Кий-остров. Кийский Крестный монастырь.

Основан в 1656 году на возвышенном месте южной оконечности Кий-острова. Это один из трех монастырей, основанных по личной инициативе Патриарха Никона, который не только сам выбирал место под строительство, но и был автором многих архитектурных решений. К концу XVII века ансамбль монастырских строений был практически сформирован, он занимал небольшую территорию и поэтому внутренняя планировка его сооружений отличалась большой компактностью. Из-за использования в качестве строительного материала гранитных глыб монастырь напоминал крепостное сооружение и органично вписывался в скалистый рельеф острова.
Из многочисленных монастырских построек до наших дней сохранились: суровый тяжеловесный Крестовоздвиженский собор, освященный патриархом Никоном 4 сентября 1661 года; надкладезная церковь (1661 г.) с примыкающими к ней каменными кельями (1753 г.) над каменными погребами (1693 г.); двухъярусная церковь Рождества Богородицы (1689 г.) с трапезной и келарской палатами и примыкающими к ним массивной колокольней и усыпальницей; деревянный Настоятельский корпус (1871 г.), двухэтажный, с мезонином, на валунном фундаменте; церковь Всех Святых (1661 г.). Самая древняя из сохранившихся деревянных монастырских построек. Сейчас она неузнаваемо перестроена под жилье, а стены скрыты под поздней обшивкой; небольшой фрагмент деревянной монастырской ограды с четырехгранной башней (1871 г.). В настоящее время на Севере осталось очень мало мест, где еще сохранились деревянные ограды; деревянный Братский корпус (1903 г.).

Крестный Ставрос-Кийостровский монастырь, 2 класса, на острове Кий Онежского залива, близ устья реки Онеги, в 15 верстах от города Онеги. Основан в 1656 году патриархом Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранится из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патриарха Никона, в Палестине по точному размеру креста Христова, животворящей силе которого патриарх Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенных ковчегах креста вложены части древа креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. Крест имеет 4 аршина 13 вершков длины. По сторонам креста находятся писаные изображения святых равноапостольных Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патриарха Никона. В библиотеке хранится рукописное житие патриарха Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором.
Из книги С.В. Булгакова «Монастыри в 1913 году»

Онежский Крестный монастырь находится на небольшом острове Кие, лежащем в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон. Ему же предание приписывает и происхождение названия острова. Будучи еще простым иеромонахом в Анзерском ските Соловецкого монастыря, Никон, вследствие разногласия с основателем скита, Преподобным Елеазаром, решился покинуть Анзеры и найти себе для препровождения монашеской жизни другую тихую обитель. Во время переезда из Анзерского скита к реке Онеге, Никона и его спутников застигла великая буря, так что они ежечасно опасались за свою жизнь. Но Никон полагал надежду на милость Божию и силу Животворящего Креста Христова и горячо молился Господу Богу о спасении своем. Бог услышал его молитву: судно их было выброшено на песчаную часть острова, находящегося при устье реки Онеги. Предание говорит, что выйдя на остров, Никон спросил «кий сей остров?» Когда остров оказался без наименования, то Никон сказал: пусть же он называется «Кий». Это был остров пустынный и никем не занятый. Возблагодарив Бога за спасение свое, Никон в память избавления своего от неминуемой смерти водрузил деревянный крест, который существует на Кие острове и по ныне и находится в часовне на берегу моря. Дикая пустынная местность острова, подобная любимым, но покинутым Анзерам, внушила Никону мысль устроить на сем месте обитель и он дал обет, если Богу будет угодно, устроить на Кие острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. Это было в 1639 году.
