Киев. Успенская Киево-Печерская Лавра. Надкладезная часовня Антония Печерского.

В нижней части Лавры, около Ближних Пещер, находится многовековой парк, остаток леса, в древности окружавшего Печерскую обитель. У ворот стоят две часовни, построенные над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Возле часовен всегда можно увидеть многочисленных паломников. Молящиеся крестятся и с благоговением пьют Святую воду. Лаврские источники освящены многолетними подвигами Печерских Святых, их трудами по устроению обители.
В летописи, повествующей о житии преподобных, Киево-Печерском Патерике, говорится о том, как преподобный Антоний, основав Печерский монастырь, собственноручно ископал колодец для удовлетворения потребностей братии. Затем его примеру последовал и преподобный Феодосий, когда стал игуменом обители. Интересно, что несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус. Существует предание, что во вкусе воды проявилась разница в характере основателей русского иночества. Святой Антоний отличался особой душевной теплотой, имел дар слез, поэтому вода в его колодце очень мягкая. Преподобному Феодосию, так как он был игуменом, временами приходилось вразумлять строптивых братьев, что, естественно, требует известной твердости, поэтому вода в Феодосиевом колодце весьма жесткая, прошедшая через известь. Правда, некоторые исследователи утверждают, что колодцы, ископанные преподобными, находились в другой части Лавры.
На нынешнем месте источники, носящие имена святых, упоминаются лишь с XVII века. Возможно, это и так, но многовековая история Лавры явно свидетельствует о том, что благодать основателей монастыря присутствует на Лаврских источниках. Каждый богомолец, посетивший Киев, наряду с другими святынями, обязательно брал в обратный путь воду из Лаврских колодцев. В качестве емкости для Святой воды использовались специальные бутыли, с изображениями Антония и Феодосия, которые выдувал расположенный неподалеку монастырский стекольный завод. При нынешней реставрации источников в отвалах земли было найдено множество осколков подобной посуды. О почитании Святых колодцев свидетельствует и тот факт, что построенная неподалеку от них Церковь была освящена в честь праздника Живоносного источника Божией Матери. В этот день Церковь вспоминает чудо исцеления слепого после того, как он напился воды из лесного ключа, указанного ему Пресвятой Богородицей.
В годы лихолетья Лаврские источники постигла общая судьба оскверненных безбожниками Святынь. Восстановленная в послевоенное время обитель соседствовала с музеем атеизма, разместившемся на верхних территориях. Старожилы рассказывают о том, что какая-то злая сила непременно тянула атеистические экскурсии к колодцам. В источники плевали, бывали случаи, когда безбожники, несмотря на всеобщую нищету, бросали в источник шапки, мерзли, но были довольны, что так удачно посмеялись над «поповскими выдумками». Подобные эксцессы заставили верующих переоборудовать колодцы, выполнив их в виде колонок с насосом.
После закрытия монастыря в шестидесятом году православные продолжали ходить в Лавру за Святой водой. На Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами выстроилась километровая очередь. На следующий день власти, нисколько не смущаясь тем, что уничтожают памятник истории мирового значения, заровняли бульдозерами место источников, а сверху разбитого основания проложили канализационную трубу. Когда на тысячелетие Крещения Руси в обители возродили монашескую жизнь, немалых трудов стоило отыскать месторасположение колодцев. После долгих поисков братии удалось под грудой строительного мусора обнаружить облицовочную плитку, которой было выложено основание источников.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?