Киев. Введенский монастырь.

Вдова капитана Матрона Александровна Егорова ходатайствовала о создании женской общины на Печерске. В пользу общины она пожертвовала свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки перевезли в нижний храм Введенской общины. В 1878-1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь, в нем открыта церковно-приходская школа для девочек.
В 1930-е гг. монастырь закрыли. Колокольню разрушили в 1936 г. В 1941 г. монастырь открылся и вторично был закрыт в начале 1960-х гг. В помещениях монастыря разместилась районная больница, а в других устроили склады.
2/15 июня 1992 г. — третье открытие храма. 23 ноября/6 декабря 1996 г. приходской храм преобразован во Введенский мужской монастырь. 3/16 сентября 2008 г. — прославление прпп. Димитрия и Олимпиады.
Чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение». Эта икона XIX в. — список с одноименной чудотворной псковской иконы 1420 г., празднование которой совершают 16/29 сентября. Во Введенский храм икону передала схимон. Феодора († 1994 г.), хранившая ее у себя 55 лет. 19 июля/1 августа 1993 г. лик Богородицы с Богомладенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ним. Летом 1993 года настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового “Киевское чудо”. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой. От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления. 22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери “Призри на смирение” чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.
Впервые святыня явилась в 1420 году в утешение и ободрение псковичей во время большого голода. Икона хранилась в Пскове, предполагают, что чудотворный образ погиб во время стихийного бедствия. До нас дошли два списка этой иконы. Один находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, второй украшает главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.
http://angela.org.ua/article/a-18.html

Начало Свято-Введенскому монастырю в Киеве положила Матрона Александровна Егорова. Вдова офицера, после гибели мужа в Крымской войне переехала в Киев и решила основать здесь женскую религиозную общину. Матрона Егорова стала скупать недвижимость в Печерском районе, в частности на улицах Московской и Рыбальской, пока не стала собственницей всего квартала. За 16 лет она приобрела абсолютно все дома на вышеупомянутых улицах и в 1877 году обратилась к митрополиту Филофею с просьбой основать на ее средства в Киеве общину для 33 престарелых женщин, вдов и сирот.
Ходатайство Егоровой было удовлетворено, и 4 марта 1878 года вышел соответствующий указ императора Александра II. Новая община должна была пользоваться общими положениями всех женских религиозных общин России (в отличие от монастырей, их члены не обязательно должны были быть монахинями). Указ предусматривал, что община никогда не будет обращаться к митрополии за материальной помощью. В пользу общины Матрона Александровна пожертвовала земельные участки и несколько смежных домов, а также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21000 рублей. Основательница также подготовила все предложения по устройству двух церквей общины, заказала изготовление иконостасов в Санкт-Петербурге. Сама Матрона тайно приняла постриг с именем Димитры в честь Димитрия Солунского, но стать настоятельницей общины ей не судилось. 2 марта 1878 года, пребывая в Санкт-Петербурге матушка Димитра скончалась. По распоряжению митрополита Исидора она была временно похоронена в Александро-Невской Лавре, в «палатке» при Федоровской церкви, но 21 августа 1878 года тело матушки Димитры было перевезено из Санкт-Петербурга в Киев и захоронено, согласно ее предсмертному пожеланию, в Введенской общине, в нижнем храме-усыпальнице.
Место начальницы Введенской общины заняла игумения Евфалия (Евпраксия Лебедева), которая до назначения была рясофорной послушницей Новгородского Десятинского монастыря. Имея в своем ведении уже устроенную общину в составе около 20 сестер, прибывших из различных епархий, игуменья Евфалия немедленно приступила к устройству домовой церкви во имя введения во храм пресвятой Богородицы, находящейся в главном двухэтажном доме общины, и 27 ноября 1878 года этот храм был освящён.
Выполняя пожелание учредительницы общины М. А. Егоровой, были произведены необходимые работы по устройству храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Это был второй храм в доме общины. Этот храм был освящен 30 июня 1879 года. С правой стороны от деревянного с позолотой иконостаса находилась могила учредительницы — матушки Димитры.