Прошло с тех пор 13 лет. Никон был уже митрополитом Новгородским и другом царя Алексия Михайловича. В 1652 году он был послан царем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей Святителя Филиппа. На обратном пути из Соловецкого монастыря он посетил Кий остров, видел Крест, поставленный им в благодарность Богу за свое спасение и возобновил обет устроить монастырь здесь. В память сего вторичного посещения Кия острова Никоном впоследствии была поставлена — и ныне существует — на другом конце острова, к материку, часовня, с Крестом же внутри оной. Во время отсутствия Никона, умер в Москве патриарх Иосиф, и возвратившийся с мощами Святителя Филиппа, Новгородский митрополит Никон упрошен был царем и народом быть патриархом Московским и всея Руси. Сделавшись патриархом, Никон решился привесть в исполнение свой давний обет и испросил у царя грамоту на построение монастыря на Кие острове, которая и была дана в 1656 г. Грамота эта следующего содержания. «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в Каргополь Воеводе нашему Федору Игнатьевичу Малыгину. Бил нам челом отец наш и Богомолец, Великий Государь Святейший Никон Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России; в прошлом де 147 году, как он Великий Государь Святейший Никон Патриарх ехал из Анзерского скита, и в те де поры от морского великого волнения едва не потоплен, но уповая на силу Животворящего Креста спасен пред Онежским устьем к пристанищу к Кию острову, и будучи де на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузил на том месте Святый Животворящий Крест. И как де по нашему Великого Государя указу в 160 году послан он Великий Государь Святейший Никон Патриарх по мощи Филиппа Митрополита в Соловецкий монастырь и с его чудотворными мощами морем едучи, на том месте благоволил Бог ему Великому Государю пристать и тот Честный Крест, который он прежде на том месте водрузил, силою Распятого на нем стоит в целости, а тот де остров пуст и ничьих и никаких угодий на нем нет; и быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте камень голый, и силою де того Животворящего Креста, который на том месте водрузил, мнози веру держаще к нему, от морского потопления спасаются, а как де с мощами Чудотворца Филиппа стоял и обещался на том месте поставить Церковь и монастырь соградить, гречески Ставрос и русски Крестный, во имя Честного и Животворящего Креста и святого Священномученика Чудотворца Филиппа Митрополита, и нам Отца нашего и Богомольца, Великого Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя России пожаловать, повелеть ему на том острову, идеже Честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырь соградить во имя Честного и Животворящего Креста и святого Чудотворца Филиппа Митрополита, и жити ту иноком, вземши Крест свой на рамо и последовати Распятому на кресте Иисусу Христу. И мы Великий Государь Отца нашего и Богомольца Великого Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя России пожаловали, велели ему по обещанию на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос; и как к тебе сия наша грамота придет и кто с сею нашею Государскою грамотою от отца нашего и Богомольца Великого Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя и Белыя России в Каргополь для строения церкви и монастыря приедет, и ты бы ему на том острове, что пред Онежским устьем, церковь ставить и монастырь соградить велел, и прочет сию нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя в съезжей избе, а сию нашу грамоту отдал бы тому, кого отец наш и Богомолец Великий Государь, Святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России с сею нашею грамотою в Каргополь пришлет. Писана в Москве лета 7164 Июня в 13 день». На подлинной грамоте на обороте написано: «Дьяк Дмитрий Шубин».
Получив царское разрешение, патриарх Никон приступил со всем усердием к построению нового монастыря. В 1657 году он послал на Кий остров искусного в строительном деле иеромонаха и с ним одного боярского сына строить монастырь на собственные патриарха суммы и приказал назвать тот монастырь Ставрос, т. е. Крест или Крестный. Любивший Никона царь Алексей Михайлович пожаловал на сроение монастыря 6000 рублей и, что еще важнее, приписал к строящемуся монастырю многие окружные деревни — до 4537 душ крестьян, многие угодья и рыбные ловли на реках и морских берегах, пожаловал многие села с землепашеством, скотоводством и соляными варницами, в том числе и село Устьенское (ныне г. Онега) и велел на время строения монастыря освободить всех пожалованных монастырю крестьян от государственных податей и других сборов. С своей стороны патриарх приписал к строящемуся Крестному монастырю Печенгский монастырь со всею Кольскою округою, а Корнилий митрополит Новгородский — Сырьенскую пустынь и Благовещенскую на Касьяновом волочке. Сырьенские иноки положили начало монашескому житию на Кие острове. Таким образом был основан Крестный монастырь. В самом начале своего существования в материальном отношении он был вполне обеспечен и имел крестьян даже более, чем имела в то время знаменитая Соловецкая обитель.
