Церковь заложена в 1696 г. стародубским полковником Михаилом Миклашевским. Об этом свидетельствует надпись на иконостасе, по левую сторону царских врат. Церковь каменная, одноэтажная, имеет пять глав. На стенах храма несколько досок с гербами. Росписи мало, имеющаяся – современная, плохая по качеству, мозаики нет. Иконостас очень типичный, резной, крашеный и золоченый, четырехъярусный. Царские врата деревянные, резные, золоченые.
Колокольня каменная, оштукатуренная и беленая известью, трехъярусная, барочной архитектуры. Два яруса старые, третий пристроен позднее; из девяти колоколов четыре древних.
Ограда общая монастырская, без башен, с тремя воротами. Кладбище также общее монастырское. На нём много богатых и дорогих памятников, не мало художественных.
Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). — Мюнхен, 1923 г.
Георгиевский собор (1696-1701) в плане (29,5х23,5 м по осям) крестовый, пятикупольный, с двухъярусными барочной формы верхами. Между рукавами креста расположены четыре небольших помещения: в восточных находятся ризница и дьяконник, а в западных – лестницы на хоры и две часовни в верхнем ярусе. Фасады собора оформлены пилястрами с оригинальными капителями – их волюты перевернуты. Основные объемы и барабаны куполов завершает упрощенный антаблемент, состоящий из фриза с розетками и карниза. Окна украшены наличниками и двухколонными портиками с треугольными фронтончиками. Окна центрального барабана имеют ушастые наличники, а боковых – простые. Собор являет на диво стройную композицию четырех башен, тесно поставленных возле средней. Бегу вертикальных линий вверх ничто не препятствует, и только венчающий карниз их перебивает, но затем они снова устремляются дальше, чтобы затухнуть в мягких очертаниях грушевидных верхов с изящными маковками. Архитектура собора – подлинный шедевр украинского барокко. Подобно внешнему виду, интерьер храма поражает высотно раскрытым пространством, слитым воедино благодаря огромным аркам.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Один из лучших образцов украинской архитектуры второй половины XVII — начала XVIII в.в. Композиция собора представляет собой классический тип пятикамерного пятиглавого украинского храма, усложненного дополнительными пониженными камерами в углах крестчатого плана, что придает зданию девятикамерный характер. Стройные пропорции сооружения и мастерски выполненная пластика фасадов придает памятнику живописную художественную выразительность. Каждая грань объемов очерчена сильно раскрепованными угловыми пилястрами, в капителях которых волюты выгнуты в обратную сторону – уникальный прием пластической моделировки этой архитектурной детали. На четырех торцовых гранях помещены лепные картуши. Колончатые наличники и фронтоны порталов и окон, розетки и головки ангелов, треугольные сандрики дополняют пластический декор собора. В характере декора видно влияние русской архитектуры конца XVII в.
В интерьере боковые помещения органически соединены с центральным подкупольным пространством с помощью арок и парусов.
Как отмечали исследователи, автором Георгиевского собора были построены церковь Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры и Екатерининская церковь в Чернигове.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1, перевод с украинского.
Собор расположен в центре Выдубицкого монастыря. Кирпичный, пятибанный, в плане крещатый, девятидольный. Во время ремонта 1899 г., очевидно, уничтожены первоначальные росписи (их остатки обнаружены во время последних ремонтно-реставрационных работ). Тогда же заменены керамические розетки и головки ангелов на фасадах, кровля, позолочены ангелы и кресты, разобраны железные тамбуры возле входов.
