Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 г. Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства. Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.
За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.
Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 г., восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма. До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров. В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной.

Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.
По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.
Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви.
Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония. Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.
Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.
По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.
В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.
В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Ни одна церковь в древней Руси не была столь почитаема, как соборная Великая церковь Печерской обители. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви. Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.
Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Эго все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.
В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.
Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 г. на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.
До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предгеченским приделом.
Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы. На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722-1729 гг. церковь возобновлялась.
О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».
Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.
Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.
В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.
До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708-1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.
Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева). В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.
До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви. В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах. Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.
Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию. принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее — пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, — два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.
Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя. Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.
У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.
В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке. В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.
Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.
В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой. В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.
Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале. Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй — царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства. К киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли. Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало — барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII—XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.
Революция 1917 г., принесшая с собой разорение и осквернение Лавры, уничтожила большую часть ее уникальных святынь. 1 января 1930 г. монастырь был закрыт. Еще в 1922 г. на его территории было устроено так называемое «Музейне містечко». Большая часть лаврских святынь была разворована, остальное — конфисковано и передано в качестве экспонатов атеистическому музею, цинично названному «Историко-культурным заповедником». Многие из них исчезли бесследно. В годы фашистской оккупации была утрачена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Успенском соборе до его варварского уничтожения в годы войны. После взрыва 1941 г. до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины — как символ разрушительности безбожного режима. В 1988 г., когда монастырь только начал возрождаться после десятилетий богоборчества, первая литургия в праздник Успения Божией Матери состоялась при большом стечении верующих на обломках некогда «небеси подобной» церкви.
Согласно постановлению Совета Министров УССР 1991 г. «Про перелік культових будівель — визначних пам’яток архітектури, які не підлягають передачi у постійне користування релігійним організаціям», к таким памятникам были отнесены многие лаврские строения. Заказчиком работ по восстановлению Успенского собора выступила Киевская городская государственная администрация, генеральным подрядчиком — корпорация «Укрреставрация», генеральными проектировщиками — АТ «Киевгенплан», «Киевпроект» под общим руководством О.А. Граужиса. «Укрзахідпроектреставрація» разработала концепцию восстановления интерьера собора под руководством Р.И. Могитыча. Большой вклад в восстановление Великой церкви внесла Украинская Православная Церковь, в частности и сама Киево-Печерская Лавра.
21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в. Высота храма достигает 51,7 м, высота центрального креста — 4,2 м.
Над воссозданием барочных фронтонов, которыми во второй половине XVIII в. были украшены фасады храма, работали киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко. Образы пророков, Архангелов и преподобных Печерских написаны в свободной художественной манере, характерной для украинского барокко. Теми же авторами расписаны фасады собора. В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций. Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота. Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.
В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужат образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнят отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко. На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.
При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов.
Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.
Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». — Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.20-41

Первоначальная церковь основана преподобными Антонием и Феодосием в 1073 г. и освящена в 1089 г. Разрушенная в 1240 г. татарами, она была возобновлена на том же основании в 1470 г. князем Симеоном Олельковичем. В 1720-1723 г.г. церковь ремонтировалась после пожара, постигшего Лавру в 1718 г., и была обнесена пристройками, создателем которых вероятно был Федор Старченко.
Храм каменный, одноэтажный; древний храм византийской трехнефной конструкции; позднейшие пристройки значительно изменили весь план. Приделов в настоящее время пять, глав – семь, все грушеобразные; шесть из них восьмигранные и внутри и снаружи, главная – 12-гранная снаружи и круглая внутри, на центральной главе – изображение голубя, на парапетах медные звезды со «славами».
Снаружи храм оштукатурен и выкрашен белой краской. Внутренние стены богато украшены лепкой, живописью, позолотой, майоликой. На главном фасаде висит железная доска с изложением истории храма. Надпись на главной апсиде гласит, что церковь «капитально обновлена» в 1880 г.; имеется также отметка высоты древней кладки. В апсидах бреши: они заделаны и обведены красным пунктиром.
Апсиды главного алтаря перекрыты сферическим сводом; в алтарях приледов своды крестовые, в алтарях на хорах плоские купольные. Кровля собора из медных листов покрашеных зеленой краской.
Самая древняя часть церкви – придел Рождества Иоанна Предтечи; старые стены его выходят в придел святого архидиакона Стефана. Продолжение тех же стен оштукатурено и плохо раскрашено бесхарактерным современным орнаментом. В приделе и алтаре святого архидиакона Стефана сохранилась старинная живопись; в приделе и алтаре правой стороны (Иоанна Богослова) живопись XVIII века, во всем остальном храме – новая, довольно плохая. В приделе Рождества Иоанна Предтечи живопись обновлена года три тому назад по старому. В куполе над главным алтарем, заглушенном при последнем ремонте, сохранилась живопись по характеру такая же, как в приделе святого Стефана. Ее теперь можно видеть только с крыши.
Главный иконостас резного крашеного позолоченого дерева, пятиярусный. Однако он был разобран в 1905 г. и в настоящее время в церкви стоит лишь первый его ярус. Царские врата – серебренные, золоченые, чеканной работы. Все прочие части – в помещении 2-го яруса лаврской колокольни. Они были свалены в кучу и так пролежали около 20 лет. В 1919 г. все эти остатки были прекрасно рассортированы и описаны моим помощником Бибиковым.
Колокольня каменная, оштукатуренная, четырехярусная, построена архитекгором Шеделем (1735-1743). В плане она представляет восьмиугольник, украшенный по углам дорическими, ионическими и коринфскими колонками. Один из них пожертвован Мазепой «по обещанию своему и по родителевому повелению».
Специальной ограды храм не имеет, так как находится на общем лаврском дворе. По фасаду храма и внутри на стенах находятся медные доски, свидетельствующие о погребении целого ряда выдающихся деятелей, в том числе князя Острожского, митрополита Петра Могилы, фельдмаршала Румянцева-Задунайского. Этому последнему в правом приделе у задней стены воздвигнут памятник, мраморный, в классическом стиле. В притворе на левой стороне находится замечательный памятник князю Острожскому, в стиле позднего возрождения.
Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). — Мюнхен, 1923 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?