В то же время патриарх Никон озаботился дать новоустроенному монастырю особую святыню, чтобы он мог привлекать внимание благочестивых поклонников. Для сего патриарх отправил иеромонаха в Палестину, поручив ему устроить там из кипариса Крест, по точному размеру Креста Христова. Поручение патриарха было исполнено и устроенный Крест привезен в Москву, где патриарх Никон обложил его листовым позлащенным серебром и вложил в него многие святыни. Так в верхнем сребропозлащенном ковчеге были вложены части древа Креста Господня и Ризы Господней, в нижнем сребропозлащенном ковчеге: часть древа Креста Господня, к которой и ныне прикладываются богомольцы, а в пятнадцати сребропозлащенных звездах вложены части: камня гроба Господня, камня вертепа, где родился Господь, пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и другие. Далее, по лицевой стороне водружено крестообразно 97 частей мощей Святых Угодников Божиих и над ними на сребропозлащенных дщицах изображения ликов сих Святых. Украшенный такими святынями Крест сей представляет поразительный вид и вызывает глубокое благоговение при созерцании оного. По задней стороне Креста вложены части других Святых без поименования, всего же более трехсот частей. Но к сожалению, при пожарах, бывших в монастыре, и при перевозе Креста в 1854 году при нашествии Англичан, многие частицы святых мощей и предметов были утеряны. На подножии Креста имеется следующая надпись: «При державе Благоверного и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных Государств Государя и Обладателя и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при сыне их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче, сотворен сей Великий Крест Божией милостью Никоном Архиепископом Царствующего великого града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честного древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение Христианам. Христе Боже! помилуй и спаси душу мою силою честного и Животворящего Креста и Святых ради молитв, их же мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, и от создания мира 7164 года Августа в 1-й день (10)».
Устроив таким образом Животворящий Крест Господень, патриарх Никон в 1657 году торжественно освятил его и отправил из Москвы в Крестный монастырь. При отправлении Креста были совершены патриархом всенощное бдение, литургия и напутственный молебен. Сам патриарх при торжественном звоне всей Москвы и пушечной пальбе с многочисленным духовенством и с крестным ходом провожал сию святыню чрез всю Москву и далее оной за 15 верст, до места называемого Филиппов Крест. По повелению царя Алексия Михайловича Крест сей чрез всю дорогу от Москвы до Крестного монастыря сопровождаем был ротою драгун в полном вооружении и ротою пушкарей с заряженными пушками. Иноками Крестного монастыря и окружным духовенством крест был встречен в селе Устьянском (г. Онега), где и было отправлено благодарственное молебствие при пушечной пальбе орудий, сопровождавших Честный Крест. В память сего события и для защиты монастыря от врагов повелено было из числа находившихся при сопровождении Креста орудий семь пушек, сотню бердышей, ядра и достаточное количество пороха оставить на Кие острове. В настоящее время пушки находятся около соборного храма монастыря, а малая часть ядер и несколько ржавых стволов от ружей хранятся в архивной палатке.
Длина Креста, устроенного патриархом Никоном 4 арш. 13 верш., поперечное дерево 2 арш. 13 вершков, ширина 5 вершков и подножие 1 аршин. По сторонам Креста находятся писанные изображения Св. Царей Константина и Елены, царя Алексия Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патриарха Никона. В грамоте Патриарха Никона написано: «аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, не менее тому силою того Животворящего Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое свое смотрение Христос Бог наш исполни». Поставлен был Крест на месте храмового образа, где стоит и поныне, окруженный светло-красным мраморным киотом с аркой на полукруглой темно-синего мрамора подставке, устроенной впоследствии тщанием Игнатия Архиепископа Олонецкого, а потом Донского, и более на его собственное иждивение, за 5000 рублей.Вслед за этим патриарх Никон составил и разослал окружное послание, в коем, описывая основание обители и ее Святыню — Честный Крест, приглашал православных христиан к поддержанию сей новоустроенной обители.
Особенное же значение для новоустроенного монастыря имел приезд и годичное пребывание в Крестном монастыре патриарха Никона в 1660 и 1661 годах. Под его наблюдением и производились в монастыре работы. В это время были окончены и им освящены две каменные церкви и одна деревнная кладбищенская.
