колокольня, возведен только нижний ярус. Около храма построили временную деревянную звонницу, на которой было восемь колоколов.
Освящение вновь построенного трёхпрестольного собора в Кимрах состоялось 11 июля 1911 г., его главный престол был освящён в честь Преображения Господня, а боковые – во имя пророка Илии (Ильинский) и во имя трёх вселенских святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Трёхсвятский).
Причт Спасо-Преображенского собора состоял из священника Ф. К. Колерова, дьякона Н. Д. Завьялова, псаломщиков В. Никольского и Г. Егорова, с 1913 г. их сменил И. Муратов. Приход храма включал близлежащие улицы села Кимры, а также несколько окрестных деревень. Проходящая мимо церкви улица была названа Преображенской (сегодня это улица Вагжанова). За селом, на левой стороне дороги Кимры – Ильинское было отведено место для приходского кладбища (до настоящего времени это кладбище не сохранилось).
Храм был возведен в древнерусских традициях и композиционно состоял из основного объема (храмовой части), трапезной и апсиды. В подвале была установлена калориферная печь. Первое, что обращает на себя внимание — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей. Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.
Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обращает на себя внимание масштабное четырехъярусное паникадило и многоцветная декоративная плитка, которой выложен пол собора.
Собор закрывался 1929 году. Обстоятельства закрытия были трагичными — священнослужители храма были расстреляны.
После революции достроить каменную колокольню Спасо-Преображенского храма местные власти запретили, мотивировав это решение тем, что город испытывает острую потребность в жилье, нехватку стройматериалов, а колокольный звон мешает больным расположенной рядом больницы. На своем собрании верующие согласились на прекращение звона колоколов и обязались собрать деньги (крупную по тем временам сумму) на строительство родильного дома, столь необходимого в Кимрах. Но властями уже было принято решение о закрытии храма и просьбы верующих были отклонены.
Весной 1947 г. в Кимрах верующим в ответ на их просьбу был возвращен Преображенский храм, где возобновились богослужения. В 1948 г. службу в Преображенской церкви совершил игумен Пимен (будущий Патриарх Всея Руси), приглашенный иеродьяконом храма Иннокентием. Первым настоятелем церкви после ее возвращения верующим был назначен протоиерей Стефан Кондратьев. В последующие годы настоятелями были: Сергей Бойков, Владимир Троицкий, Георгий Цинцевич, Иоанн Басюк.
В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990-х г.г. был отреставрирован. В Спасо-Преображенском соборе города Кимры не прекращаются восстановительные работы. Еще в 1980-х г.г. его западную часть расширили. В начале 1990-х г.г. собор подключили к центральному отоплению. За последние годы во внешнем облике храма произошли особенно видимые изменения. Были восстановлены четыре главы со световыми барабанами (включая центральную); небольшая главка, венчающая апсиду (алтарь). Позднее восстановлена и пятая (последняя) глава храма. Собор приобрел свой первоначальный облик, став выше и величественнее.
http://www.bankgorodov.ru/sight/spaso-preobrajenskii-sobor-kimri

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?