Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня.

Собор, стоящий на самом высоком участке острова, — центральное сооружение комплекса. По утверждению одного из исследователей древнерусского зодчества М. А. Ильина, его автором и, по всей вероятности, автором всего Кий-островского ансамбля был патриарший «каменных дел подмастерье», строитель Валдайского собора Аверкий Мокеев, которого Никон, очевидно, привез из Москвы.
Собор представляет собой приземистый куб, выложенный смешанной кладкой из кирпича и камня. Благодаря некоторому наклону стен здание кажется чрезвычайно устойчивым и монолитным, как бы вырастающим из гранитной скалы. По плану сооружение четырехстолбное, с широко расставленными столбами, узкими боковыми нефами и тремя апсидами на восточной стороне. Собор перекрыт крестовыми сводами, выложенными в один кирпич. Внутри помещения находились хоры, на которые можно было подняться по каменной лестнице в толще северной стены. М. А. Ильин, исследуя храм и проведя ряд аналогий, пришел к выводу, что хоры служили для пребывания самого Никона. В них как бы воплощалась мысль патриарха о том, что «священство царства преболе есть».
Завершался собор тремя восьмигранными, расчлененными на лопатки барабанами, которые увенчивались гранеными куполами с фонариками. Первоначально купола имели лемеховое покрытие и деревянные кресты. Центральный барабан по своим размерам непропорционален основному объему здания — он слишком велик, но именно это, вероятно, сознательное преувеличение и придает собору мощность и монументальность.
Анализируя композиционный строй фасада собора, нельзя не заметить, что архитектор подчиняет его решение одной идее, очевидно, продиктованной самим патриархом Никоном — утверждению силы, незыблемости и вечности церковной власти. К расчлененным плоскими лопатками фасадам собора пристроены крупные «перспективные» порталы. Колонки их едва выделены из глыбы камня. Такой же характер имеют грубо обработанные обрамления арок, наличники окон и карнизы. Вследствие этой обобщенности очень небольшое по размерам здание воспринимается как сооружение величественное и значительное.
из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

Собор Воздвижения Креста Господня заметно возвышается над окружающим лесным массивом острова. Прямоугольный в плане объем собора с тремя массивными апсидами первоначально завершался пятью главами, покрытыми деревянным лемехом. После неоднократных пожаров в ХVIII и ХIХ вв., боковые (малые) барабаны с главами на соборе не всегда восстанавливались. Сейчас его венчает лишь одна глава на граненом барабане. Нижняя часть стен собора – белокаменная, а верхняя – с использованием гранита (во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве). Белокаменные перспективные порталы красивой килевидной формы ведут в собор с трех сторон, внутренне пространство которого необычно организовано. С западной стороны, между столбами, устроены хоры (на них были приделы собора); еще одни хоры находятся на самом верху, на внутреннем выступе центрального барабана, – они ограждены деревянными перилами. На хоры ведет узкая лестница в толще стены. Центральный барабан в ХIХ в. использовался нетрадиционно – в нем размещался хорошо просматривавшийся издалека маяк, выступавший ориентиром для морских судов. Высокие своды собора опираются на четыре столпа. У двух восточных столпов крепился пятиярусный иконостас (не сохранился). Собор необычайно просторен и благодаря широким оконным проемам светл. Это впечатление подчеркивает и лаконичная белизна его стен.
Кольцова Т.М., д-р искуствоведения, доцент Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Абрамовский В.Н., преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова «КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ: святыня на Кий-острове в Белом море», http://www.ferapontovo.ru/
В 1658 г. приступили к строительству каменной Крестовоздвиженской ц. Приходо-расходная книга за сент. 1658 г. упоминает «монастырское строение у каменной церкви». В 1659 г. «в церковь изошло 7034 камени да извести, да кирпичу, что на устье Онежском, всего 400 тысяч кирпичей… извести 400 бочек биричевской» (Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 120; Оп. 3. Д. 78. Л. 1). 1660-1661 годы — наиболее важный период каменного строительства в К.-О. м., когда на острове пребывал сам патриарх: «И тамо поживе мало не годишное время и сотвориша вновь соборную церковь велику каменную во имя Воздвижения Креста Господня» ([Шушерин]. 1784. С. 60, 61). 16 сент. патриарх навсегда покинул Кий-остров. Монастырские известняковые каменоломни находились на материке, далеко от острова, но остров весь состоит из гранита. К 1660 г., к приезду патриарха Никона, значительная часть стен храма была уже построена из известняковых блоков, верхняя часть стен — из гранита. Патриарх, видимо, счел доставку белого камня издалека нерациональной, тем более что он был хорошо знаком со строительной практикой Соловецкого мон-ря, где валунный камень использовали еще в XVI в. Во время пребывания патриарха Никона на Кий-острове островной камень стал основным строительным материалом. Так, надкладезная церковь и усыпальница сложены преимущественно из островного камня. Известняк в качестве основного строительного материала ни в одном из каменных сооружений, кроме Воздвиженского храма, более не использован.