Первая из них — соборный каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с двумя приделами на хорах: во имя Архистратига Михаила и Святителя Филиппа. Построен этот храм на возвышенной скале из огромного размера камней булыжника, кирпич при постройке был употреблен только для связки камней. Посреди церкви и до ныне висит медное литое паникадило весом в 30 пудов — дар патр. Никона. Престол в алтаре каменный, устроенный на самой скале наподобие гроба Господня. Церковь эта освящена самим патриархом 2-го сентября 1661 года.
Вторая каменная церковь, во имя Происхождения Честных древ Креста, устроена над колодцем, ископанном молитвами и трудами самого патариарха Никона. В стене сей церкви на восточной стороне снаружи вложена плита с надписью: «Ставропигий освящен во имя Святого Его Происхождения во освящение и целебного дара присно-текущих вод сих в честней обители Святого и Животворящего Креста Господня во царство Благочестивейшего великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшего Великого Господина Никона патриарха, в лето 7168 по воплощении Слова Божия 1660 года августа в 1-й день». В одной связи с папертью сей церкви находится комната, в которой по преданию жил сам патриарх Никон в бытность свою здесь.
Далее была устроена и освящена патриархом Никоном 8 сентября 1661 года кладбищенская деревянная церковь, во имя Всех Святых, которая находилась в роще за монастырем. Таким образом устроенный патриархом Никоном и одаренный вотчинами и угодьями, монастырь Крестный до второй половины 18-го столетия находился в полном благосостоянии. Хотя по низложении патриарха Никона в 1667 году вотчины, по определению Собора, были отобраны от монастыря, но потом, по повелению царя Алексия Михайловича, они были снова возвращены. Монастырь увеличивался, как по количеству братии, так и по постройкам.
Архимандритами монастыря в последующее время были устроены: 1, Церковь каменная двухэтажная, освященная 7 октября 1689 года, во имя Рождества Пресвятой Богородицы в верхнем этаже и с братской трапезой в нижнем этаже, которая потом была обращена в церковь во имя Рождества Христова. 2, Часовня деревянная за монастырем, устроенная над Крестом, поставленным патриархом Никоном в бытность его иеромонахом в благодарность за спасение свое от потопления. 3, Колокольня каменная, устроенная, устроенная между церквами Воздвижения Честного Креста и Рождества Богородицы с боевыми часами, в связи с сими церквами и усыпальницей, где погребаются настоятели; устроена в 1689 году. 4, Каменные настоятельские покои одноэтажные, в связи с церковью Происхождения древ Креста Господня, выстроенные в 1693 году. 5, Покои настоятельские деревянные одноэтажные, построенные в 1788 году. 6, Кельи братские деревянные двухэтажные. Нижний этаж построен в 1749 году, а верхний в 1760 году вотчинными крестьянами. 7, Ограда вокруг монастыря деревянная, рубленная, с шестью башнями, построена в 1715 году. 8, Покои гостинные за монастырем, деревянные, двухэтажные, для приезда богомольцев; построены в 1795 году.
Число монашествующих в конце 17 столетия доходило до 80 человек, кроме сего жило в монастыре работников и разных трудников до 200 человек. Земельные угодья давали монастырю возможность собирать с полей столько хлеба, что его достаточно было для продовольствия всего монастырского населения. Рыбные ловли на реках и морских берегах доставляли столько рыбы, что ею пропитывалась вся братия, и много оставалось для продажи. Было в обычае каждогодно посылать с порожских ловлей несколько десятков лучшей семги к царскому столу и на двор патриарха. Около половины 18 столетия был открыт морской путь к устью Онеги для иностранных судов и основана компания для отпуска заграницу лесных материалов. Кий остров представлял удобное место для стоянки кораблей, а потому с 1756 г. на Кие была основана лесная биржа и таможня. Хотя устройство биржи приносило монастырю значительный доход, но в то же время нарушало тишину и спокойствие монашеской эизни. В настоящее время биржи не существует на Кие, только на лето приезжает таможенный чиновник для наблюдения над проходящими иностранными судами.
