Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых.

Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696-1698 гг.
Построена одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718 — 1727 гг. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями кио- та и установлены на северной и южной стенах церкви [120]. В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В 1906 г. расписан интерьер учениками Лаврской живописной школы (под руководством худож. И. С. Ижакевича).
Церковь кирпичная оштукатуренная двухъярусная пятикупольная, в плане представляет собою равноконечный крест с прямоугольной пристройкой с восточной стороны. Главы грушевидные с перехватом. В композиции и решении внутреннего пространства зодчий применил традиционный прием украинской народной архитектуры. Снаружи церковь украшена разнообразной формы нишами, картушами, поясками, окна обрамлены наличниками, стены завершены развитым многопрофильным карнизом. В пластике фасадов видны черты, характерные для русской архитектуры XVII в., что указывает на влияние русского зодчества. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовым сводом. В церковь, расположенную на втором ярусе, через аркаду ведет крытая галерея с широкой лестницей из дуба. Аркада перекрыта сводом, покрыта двускатной крышей с фронтоном на торце, украшенным лепным растительным орнаментом, характерным для форм украинского барокко XVIII в. Интерьер расписан сюжетной и орнаментальной масляной живописью. Иконостас из липы резной трехъярусный позолоченный в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.
В 1958—1959 гг. реставрирована. Были заменены деревянные конструктивные элементы. Все главы покрыты медью и позолочены, восстановлен декор фасадов. В 1968—1973 гг. проведены исследования и реставрация интерьера (под руководством И. П. Дорофиенко). В результате исследований была выявлена первоначальная орнаментальная клеевая роспись XVII в. в нише южной части церкви, на западной стене и на панели в алтарной части. Всехсвятская церковь является одним из лучших памятников украинского зодчества и может быть отнесена к шедеврам мировой архитектуры.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр.57-58

О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений. Церковь Всех Святых, как и большинство строений монастыря, пострадала во время пожара 1718 г., но вскоре была восстановлена. Храм расписали только после капитального ремонта в 1906 г. художники и ученики лаврской иконописной школы под руководством Ивана Сидоровича Ижакевича. Эскизы всех росписей разрабатывал лично И.Ижакевич, ему помогали иконописцы и самые одаренные ученики. Система росписей построена таким образом, что большинство фигур святых размещена на оконных откосах. На стенах храма доминирует декоративный элемент.

Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. В левой руке Он держит открытую книгу с надписью: «Азъ єсмь Свьтъ мира», десница приподнята для благословения. Как Вседержитель Мира, Он окружен небесными силами — серафимами. Их изображения также размещены в боковых куполах, в центре каждого свода на одном уровне написано слово «Свят», которым серафимы прославляют Бога. Ближе к Христу — на парусах по традиции изображены евангелисты, но в церкви Всех Святых изображены лишь два евангелиста: на юго-западном парусе — святой Марк со львом, на северо-западном парусе изображен святой Лука с его символом быком. Два других паруса прикрыты иконостасом. На арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви. Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно, в зависимости от их рода деятельности или места, которое они занимали в истории монастыря. Так в юго-восточном оконном проеме изображены прп. Никола Святоша и Прохор Лебедник. Далее, по кругу изображены — прп. Нестор Летописец, Исаакий Затворник, Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, Марк Пещерник, Авраамий Трудолюбивый, Леонтий и Геронтий — канонархи Печерские, прп. Иеремия и Матфей Прозорливый, Иоанн и Феофил Печерские. На оконных откосах северной части храма — изображения врачей прп. Агапита и Дамиана, иконописцев Григория и Алипия, диаконов Ахилы и Анастасия. Завершают круг фигуры прп. просфорников Спиридона и Никодима. По обеим сторонам входа в церковь в полный рост размещены изображения киевского князя Владимира и составителей славянской азбуки свв. Кирилла и Мефодия. На стене алтарной части, закрытой иконостасом, размещены изображения основателей Киево-Печерского монастыря прпп. Антония и Феодосия, первых игуменов монастыря прп. Никона и Варлаама, а также прпп. Тита, Кукши, Игнатия, Поликарпа. Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.

Особое впечатление производит интерьер церкви с открытым и освещенным до самого верха подкупольным пространством. Внутреннее строение храма своей конструкцией соответствует внешнему делению строения на пять камер. Каждой камере в храме соответствует свое подкупольное пространство. Свод алтарной части значительно приподнят кверху, где его восьмигранный проем соединяется со световым барабаном. Центральная часть храма вверху ограничена четырьмя соединенными между собой арками. Вместе с парусами они образуют круглое отверстие, переходящее в световой барабан цилиндрической формы. Интерьер церкви дополняют два мраморныхмозаичныхкиота, установленные на южной и северной стенах. Киоты были выполнены в начале XX ст. киевским мраморных дел мастером Иваном Антоновичем Дрекслером для Трапезной церкви, но в 1902 г. по требованию Духовного собора перенесены в церковь Всех Святых. Иконы для них написал академик живописи В.Фартусов. На одной иконе изображен Иоанн Предтеча, а на другой — прп. Иоаникий Великий.

Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас — образец декоративно-прикладного искусства XVIII ст. Иконостас в церкви символизирует наше единение с Богом, в то же время отдаляет нас от алтаря- символа Царства Небесного. Первый иконостас храма сгорел во время пожара 1718 года. В 1741 р. Илларионом Сповольским и Солофеилом Никитичем в лаврской мастерской была закончена работа над новым трехъярусным иконостасом. Он оформлен в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.Из конструктивного строения видно, что этот иконостас был изготовлен не для церкви Всех Святых, а был перенесен из какой-то другой церкви. Он состоит из трехярусов, разделенных между собою карнизами, которые поднимаются над Царскими вратами полукругом или заломами. Резное обрамление икон напоминает закругленный сверху оконный проем. Выделяется нижний, цокольный ряд иконостаса, где использованы классические архитектурные формы. Колонки между иконами украшены изображением виноградной лозы. К алтарной части церкви из иконостаса ведут трое дверей с трехгранным завершением, характерным для народной украинской архитектуры. Средние — Царские врата — по размерам более высокие и широкие, чем боковые — диаконские двери. Они состоят из двух створок, вырезанных из деревянных досок, украшенных ажурным орнаментом в виде акантовой листвы и гроздей винограда. Правая створка увенчана короной. Над Царскими вратами расположен резной ажурный полукруг с образом Спаса Нерукотворного. На диаконских дверях вместо фигур архистратигов изображены фигуры двух венценосных святых — византийский император Константин и киевский князь Владимир Святославич. В начале в иконостасе было 52 иконы, но во время Второй мировой войны они были утеряны и осталось всего 36.

Одно из лучших сооружений стиля «мазепинского» барокко конца XVII в., находящееся на территории Киево-Печерской Лавры, признанный шедевр украинской архитектуры. Церковь Всех Святых над Экономическими воротами сооружена в 1696-1698 г.г. на средства гетмана Ивана Мазепы, герб которого украшал северный фасад над воротами (недавно восстановлен). Церковь сооружал неизвестный по имени, но гениальный зодчий, которому, по стилистическим признакам, безусловно принадлежат Георгиевский собор Выдубицкого монастыря, Феодосиевская церковь и некоторые другие здания.
Храм возведен над боковыми хозяйственными воротами монастырских стен. Через них преимущественно завозили продукты и строительные материалы. Однако сооружение производит возвышенное, торжественное впечатление. Оно построено по обычной схеме крестообразных пятичастных церквей, но отличается безукоризненными пропорциями, соотношением масс и красивым очертанием пирамидального силуэта. В низком первом ярусе устроены ворота проезда. Лестница на второй ярус ведет с юга к западному входу в церковь. Первоначально она была открытая либо имела крышу на деревянных столбах. Помещение церкви очень хорошо освещено благодаря большому количеству окон в стенах и в пяти световых барабанах куполов. Под полом в слое песка установлены ряды пустых кувшинов, которые играют роль резонаторов звука. Фасады очень пластично декорированы лопатками, карнизами и наличниками окон. Своеобразной «визитной карточкой» зодчего являются удивительные волюты в завершении лопаток — они закручены не наружу, а внутрь.
Церковь была сильно повреждена во время пожара 1718 г., но уже к 1721 г. ее капитально отремонтировали, пристроив с востока помещение ризницы, а с запада — закрытый притвор со ступенями. Около 1742 г. к притвору с южной стороны пристроено крыльцо в виде небольшой аркады с фронтоном. Аркада выполнена в формах, характерных для творчества Йоганна Шеделя, а фронтон отличается чудесной лепкой. Тогда же в церкви установлен трехъярусный иконостас, переделанный лаврскими резчиками Иларионом и Солофеилом из иконостаса какой-то другой церкви — он не совсем подошел по размеру. Резьба этого иконостаса достаточно слабая, много икон наместного и деисусного чинов утеряны. На северных и южных дверях вместо архангелов или архидиаконов написаны император Константин Великий и киевский князь Владимир Святославич.
В 1903 г. в церковь перенесены из Трапезной два мраморных киота с мозаичными изображениями. В 1904 г. проведен капитальный ремонт, позолочены купола. Новая стенопись выполнена в 1906 г. учениками Лаврской иконописной мастерской под руководством Ивана Ижакевича. Она отличается повышенной декоративностью и преобладанием орнаментальных мотивов, что обусловлено стилистическим влиянием модерна.
http://churchs.kiev.ua

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?