В 1969–1971 г.г. проведена реставрация памятника (архитектор Г. Быкова). Особенностью храма является то, что восточное плечо чуть длиннее северного и южного, западное – значительно длиннее других. В небольших прямоугольных помещениях в межрукавьях креста были жертвенник и дьяконник, в юго-западной камере – лестницы, что вели на хоры, в северо-западной: на первом этаже – служебное помещение, на втором – часовня. Граненые завершения рукавов характерны для деревянных храмов. С объемно-пространственной структурой деревянных храмов Георгиевский собор сближает и система перекрытий рамен креста и средокрестья ярусными верхами с заломами, только выполненными в кирпиче по типу так называемых фальшивых баневых сводов, когда кривая бани в сечении образована путем напуска каждого последующего ряда кирпичной кладки над предыдущим. Это указывает на связь строительства 17–18 в.в. с традициями киевской архитектурно-строительной школы 11–12 в.в., ведь в такой способ, например, выложены купола Софийского собора в Киеве. В архитектуре собора формы и декор европейского барокко органично слиты со средствами и формами украинской монументальной деревянной архитектуры. Среди всех крещатых пятибанных церквей Украины 17–18 в.в., которые сохранились, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря является самым совершенным, величественным и монументальным произведением.
Верх состоит из пяти граненых бань, поставленных крестообразно, плотно друг к другу. Объемы пристроек в мижрукавьях невелики и не достигают и половины высоты собора, вследствие чего усиливается стройность храма. Грани объемов храма декорированы неширокими пилястрами с капителями оригинальной формы с перевернутыми волютами. На мужской грани Восточного рамена креста — плоская ниша в обрамлении наличников с треугольным фронтончиком вверху. В нише помещалась храмовая икона. Над нишей – узкое окно в форме креста, выше, как и над входом в трапезную – фигурный лепной щит с гербом заказчика, стародубского полковника М. Миклашевского (герб не сохранился). Боковые грани рамен креста имеют по одному узкому высокому окну, обрамленному тонкими полуколонками и треугольным фронтоном. Все рамена креста собора оформлены одинаково.
В архитектуре доминируют вертикальные линии граней, пилястров, наличников. Завершаются объемы антаблементом упрощенного варианта: узкая тяга архитрава, уменьшен по высоте фриз с розетками и развит, но малого выноса карниз сложного профиля. Первый залом верхов обнаружен невысокой кровлей грушевидной формы. Высокие подбанники боковых верхов, восьмигранные в плане, поставленные на сомкнутом срезанном пирамидальном своде. Перекрыты подбанники восьмидольными сомкнутыми сводами, которые в сечении имеют яйцевидную форму. Боковые верхи завершаются банями грушевидной формы. Центральный подбанник, как и в крестово-купольных храмах, опирается на подпружные арки. Он двенадцатигранный в плане, имеет двенадцать окон, перекрыт также двенадцатидольным, яйцевидной формы в сечении сомкнутым сводом, грани которого почти незаметны. Увенчивает центральную баню кровля грушевидной формы, как и на боковых банях. В соответствии с размером средней бани фонарик и его банька крупнее по размерам.
Интерьер храма отмечается высокими архитектурно-художественными качествами. Если во внешнем виде главным мотивом является движение вертикальных линий членения и архитектурных деталей, то в интерьере поражает высотно раскрыто внутреннее пространство. Мастер достигает этого простым, но действующим средством – благодаря тому, что основные объемы вытянутых пропорций увенчиваются банями с заломами, которые открыты к зениту сводов. Игра освещенных и затененных плоскостей, комбинации вертикальных, наклонных и горизонтальных линий заломов создают яркое впечатление.
Подобно структуре деревянных храмов, в Георгиевском соборе с большим изяществом, смелостью и совершенством воплощены принципы органической архитектуры, когда структура внутреннего пространства находит адекватное соответствие в геометрии форм. В этом смысле храм является высоким достижением строительного гения украинского народа и принадлежит к шедеврам мировой архитектуры.