В 1762 [1764? — ред.] году по Высочайшему повелению были отобраны от всех монастырей вотчины, в числе их и от Крестного монастыря; с отобранием вотчин кончилось и благосостояние монастыря. Вместо вотчин монастырь стал получать штатное жалованье; отнесен он был ко 2-му классу. На содержание монастыря и настоятеля с братией было ассигновано 650 рублей и на рабочих 600 рублей, означенные деньги выдаются ежегодно до сего времени. Кроме сего за монастырем оставлено земли 193 десятины 935 саж., из которых 150 десятин лесу. Земля эта находится не вблизи монастыря, а в отдаленном расстоянии, почему отдается в аренду и приносит только незначительный доход. Одновременно с ограничением доходов монастыря и оскудением благотворителей и число братства в монастыре уменьшилось. В настоящем столетии Крестный монастырь постигли два бедствия: нашествие иноплеменников и пожар. В 1854 году на монастырь напали англичане с военных судов, крейсировавших на Белом море. В часовне, поставленной над Крестом, водруженным Никоном в память спасения от потопления, из двух икон, находившихся около Креста одну — икону Божией Матери — они изранили холодным оружием, а другую — Иоанна Богослова — увезли с собою. Святыня монастыря — Крест — был вывезен ранее сего из монастыря в село Порожское. Через год после этого, в 1855 году, в монастыре произошел пожар, истребивший почти все деревянные постройки и попортивший каменные. Не имея средств к своему восстановлению, монастырь долгое время стоял в запустении, и только в 1870 году, благодаря выданному Правительством пособию в 9000 рублей, он был возобновлен.
В настоящее время в монастыре находятся следующие постройки: 1) Соборная каменная церковь Воздвижения Четного Креста, построенная патриархом Никоном, с приделом на хорах с юго-западной стороны во имя Архистратига Михаила, а с северо-западной стороны, где был придел Св. Филиппа, устроена палата для хранения драгоценностей и сумм монастыря. 2) Каменная церковь Происхождения древ Честного Креста, устроенная патриархом Никоном над колодцем. 3) Каменная теплая одноэтажная церковь во имя Рождества Богородицы, построенная в 1689 году. В связи с сею церковью в настоящее время находится каменное двухэтажное строение, в верхнем этаже которого два придела: правый во имя Рождества Христова, устроенный в 1874 г., а левый во имя святителя Филиппа, устроенный в 1869 году; на запад находится ризничная палата и библиотека. В нижнем этаже этого здания находятся: братская трапеза и кухня с кладовыми. 4) Каменная колокольня в связи с церковью Рождества Богородицы и усыпальницей, в которой погребаются настоятели обители, построенная в 1689 году. На ней 9-ть колоколов, из которых первый в 130 пудов перелит в 1871 году из колокола, пожалованного патриархом Никоном в 160 пудов, давшего в пожаре 1855 года трещину; до переливки на нем была надпись: «В дом Всемилостивого Спаса, Честного и Животворящего Креста Господня, в Каргопольский уезд на Кий остров, дал сей колокол 7165 г. Марта в 1-й день, Великий Государь Святейший Никон патриарх Московский, всея Великия и Малыя и Белыя России, в свое строение». На повседневном колоколе, весящем 32 пуда, находится следующая надпись: «року А. Я. М. Д. Месяц Февраль сей звон уроблен кучей хвалы Божией Пресвятой Матери в Пусленках за Панования Короля Владислава Д. А. З. Я. Архимандритства отца Варлаама Козинского Iohane fecit anno Domini … лета 7160 Марта в 1-й день в дом … Пречистого и Животворящего Креста Господня Каргопольского уезда на Кий остров, дал сей колокол Великий Государь Святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России в свое строение»; пятый в 30 пуд. и четыре малых. 5) Каменный одноэтажный братский корпус с пятью келиями, в одной связи с церковью Происхождения Честных древ Креста, построен в 1693 году, внизу его холодные погреба. 6) На восточной стороне против святых храмов — настоятельский деревянный одноэтажный корпус с мезонином, построенный в 1871 году. 7) Келии братские деревянные двухэтажные; нижний этаж построен в 1749 году, а верхний в 1760 году. 8) Вокруг монастыря ограда деревянная, двойная, срубленная из двух плах, соединенных поперечными связями, покрыта на два ската и выкрашена, в вышину 1 сажень, в ширину 1 аршин, устроена в 1871 году; в ней пять башен, трои ворота, из которых северные — святые, и два амбара для хозяйств[енных] вещей. 9) За оградой помещаются хозяйственные деревянные постройки, как то: конный и коровий дворы, кузница и баня.