Вопрос о первоначальном завершении Крестовоздвиженского собора являлся спорным. Алфёрова и Ильин реконструировали храм с 3-главым асимметричным завершением. Однако создание 3-главого храма во 2-й пол. XVII в. противоречило бы установке патриарха Никона на традиц. 5-главое завершение храмов. К 2013 г. под кровлей собора помимо центрального кирпичного барабана видны остатки только 2 кирпичных барабанов с вост. стороны. На известных изображениях собор представлен 3-главым, за исключением чертежей на его ремонт, составленных после пожара 1855 г.: «вместо обгоревших деревянных двух глав с западной стороны, таковые же главы предполагается устроить вновь из стоек обрешетки и с обивкою листовым железом, наружным видом согласно существующим двум каменным главам с восточной стороны» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 11). Пятиглавие на соборе отмечено и в монастырских описях за 1823 и 1839 гг.: «Пять глав, у большой из них и у двух меньших с восточной стороны шеи каменные, а у других последних с западной стороны деревянныя, отбелены» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 150. Л. 1).
До пожара сер. XIX в. собор был 5-главым. Впервые о числе глав собора сообщает опись 1736 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуей, кресты деревянные» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 1 об.). Два барабана были выполнены в дереве и окрашены, внешне имитировали камень. Во время пожаров эти 2 деревянных барабана с главами сгорели в первую очередь. 2 зап. глав собор лишился при пожаре 1741 г., долгое время они не восстанавливались. Об этом сообщает опись 1743 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуею, кресты деревянные, на церкви Воздвижения Креста Господня после пожару кровля в один тес тонкий крыта начата, а не совершена, глав не строено» (Там же. Оп. 4. Д. 55. Л. 1 об.). Из документов XVIII в. следует, что главы на соборе были покрыты лемехом — «чешуею», а после пожара 1855 г. обиты листовым железом. Первоначально в соборе, включая и алтарь, было «двадцать окончин больших и малых… шиты белым железом». К 1699 г. на окнах и дверях храма появились «железные затворы», при этом у соборных дверей и больших окон они были 2-створчатыми. Входы в собор расположены с 3 сторон: северной, южной и западной. Архивольты перспективных порталов сложены из тесаного известняка. Порталы имеют характерное килевидное завершение. Помимо внутренних железных дверей в XIX в. в соборе были наружные, деревянные. С зап. стороны — каменное крыльцо, над которым «на четырех столбах устроен купол с главой и крестом» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 112. Л. 1 об.; Оп. 9. Д. 150. Л. 1 об.). После пожара 1855 г. к 3 внешним дверям пристроены деревянные крыльца.
В интерьере собора отдельно стоящие опоры сложены из разного материала: зап. столбы — с использованием кирпича и гранита, восточные — из белого камня. Между зап. столбами размещены хоры. К 2013 г. эти столбы плохо видны в интерьере храма из-за поздних перестроек. На хорах были устроены приделы: во имя арх. Михаила, освященный в юго-зап. части 25 июля 1708 г., и во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в сев.-зап. части, освященный 27 авг. 1710 г. После пожара 1855 г. на хорах оставлен только Архангельский придел, а в сев.-зап. углу устроена «палатка для хранения драгоценностей и суммы монастыря». Вторые хоры находятся наверху, на внутреннем выступе центрального барабана, и отгорожены деревянными перилами. В разных частях собора в стенах были сделаны ниши. В 2 вост. столбах размещены 2 кладовые палатки, закрывающиеся железными дверями (Молчанов. 1813. С. 266; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 232. Л. 22; Д. 264. Л. 1). В 1903-1904 гг. по указу Архангельской духовной консистории в куполе собора был устроен маяк. Аналогичные маяки были размещены в куполах храмов Соловецкого и Пертоминского в честь Преображения Господня монастырей — для безопасного мореходства на Белом м. (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1736).
http://www.pravenc.ru/text/1684594.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?