Главным акцентом художественного оформления был пятиярусный резной иконостас (не сохранился). Живописное убранство храма 18, 19 в. и начала 20 в. обнаружено на фасадах. В результате зондажных исследований художник-реставратор А. Ерко в 1973 г. нашел остатки клеевой росписи 18 в. на карнизе западного дверного проема под масляными рисунками площадью до 2 кв. м., обнаружен темно-красный орнамент на светлом фоне, с двух сторон которого – разрисованные лепные розетки. По мнению исследователя, в этом месте был навесной тамбур. На красковом слое композиции под забеливанием зафиксированы также следы пожара. На южном фасаде в профильном обрамлении – композиция «Благовещение» 19 ст., выполнена в технике масляной живописи, что была под росписью начала 20 ст. В ее левой части в полный рост изображение архангела Гавриила, который развернулся на три четверти вправо с поднятой вверх левой рукой, правая рука – на уровне груди. Справа — Богоматерь, сидящая за столом, фигура ее развернута на три четверти влево к Архангелу с едва протянутыми к нему руками. Колорит – от темно-синего до темно-серого. На северном фасаде – композиция «Чудо архангела Михаила», выполнена на начало 20 ст. в технике масляной живописи. Первоначальная роспись не сохранилась, она была сбита с тиньком (доказано зондажем). Обе композиции 19-го — начала 20 в. сохранились плохо, несколько раз возобновлялись, во время исследований законсервированы.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 1999 г., т. 1, (Киев), перевод с украинского.
Один из самых совершенных образцов архитектуры «мазепинского» барокко. Сооружен как новый соборный храм Выдубицкого монастыря. Построение новой соборной монастырской церкви, названной в честь св.Георгия Победоносца, было вызвано тем, что старый Михайловский собор (а вернее, то, что от него осталось) после восстановления XVII в. оказался слишком малым, к тому же опасным из-за оползней. Храм заложен 11 июня 1696 г. на средства стародубского полковника Михаила Миклашевского. Строительство было завершено 15 июля 1701, а 9 октября того же года собор освятил митрополит Варлаам Ясинский.
По пространственной структуре относится к классическому украинскому типу девятидольный пятибанный храм и считается самым совершенным из всех подобных зданий. Архитектор тонко компенсировал расположение собора в глубокой долине, предоставив ему вертикально удлиненные пропорции. Фасады отличаются изысканной барочной декорацией. Автор сооружения неизвестен по имени, но по стилистическим признакам именно он построил Всехсвятскую церковь в Лавре, где в капителях пилястров также использованы уникальные волюты, закрученные не наружу, а до середины.
Интерьер Георгиевского собора изначально не был покрыт стенописью. Интересной особенностью является то, что окна изнутри здания украшены такими же наличниками, что и на фасадах. С белыми стенами контрастировал гигантский пятиярусный иконостас, установленный на средства жены гетмана Даниила Апостола в 1720-е годы. К 1840-м годам на южной стене храма висел портрет основателя – полковника Миклашевского. В настоящее время он хранится в Музее украинского искусства.
Иконостас уничтожен в 1936 г., когда здание использовалось под военный склад. В 1967 г. собор подвергся пожару, в котором сгорели старопечатные книги Исторической библиотеки АН УССР, которые были свергнуты. В 1970-1980-е годы в храме размещались художественные мастерские, в которых изготовлялись скульптуры для Музея Великой Отечественной войны. Впоследствии здесь хранились фонды Института археологии. 9 августа 1998 г. в храме прошла первая служба.
Выдубицкий монастырь, собор Георгия Победоносца, перевод с украинского.
Георгиевский собор занимает доминантное положение в центре архитектурного комплекса. Храм заложен в 1696 г. на средства ктитора монастыря – Стародубского полковника Михаила Миклашевского, а в 1701 г. завершен и освящен митрополитом Варлаамом Ясинским.
По архивным данным, ремонтные работы проводились в 1780, 1784, 1811, 1842 г.г. во время последнего ремонта восстановлена позолота на банях и, очевидно, закончена частичная раскраска интерьера (иконописец – священник И. Жолтонозский). Ремонт производился и в 1891 г., когда по проекту архитектора В. Николаева переделано завершение храма. В начале 1900-х годов центральная баня позолочена, а боковые покрыты голубой краской, поверх которой нанесены золотые звезды; стены внутри побелены. К входам пристроены тамбуры, из которых главный (западный) выполнен в металле.
В 1918 г. от взрыва на Печерске в алтарной стене появилась трещина, а в 1919 г. во время наступления на Киев красных войск Муравьева, была разбита снарядом треть свода главного купола. Баня была полностью переложена под руководством архимандрита Варлаама (Цивенко), последнего игумена в советское время.