Из древних и ценных вещей в монастыре, кроме святыни монастыря — Креста, уже описанного выше, и других вышеозначенных достопримечательностей, достойны внимания следующие: 1) Евангелие весьма древнее, писанное на пергаменте. 2) Резной кипарисный средней величины крест, весьма искусной работы. 3) Крест серебряный напрестольный с надписью: «7164 г. Великий Государь Никон патриарх дал в монастырь Ставрос, еже есть Крест». 5) Такой же потир с надписью: «165 г. дал патриарх Никон в Ставрос». 6) Сосуд серебряный для освящения воды, весом 13 3/4 фун. с надписью: «лета 1665 Мая в 5 день в царствование Алексея Михайловича при патриархе Великом Государе Никоне града Москвы, помория и многих Государств, сделал сию чашу в его Государство в патриаршее строение Ставрос, что на Кий острове, Болярин Василий Иванов Стрешнев по душе своей в память». 7) Две чаши серебряные с рукоятями для теплоты, «дар Святейшего Никона 7165 г.» 8) Серебряный вызолоченный ковш с надписью: «дал патриарх Никон 7165, а кто украдет да будет проклят». 9) Такая же стопа с надписью: «7165 дал патриарх Никон в монастырь Ставрос». 10) Две кружки серебряных с надписью: «дал Никон патриарх 7165». 11) Посох деревянный патриарха Никона, простой работы, и точеный подсвечник, предносившийся пред ним во время его служения. 12) Две митры: одна деревянная, обложенная писанными по дскам иконами, другая черная бархатная. 13) Чаша медная, литая, весом пуд, с надписью: «лета 7171 повелением Святейшего патриарха Никона при экономе Исаии».
Кроме этого в усыпальнице хранится более сажени в длину камень, на котором первоначально был водружен, устроенный патриархом Никоном и обложенный святыми мощами, Крест, в настоящее же время на камне этом стоит деревянный гроб с ликом угодника святого праведного Иоанна Яренгского Чудотворца, в котором он прежде почивал.Из книг древних замечательны: рукописное житие патриарха Никона, в 250 листов, писанное полууставом, составленное патриаршим Ставрофорон Шушерой; правила его и слова разных св. Отцов, описание чудес, бывших от Честного Креста Господня — Святыни монастыря, и многие другие. Много есть книг с пометками рукой патриарха Никона и затем в 79-ти занумерованных связках свитки и 45 ставленных разных грамот епископских и архиепископских, с уцелевшими на некоторых печатями.
Управлялся монастырь с самого начала архимандритами… 
Остров Кий, на котором стоит монастырь, имеет 2 версты в длину и полторы в ширину. Поверхность его бугриста и представляет голый камень, и только в лощинах находятся более или менее толстые наслоения земли. Поэтому растительность острова весьма скудна: в лощинах растет сосна, стелется по земле мелкий можжевельник и в небольшом количестве березовый кустарник. С большим трудом в монастыре устроены огородцы, где произрастают картофель, репа, редька, морковь, брюква, капуста и в парниках огурцы. Из диких животных водятся на острове только зайцы и лисицы.
В городе Онеге с основания монастыря имелось монастырское подворье; но в 1886 году оно сгорело и ныне на месте его выстроен флигель. Кроме сего, на площади пред подворьем в 1888 году выстроена монастырская деревянная часовня во имя Успения Божией Матери.
Свящ. И. Л-в.