7 мая 1901 года на месте женской общины был образован монастырь.
Революционные события советского периода сказались и на жизни монахинь: монастырь был расформирован, инокини репрессированы, а останки настоятельницы Димитры были перезахоронены на Зверинецком кладбище в Киеве.
В течение многих лет в здании монастыря размещался клуб.
В 1941 году монастырь открылся и вторично был закрыт в 1961 году, а монахини переселены во Флоровский монастырь. В помещениях монастыря разместилась районная больница и склады.
15 июня 1992 года произошло третье открытие храма. Осенью 1992 года в храм вернулась икона Божией Матери «Призри на смирение» — на сегодняшний день главная святыня монастыря. Ее принесла в дар схимонахиня Феодора, которой реликвия досталась от священника Введенской обители Бориса Красницкого, репрессированного в 1937 году. Передавшая икону схимонахиня Феодора тайно в течение 55 лет хранила ее у себя в келье во Флоровском монастыре и только в 1992 году передала ее Свято-Введенскому монастырю. Таким образом, для иконы был изготовлен специальный киот, размещена она была слева от иконостаса. Многие верующие утверждают, что данный храм стал известен в городе только благодаря иконе Божией Матери «Призри на смирение», поскольку сюда стали приходить паломники, чтобы поклониться чудодейственному образу. И чудо все-таки произошло. 1 сентября 1993 года на стекле, под которым находилась икона, запечатлелся образ Божией Матери, хотя икона была расположена таким образом, что абсолютно не касалась стекла.
При обретении мощей основательницы было установлено, что святые мощи сохранились частично, нетленными остались голова и верхняя часть тела.
6 декабря 1996 года приходской храм преобразован во Введенский мужской монастырь. 18 апреля 2008 года постановлением священного Синода Украинской православной церкви монахиня Димитра (Матрона Александровна Егорова) была причислена к лику местночтимых святых.
http://worldwalk.info/ru/catalog/2398/

Заметное место в деле христианского милосердия занимали женские религиозные общины, которые появились в середине XIX в. и получили большое распространение. Общины объединяли женщин всех возрастов и сословий с единым духовным намерением — служения страждущим. В отличие от монастырей, в общине не требовалось пострижение в инокини, но соблюдался обет безбрачия и правила религиозной и трудовой жизни. Путь развития и характер этих общин был различен, но каждая из них отмечена личностью и жизненным путем ее учредительницы. Первой такой общиной в Киеве стала Свято-Введенская, основанная Матроной Александровной Егоровой.
Матрона Александровна Егорова родилась в Силистии (Болгария) в 1810 году. После гибели мужа, капитана Егорова, она переехала в 1856 году в Киев и поселилась на Печерске. В течение многих лет она скупала близлежащие дома, и к 1876 году в ее владении оказался почти целый квартал, в котором она предполагала разместить общину. Свое намерение о создании общины М.А. Егорова изложила в духовном завещании, составленном в Санкт-Петербурге.
В июне 1877 года она обратилась к Его Высокопреосвященству Митрополиту Киевскому Филофею с прошением об учреждении в границах ее имения женской общины под именем Введенской, для призрения 33 вдов и сирот, не имеющих пристанища и средств к существованию, и желающих посвятить себя служению Церкви и ближнему, вести богоугодную жизнь. В пользу общины она пожертвовала свои дома с усадебною при них землею и представила основной капитал в 21 тыс. руб. Ходатайство М.А. Егоровой было удовлетворено, и Высочайшим Указом от 4 (17) марта 1878 года, подписанным Государем Императором Александром II, в Киеве была учреждена новая община на общем положении всех женских религиозных общин в России.