25 ноября 1968 г. произошел крупный пожар, который уничтожил деревянные конструкции сооружения, кровлю и бани. Восстановление храма проведено в течение 1968-1969 г.г. под руководством Р. Быковой и при участии М. Говденко. Но, к сожалению, ремонтно-реставрационные работы не учитывали прошлого опыта, в частности, связанного с насыщением цветом фасадов (розетки) и позолотой (херувимы капителей), что обогащало архитектуру храма и соответствовало барочной традиции.
Выполнен в стиле барокко, Георгиевский собор представляет собой самый классический тип каменного крестообразного в плане храма. Пятиглавый девятикамерный храм с тремя входами и размещением в углах ветвей одноэтажных пристроек (кроме северо-западной двухэтажной пристройки, предназначенной для лестницы на верх храма). Объемно-пространственная структура собора состоит из пяти тесно поставленных граненных башен, высота которых намного больше ширины сооружения, что способствует созданию возвышенной вертикальной композиции. Основной объем плавно переходит в высокие, тесно поставленные бани, которые заканчиваются грушевидными с перехватом по низу верхами. Главный двенадцатигранный (с таким же количеством окон) подбанник установлен на подпружных арках и перекрыт сомкнутыми сводами. Высокие боковые подбанники – восьмигранные и поставлены на сомкнутом пирамидальном своде, выполненном в кирпиче по типу так называемых псевдосводов, сформированных напуском каждого из горизонтальных рядов кладки над предыдущим. По своему объемно-пространственному строению каменный Георгиевский собор приближен к формам украинской монументальной деревянной архитектуры.
Фасадные плоскости стен всех рукавов декорированы одинаково, их грани подчеркнуты пилястрами с раскрытым многоступенчатым карнизом. Пилястры завершены оригинальными капителями с «обратными» волютами и херувимами, которые во 2-й половине XIX в. были позолоченными.
Пространство собора хорошо освещается высокими, изящными по форме окнами, расположенными в боковых гранях рукавов. Они обрамлены подвесными колонками, которые пересекаются внизу подоконными группами, а вверху поддерживают треугольные фронтоны.
В центре граней рукавов размещены окна в виде напрестольного креста, выше которых фигурная филенка – щит со звездой (во 2-й половине XIX в. была позолоченной). Над входными порталами западного, северного и южного фасадов – колонные обрамления, внутри которых иконописные (обновленные в XIX в.) изображения XVIII в. св. Георгия (западный фасад), Благовещение (северный фасад) и чудеса св. Архистратига Михаила (южный фасад). Ниже от окна-креста на восточном фасаде – плоская ниша в обрамлении, завершенная треугольным сандриком – местом прежнего расположения храмовой иконы.
Оригинальный характер барочного декора родственен с формами московской архитектуры того времени, что объясняется усилением в этот период украинско-российских связей.
Гармоничному изяществу фасадов соответствует интерьер храма, в котором поражает высота полностью открытого пространства, что является характерным признаком украинской церковной архитектуры.
В свое время главным акцентом интерьера был грандиозный пятиярусный позолоченный иконостас (не сохранился) – великолепный образец резьбы и живописи XVIII века, который эффектно контрастировал с белым цветом стен, лишенных сплошного рисования. На стенах размещались только большие иконы-картины в узких изящных позолоченных рамах, среди которых был и нарисован в монастыре известный портрет основателя храма – полковника М. Миклашевского.
Впечатление от наполненного светом, жизнерадостного по гамме отделки интерьера усиливалось светлым мраморным полом шахматного рисунка, составленного из светло-серых и белых плит.
За изяществом архитектурных форм, безукоризненной пропорциональностью соотношения частей и целого и мастерством пластического решения декора рядом с блестящей интерпретацией в камне исконных сугубо национальных форм церковной деревянной архитектуры Георгиевский собор не имеет себе равных и является шедевром не только украинского, но и мирового зодчества.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г., , перевод с украинского.