По материалам: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=224

Монастырский комплекс занимает небольшую по площади территорию в юго-западной части острова. Он представлен разнообразными по характеру памятниками ХVII–ХIХ вв.: каменными и деревянными, культовыми и гражданскими. Среди их строителей были жители вотчин Крестного монастыря, которые славились плотницким и кузнечным ремеслом. Кроме них были приглашены каменщики и кирпичники из Каргополя, Кириллова, Белозерска, а в устье Онеги были выстроены печи для обжига кирпича (экономические соображения диктовали необходимость использования местных строительных материалов, среди которых были камень, дерево, глина. Из каменных пород в дело шли островной темно-серый гранит и известняк, каменоломни которого находились в среднем течении Онеги в районе Бирючевских порогов). 1660–1661 гг. – период активного строительства на Кий-острове. Это обусловлено пребыванием в монастыре Патриарха Никона.
Первая же церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной была построенная в 1657 г. из дерева, но одновременно с ней был заложен и одноименный каменный храм (завершен и освящен самим Патриархом Никоном 4 сентября 1661 г.). Собор Воздвижения Креста Господня заметно возвышается над окружающим лесным массивом острова. Прямоугольный в плане объем собора с тремя массивными апсидами первоначально завершался пятью главами, покрытыми деревянным лемехом. После неоднократных пожаров в ХVIII и ХIХ вв., боковые (малые) барабаны с главами на соборе не всегда восстанавливались. Сейчас его венчает лишь одна глава на граненом барабане. Нижняя часть стен собора – белокаменная, а верхняя – с использованием гранита (во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве). Белокаменные перспективные порталы красивой килевидной формы ведут в собор с трех сторон, внутренне пространство которого необычно организовано. С западной стороны, между столбами, устроены хоры (на них были приделы собора); еще одни хоры находятся на самом верху, на внутреннем выступе центрального барабана, – они ограждены деревянными перилами. На хоры ведет узкая лестница в толще стены. Центральный барабан в ХIХ в. использовался нетрадиционно – в нем размещался хорошо просматривавшийся издалека маяк, выступавший ориентиром для морских судов. Высокие своды собора опираются на четыре столпа. У двух восточных столпов крепился пятиярусный иконостас (не сохранился). Собор необычайно просторен и благодаря широким оконным проемам светл. Это впечатление подчеркивает и лаконичная белизна его стен.
Вторым каменным строением монастыря была церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня или «церковь над кладезем» (1661). Последнее название объясняется тем, что она построена над колодцем, единственным источником питьевой воды для проживающих на острове. Биограф Никона Иоанн Шушерин так написал об этом: «Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха». Эта церковь одноглавая и очень маленькая; ее стены сложены из валунного камня и кирпича. С внешней стороны алтарная апсида укреплена белокаменной плитой в форме четырехконечного креста с выбитым текстом на основание монастыря. Другая, аналогичная плита установлена над колодцем – на ней изображен резной Крест с орудиями страстей Господних. С западной стороны к церкви примыкает построенные в 1693 г. двухэтажный каменный корпус ХVII–ХVIII вв. В первом его ярусе под тяжелыми сводами находились поварня, квасоварня и погреба для хозяйственных нужд монастыря, а на втором достроенном в середине ХVIII в. ярусе разместились кельи монахов и настоятеля.
Третий комплекс каменных построек Крестного монастыря – это церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и келарской (1689) и примыкающими к ним колокольней и усыпальницей настоятелей монастыря. Эта церковь так же в два яруса с мощной апсидой (ее стены и своды сложены из кирпича и гранита). С западной стороны к церкви примыкает двухэтажная трапезная с келарской, ризницей, библиотекой и кладовыми, располагавшимися на первой этаже. Трапезная представляет из себя две одностолпные палаты, размещенных одна над другой и связаные внутренней лестницей – их столбы располагаются на одной оси (аналогичное размещение двух одностолпных палат по одной оси встречается в Соловецком монастыре в здании сушила, построенного в ХVI в.). Из трапезной можно было попасть в келарскую палату, а также в помещение архива и библиотеки. Службы первого яруса имели подсобное значение – поварня и погреба.