Однако М.А. Егоровой не суждено было увидеть результат святого дела, состоявшего в окончательном устройстве и освящении Введенского храма в главном доме общины. Она скончалась 9 (22) марта 1878 года в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью иноческий постриг с именем Димитра, и была похоронена в Александро-Невской Лавре. Место начальницы Введенской общины заняла игуменья Евфалия (Евпраксия Лебедева), которая до назначения была рясофорной послушницей Новгородского Десятинного монастыря. Имея в своем ведении уже устроенную общину в составе около 20 сестер. Прибывших из различных епархий, игуменья Евфалия немедленно приступила к устройству домовой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, находящейся в главном двухэтажном доме общины, и 14 (27) ноября 1878 года Высокопреосвященнейший Филофей Митрополит Киевский и Галицкий торжественно освятил новый храм.
В просторном светлом храме ко времени его освящения были расписаны только своды церкви и установлен изящный иконостас, отличавшийся замечательными по достоинству живописи иконами и окладами их украшавшими. Подобного иконостаса еще не было в Киеве. Он был выполнен в Санкт-Петербурге мастером Пошехоновым, который сам установил его в храме. Богослужения в церкви совершались ежедневно назначенными Киево-Печерской Лаврой иеромонахами, а со временем община пожелала иметь постоянного дьякона и священника, которым назначалось жалование, предоставлялась квартира в самой обители и пропитание.
Одновременно с завершением строительства Введенского храма шли работы по устройству еще одной церкви общины. В июле 1878 года было дано Высочайшее разрешение на перевезение (7-8 (20-21) августа 1878 года) тела умершей М.А. Егоровой из Санкт-Петербурга в Киев для предания земле в подвальном склепе церкви Введенской общины, в специально подготовленном для этого месте. Выполняя пожелание учредительницы общины М.А. Егоровой, были произведены необходимые работы по устройству храма во имя св. вел. Димитрия Солунского. Это был второй храм в доме общины. Церковь во имя св. вел. Димитрия была освящена 17 (30) июня 1879 года Высокопреосвященнейшим Филофеем, в присутствии высшего духовенства, благочинного, настоятелей и наместников киевских монастырей. В новом храме была отслужена Божественная литургия. В то время церковь была оштукатурена, и стены побелены известью. С правой стороны от деревянного с позолотой иконостаса находилась могила учредительницы — м. Димитры.
В течение 80-х годов XIX ст. на территории общины производились работы по ее благоустройству, заменялись обветшавшие деревянные постройки, возводились новые, в том числе, в 1882 году была построена каменная колокольня с подъездными воротами во двор. Постепенно Введенская община превратилась в крепкое слаженное хозяйство, где имелось все необходимое для нормального жизнеобеспечения ее насельниц, которые размещались в четырех корпусах, в светлых удобных кельях. В усадьбе находилась гостиница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия.
К 1892 году начальницей Введенской общины была назначена м. Клеопатра (Агния Пономарева), которая успешно управляла обителью на протяжении многих лет. К началу XX ст. община прочно встала на ноги, заслужила добрую репутацию и была широко известна в округе. Количество сестер в обители, желавших посвятить свою жизнь Богу, приняв на себя иноческий постриг, увеличилось до 118. Община по своему статусу не принадлежала к числу монастырей, но формально обитель выполняла его функции, поэтому 28 ноября 1900 года начальница Введенской общины м. Клеопатра подала прошение в Священный Синод о поднятии статуса общины до статуса монастыря.
Свидетельствуя о духовном преуспевании и материальном обеспечении, Киево-Введенская женская община Указом от 30 апреля (13 мая) 1901 года была превращена в женский того же наименования общежительный монастырь. В 1901 году в монастыре была открыта церковно-приходская школа для девочек. Для одноклассной школы монастырь предоставил необходимое помещение и жилье для 45 девочек, обучавшихся в ней. В 1917 году церковно-приходская школа была передана в ведение Киевского городского общественного правления.
В годы советской власти монастырь продолжал свое существование, хотя отношение государства к церкви заметно менялось. Расцвет антицерковной борьбы приходится на 20-30 годы, когда активно изымались церковные ценности, уничтожались или закрывались многие храмы и обители. К 1934 году в Киеве было закрыто 67 православных общин, среди них — Свято-Введенский женский монастырь.
Во время Великой Отечественной войны позиция православной церкви в обществе заметно укрепилась, благодаря не только патриотизму руководства и основной массы священнослужителей, но и оказанию реальной помощи фронту. Фашисты также не препятствовали открытию на оккупированной территории православных монастырей, надеясь на поддержку Православной церкви. В ноябре 1941 года в оккупированном Киеве было открыто несколько православных обителей, в том числе и Свято-Введенский монастырь, насчитывавший в то время 34 насельницы, которыми управляла игуменья Елевферия.
После освобождения города насельницы монастыря приняли на себя шефство над военным госпиталем, стирали одежду, собирали передачи для фронта. Однако в начале 60-х годов монастырь был вновь закрыт, а в освободившихся помещениях разместилась районная больница. В некоторых зданиях были устроены склады. Захоронение основательницы общины м. Димитры было перенесено на Зверинецкое кладбище.
Казалось, на этом и закончился недолгий век монастыря, и вся унылая картина его разрушения за последние десятилетия способна была вызвать лишь чувства горечи и сожаления. Но нашлись люди, которые считают, что пройдя через тяжкие испытания и унижения, почти все утратив, монастырь значительно приобрел в духовном плане. И хотя Введенская обитель не столь знаменита, как другие киевские монастыри, и 120 лет ее истории не запечатлены в архитектурных шедеврах, и велик урон нанесенный человеческим равнодушием и небрежением, возрождение Свято-Введенского монастыря в 1992 году стало событием для нашего города. С этого времени начала свою работу сначала община, которую возглавил игумен Дамиан.
С первых дней начали проводится реставрационные работы в Введенской церкви, где долгое время находился актовый зал одного из учреждений, размещавшихся в монастырских постройках. По немногим уцелевшим фрагментам была восстановлена первоначальная живопись XIX века, вместо утраченной — выполнены новые композиции. Вскоре общине был передан нижний храм во имя св. вел. Димитрия Солунского. За сравнительно короткое время многое было сделано для поддержание внутреннего благолепия этого храма. И 8 (21) августа 1996 года крестным ходом со Зверинецкого кладбища в торжественной обстановке мощи м. Димитры были вновь возвращены и установлены в усыпальнице для всеобщего поклонения.
23 ноября (6 декабря) 1996 года последовал Указ Синода Украинской Православной церкви об открытии Свято-Введенского мужского монастыря. Настоятелем назначен о. Дамиан, который к тому времени был возведен в сан архимандрита.
Немало трудностей пришлось пережить обители, поэтому здесь с особым тщание хранятся местночтимые святыни. Их немного, но они очень дороги прихожанам как свидетельство вечной силы и крепости Святой Православной Церкви. Множество паломников со всей Украины и отдаленных уголков православного мира приезжают в храм, чтобы поклонится мощам м. Димитры и святыне монастыря — чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение». Эта икона XIX века является списком с чудотворной иконы 1420 года, явившейся на Каменном озере Псковской области. В Введенскую церковь икона была передана схимонахиней Феодорой († 1994 г.), которая хранила ее у себя в течении 55 лет. В августе 1993 года лик Богородицы с Младенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ней. Киевские ученые, проведя всестороннее исследование, пришли к выводу, что изображение на стекле является нерукотворным, и в то же время не смогли дать научного объяснения произошедшему чуду. Указом Синода Украинской Православной церкви 9 (22) ноября 1995 года икона Божией Матери «Призри на смирение» признана чудотворной. Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к ней с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.
Неуклонным соблюдением монастырского богослужебного устава обитель заслужила любовь верующих киевлян и многочисленных паломников. Можно с уверенностью сказать, что все, кто приходят в обитель с чистой верой и молитвой получат душевное успокоение и новые силы для преодоления жизненных невзгод.
Свято-Введенский мужской монастырь в г. Киев

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?