С северо-запада к церкви пристроена каменная колокольня. Вверху размещалась площадка для колоколов, а под колоколами был устроен деревянный помост. На уровне площадки в стенах восемь арочных проемов. В ХVIII в. колокольня с десятью колоколами завершалась восьмигранным шатром, на нем – крытая лемехом главка. В ее северной стене есть вертикальное углубление для часов, установленных в монастыре уже в ХVII в.: «Часы заводные, стан и одиннадцать колес болших и малых железныя, которыя и минуты являют». Сейчас колокольня сильно видоизменена, частично разрушена; верхняя, шатровая часть колокольни, после закрытия монастыря была разобрана. Большой интерес представляет каменная палатка, примыкающая к колокольне с северной стороны. В XIX столетии она была частью деревянной галереи, соединяющей собор с остальными каменными зданиями монастыря так, чтобы, не выходя на улицу, можно в условиях суровых северных зим было пройти из одного конца в обители в другую. В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий).
В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница прп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г. Отметим ряд фактов. Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи. Заметим также, что гробница в усыпальнице-часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией. Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.
Итак, основные каменные здания на Кий-острове были возведены в короткий промежуток времени: формирование ансамбля монастыря завершено уже к концу ХVII в. Вблизи каменных зданий было построено много деревянных хозяйственных и жилых сооружений. Это неотъемлемые элементы планировки планировки ансамбля Крестного монастыря. У северных плотников была богатая практика возведения деревянных зданий – они почитали «плотницкое дело за обычай». Ввиду недолговечности дерева и частых пожаров древние деревянные сооружения в монастыре практически не сохранились. В глубине острова, завершая живописную лесную аллею, стоит маленькая деревянная церковь Всех Святых (1661). Она построена на монастырском кладбище – «для погребения мертвых». Это была церковь клетского типа, одноглавая. Сейчас она значительно перестроена, используется как жилое помещение. Вблизи церкви просматриваются кое-где кладбищенские холмы.
Самый большой интерес среди деревянных построек Крестного монастыря привлекает деревянная монастырская ограда с четырехгранной башней (1871). Первая деревянная ограда на Кий-острове была срублена плотниками вотчин Крестного монастыря в 1658 г.: «да в том городе в стенах и по углам семь башен рубленые, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стенах и а башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, да в тех башнях и под башнями оружие восем пушек железных в станках». В первой половине ХIХ в. ограда была четырехугольной, общей длиной в 276 сажен. По углам возвышались четыре башни, и одна была в центре восточной стены. Древняя деревянная ограда неоднократно перестраивалась и подновлялась, а при пожаре монастыря в 1855 г. сгорела и уже в 1871 г. была восстановлена на старом фундаменте и прежних размерах (в настоящее время сохранился лишь небольшой участок этой монастырской ограды с четырехгранной башней; расположен он к юго-западу от каменных сооружений). Это уникальный памятник, практически не имеющий аналогов на обширных территориях Русского Севера. Из поздних деревянных жилых построек сохранились деревянный настоятельский дом (1871) и братский корпус (1912).

По материалам: КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ: святыня на Кий-острове в Белом море

В 1921 г. К.-О. м. был упразднен. В годы иностранной интервенции и гражданской войны на Кий-острове дислоцировалась англ. военная база, были сделаны укрепления, установлены дальнобойные орудия. В монастырских помещениях размещался склад боеприпасов и продовольствия. После закрытия К.-О. м. на его территории находилась детская колония (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018), а в 1924 г. — дом отдыха «Кийский» — 1-е курортное заведение на Севере (принадлежит Федерации профсоюзов Архангельской обл., к-рая является арендатором памятников). В 30-х гг. XX в. добычей камня на Кий-острове занимались заключенные «Сороклага» — строители Беломорско-Балтийского канала. В Крестовоздвиженском соборе, к-рый использовался как клуб, в 1960 г. была построена кинобудка, в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» стал хранилищем овощей, в одностолпной трапезной палате устраивали танцы.
В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса.
С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. В августе 2016 г. в Крестовоздвиженском соборе состоялась первая за полтора века архиерейская литургия, давшая надежду на то, что рано или поздно — на Кие восстановится полноценная богослужебная и монашеская жизнь.
http://www.pravenc.ru/text/1684594.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?